{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Монокорпорация СССР: Экономические субъекты

Монокорпорация СССР: Экономические субъекты

Вопрос ликвидации частной торговли ( https://vc.ru/u/116881-mihail-eliseykin/458703-monokorporaciya-sssr-likvidaciya-chastnoy-torgovli ) , производства и капитала упирается в терминологическую проблему - нет чёткого представления о том, что же в данном случае считать ЧАСТНЫМ. Устав Монокорпорации СССР (так же известный как "Конституция СССР 1936 года" ) содержал упоминание о "общественной", "социалистической", "частной" и "личной" собственностях. Однако, если попытаться провести чёткие границы этих вариантов, да ещё с учётом деления "социалистической" на "государственную" и "кооперативно-колхозную", то с этим возникнут большие сложности. Причём, эти сложности возникают не только при современных обсуждениях, но могли возникнуть даже в 1930-х - уже тогда поднимались вопросы об извращениях, искажениях и неправильной трактовке тех или иных идей о социалистической собственности.

Поэтому, в своей модели об СССР, как о монокорпорации, я опираюсь на более надёжный критерий - экономическую субъектность. Значительная часть глав в "Монокорпоарация СССР" будет именно о том, у кого эта самая экономическая субъектность была, у кого - нет, и во что это выливалось.

Для начала, раз уж вопрос терминологический, то сперва надо определиться с тем, что такое эта самая экономическая субъектность и как определить её наличие или отсутствие.

Я исхожу их следующей формулы: "Экономическая субъектность - способность распоряжаться собой при ведении экономической деятельности за пределами самого себя".

Способность распоряжаться собой может проявляться в разных вариантах: - сам принимаешь решение стать производителем - сам принимаешь решение что производить - сам принимаешь решение у кого и по какой цене покупать сырьё - сам принимаешь решение кому и по какой цене продавать продукцию

Ещё более важными проявлениями являются: - не становиться производителем - не производить - не покупать сырьё - не продавать продукцию

И, наконец, самым явным и бесспорным проявлением субъектности является отказ от субъектности - закрыться и прекратить экономическую деятельность.

Да, конечно же, не существует 100% субъектности (и не только экономической) - любой субъект ограничен условиями экономической, юридической и даже физической реальности.

- Продуктовый магазин не может просто так отказать покупателю. - Есть разные виды лицензируемых товаров и услуг, которые нельзя продавать в режиме "так как вздумается". - В конце концов, заключённые договора являются вариантов временного ограничения субъектности

Есть много разных случаев ограничения экономической субъектности, поэтому её никогда не бывает 100%.

А вот 0% субъектности бывает и мы часто видим это в жизни.

Наёмный продавец в продуктовом магазин не может определять ассортимент и цену товара - он является частью экономического субъекта, его подразделением, и подчиняется руководству этого самого экономического субъекта.

У него, конечно же, есть какая-то организационная автономность, чтобы он мог выполнять свою работу не обращаясь каждый раз к начальству, но экономической субъектности у него нет.

Мы часто видим такое и у отдельных сотрудников и у групп людей являющихся организованной единицей подчинённой какому-то экономическому субъекту. В случае с группами людей это называется "отдел", "подразделение" и т.д.

Возникает закономерный вопрос: если экономический субъект не всегда волен выбирать себе ассортимент, поставщика, покупателя и цены, то чем он отличается от "отдела", являющегося частью какого-то экономического субъекта?

Ответ есть и я уже про это упоминал - отличительной особенностью "отдела" является не то, что он не может определять цену и ассортимент, это бывает и у достаточно субъектных организаций, а то что отдел не может разориться сам по себе, без разорения субъекта в котором он является отделом.

- Транспортный отдел компании не может разориться - он обслуживает компанию и его расходы компенсируются за счёт общего бюджета. - Штатная бухгалтерия не может разориться. - Штатные уборщики не могут разориться. - Если организация открыла свою собственную столовую, то это "отдел питания" и он может не зарабатывать деньги, а обеспечивать потребность работников в питании и именно таким образом вносить свой вклад в процветание всей компании. И такая столовая не может разориться.

Да, именно так, не всегда можно определить степень экономической субъектности в том или ином случае, но если ты не можешь закрыться по своей воле или разориться из-за своих ошибок - ты не субъектен.

