Подавленное состояние, в котором находится все большее количество людей, называют «депрессией». Но становится ли человеку лучше, когда он узнаёт, как называют его состояние другие люди? Помогает ли это ему лучше справляться с жизнью?Нет. Тем более, что это слово неверно отражает суть.А если вспомнить, что статус науки психиатрия сто лет назад получила при поддержке (если не сказать «под давлением») фонда Рокфеллера, того самого, который основал ВОЗ, то на этом присказку можно и закончить.Мир это не существительное, а процессВ языке слово «река» считается существительным.Но в жизни река — это процесс. Река не отделена от Природы, в отличие от существительного "река", слова, которое существует в языке отдельно от других слов.Слово «река» заключено в жесткие рамки определения. Его можно использовать.Река — это процесс изменений, с которым можно взаимодействовать и который сам производит изменения.И это кардинальным образом меняет подход.Настоящая река непостоянна ни во времени, ни в пространстве. Она где-то начинается, развивается, протекает через поля и леса, собирая воду из источников, и питает тех, кто помогает ей существовать и развиваться.Жизнь реки — это обмен. Когда обмен нарушается, река начинает "болеть". Без обмена река превращается в болото и высыхает.Но ни одна река не возникла «вдруг", из "ниоткуда».И ни одна река «вдруг» не пересохла.Каждый живой процесс, явление имеют свою линейку постепенности. Мудр и предусмотрителен человек, который это понимает.Такой человек способен улучшить ситуацию.На Измайловских прудах расцветают яблони, наглядно демонстрируя принцип: нет ничего постоянного. Очень трудно уловить точный момент перехода от почки к цветку, от цветка к плоду. Если такой момент вообще существует.В обход «лобовой» логикиВ науке о человеке "лобовые" методы работают очень плохо. Чаще они причиняют вред. "Лобовые" методы действуют по принципу "болезнь — это существительное".Даосский подход к человеку исходит из того, что человек — это целостное явление, процесс. К тому же сильно нелинейный.Почему логический, «лобовой» подход столь неэффективен для понимания человеком самого себя? Логика опирается на известные и научно доказанные факты. Но много ли таких фактов о человеке вы знаете? Но если хотя бы один факт, данное оказывается ложным, то все логическое сооружение рассыпается.Одна ошибка — рушится все здание!Не очень надежная конструкция, согласитесь. Ни один инженер в здравом рассудке, даже «после вчерашнего» не спроектирует такую конструкцию.Даосы используют другой подход. Не такой точный (на первый взгляд), зато максимально надежный. Как сказал бы тот инженер "после вчерашнего" — с "защитой от дурака".С человеком хорошо работает не логика, а картинки, метафоры, обладающие свойством Целостности.Чтобы понять Целое, не обязательно понимать все его части.Метафора подавленияСлучалось ли вам заблудиться в лесу?Я понимаю, что не каждый из нас подолгу бродил в красноярской тайге, но чтобы уловить смысл метафоры это и необязательно. (Можно вспомнить, как вы заблудились в незнакомом городе) .Что вы чувствуете в первый момент, когда только начинаете догадываться, что, кажется, потеряли путь? Некоторое волнение, беспокойство, растерянность. Появляются разные, взаимоисключающие мысли. «Налево? Но вроде я пришел справа. Да и солнце было с другой стороны ...»То, что мысли взаимоисключающие, не проблема. Проблема, что все они в одной голове одновременно, поэтому спутываются в один клубок.Пока остается надежда, «Вон там, за тем бугром покажется тропинка и все будет хорошо». Поэтому вы не особенно паникуете, а просто беспокоитесь. Это еще далеко не депрессия. Но уже и не привычно-комфортное состояние. Но когда вы начинаете понимать, что действительно запутались, ваше состояние быстро меняется. Не в лучшую сторону. Волнение переходит в панику. Вы судорожно пытаетесь решить проблему немедленно, «здесь и сейчас». «Если не получится быстро выбраться из леса, то лучше и не думать, чем это может закончиться! Но как не думать, если ...»С момента, когда начинает происходить реальное осознание, что быстро выбраться не получится, у большинства людей тревога переходит в панику. А паника еще быстрее переходит в отказ от попыток сопротивляться «стечению сложных объективных обстоятельств».Расстроенный, растерявшийся, испытавший панику человек смиряется с обстоятельствами, падает духом и прекращает попытки исправить ситуацию. Именно в этот момент ситуация-как-процесс, превращается в ситуацию-как-существительное. А с существительным ничего нельзя поделать. Оно ведь объективно существует! ..Психика человека в этом состоянии оказывается «под давлением» обстоятельств. Он чувствует себя подавленным. Он впадает в депрессию.Но давить можно только на то, что объективно существует. Давить на то, что происходит, на изменяющийся процесс невозможно. С процессом можно только взаимодействовать.Когда такое состояние «существования", восприятие процесса изменений психики как куска материи, становится привычным, тогда говорят, что человек запутался в жизненных обстоятельствах. Или впал в "депрессию».Но в чем именно он запутался?Что именно на него давит?Невозможно запутаться в «обстоятельствах". Обстоятельства бывают "легкими" или "трудными", но они не бывают "запутанными". Обстоятельства неспособны "давить». Запутаться можно в мыслях, в своих отношениях с миром.Вы легко обнаружите в своем окружении людей, которые и в "трудных" обстоятельствах не чувствуют себя подавленными. И людей, у которых "все тип-топ", но депрессия — их постоянная спутница.--------------------------------------------------------------------------------------------Как и почему человек превращает обстоятельства — в "пресс, который давит"?Как отношение превращаются в объект, с которым ничего нельзя поделать? Расскажу об этом в следующей статье.Приглашаю вас в мою группу ВК.#эмоциональное_выгорание