Именно в этом суть "экономической субъектности" - твоё существование, как производителя товаров и/или услуг" зависит от тебя. Именно в этом суть "частного бизнеса". Именно в этом суть "капитализма" - экономической системы в которой частный бизнес проявляется свою экономическую субъектность.

И именно это свойство капитализма упомянуто у Ленина в достаточно известной экономической цитате

> [...]неизбежное следствие самых основ капитализ­ма: конкуренция между отдельными предприятиями ставит вопрос только так — разо­риться или разорить других;

(контекст цитаты посвящён империализму, как системе живущей по капиталистическим законам)

И если читать советскую экономическую литературу, то видно, что негативные, с точки зрения советских экономистов, экономические явления, связанные с конкуренцией, капитализмом, анархией производства, экономическими кризисами и пр., все они происходят из того чём выше писали "двое в комнате" - из неизбежной борьбы экономических субъектов за выживание.

Поэтому то СССР и был монокорпорацией, в которой промышленность была национализирована, а организации которые нам кажутся аналогами современных "производителей" являлись специализированными производственными отделами Монокорпорации СССР: - они открывались по решению руководства Монокорпорации - они выпускали то что было предписано плановым отделом - они покупали сырьё по ценам установленным экономическим отделом - они продавали продукцию по ценам установленным экономическим отделом - не они решали у кого покупать и кому продавать - если им надо было купить что-то за пределы Монокорпорации СССР или купить что-то оттуда - они обращались в отдел внешней торговли

И они не при каких обстоятельствах не могли разориться и любой их отрицательный баланс покрывался из общего бюджета Монокорпорации СССР.

Вот вам соответствующие цитаты

"Развитие советской экономики" ( 1940 , Утверждено Всесоюзным Комитетом по делам высшей школы при СНК СССР в качестве учебного пособия для экономических вузов )

> В капиталистических странах существует также частная собственность крестьян и ремесленников, основанная на личном труде. Но масса мелких и средних собственников, не выдерживая ожесточенной конкуренции с капиталистическими предприятиями, разоряется и превращается в пролетариев. Постоянное обнищание народных масс, с одной стороны, и выделение кучки эксплоататоров—с другой, является непреложным законом капитализма.

Там же, сильно позднее

> Производство советских товаров исключает разорение непосредственных производителей и эксплоатацию наемного труда.

Учебник "Политическая экономика" (1954)

> Социалистическое государство может перекрывать временную убыточность одних отраслей или предприятий за счёт доходов, полученных другими отраслями и предприятиями.

И, не смотря на своё особое положение с Монокорпорации СССР, экономическими субъектами так же не были и колхозы.

"Роль товарно-денежных отношений в плановом руководстве колхозным производством" (1967)

> Конечно, в социалистическом обществе не действует волчий закон капиталистической конкуренции, нет стихии рынка, поэтому колхоз как социалистический товаропроизводитель не может разориться и погибнуть, подобно тому как гибнут не выдержав конкуренции, кооперативы фермеров в капиталистических странах.

( И, конечно же, фиктивное банкротство при котором колхозы целиком переоформляли в совхозы - это не признак субъектности, а как раз наоборот. Потому, что само это якобы банкротство случалось из-за того что Монокорпорация переставала списывать их якобы долги. )

Таким образом:

1) В СССР была только одна легальная производственная организация являющаяся экономическим субъектом - Монокорпорация СССР, тождественная всей территории и экономике СССР. 2) Как следствие этого, в СССР не было никакой легальной промышленности и легальных капиталов, которые бы не находились под прямым и непосредственным управлением Монокорпорации СССР. 3) Данная ситуация возникла не случайно и не из властолюбия или стремления руководства страны к личному обогащению, а как часть процесса построения заявленного государства социальной справедливости - лишение промышленных предприятий субъектности было способом избежания негативных явлений связанных с конкуренцией и анархией производства.

Кстати, слова "легальная", "производственная" и "организация" являются важными, но об этом будут отдельные главы.

До встречи в ближайшую пятницу.

Михаил Елисейкин / 2022-07-12

Следить за появлением новых глав можно тут - https://vc.ru/u/116881-mihail-eliseykin

З.Ы.: Внимание! В комментариях может наблюдаться локальный филиал ада. Я буду стараться это читать, ибо ради получения критики весь этот проект и существует.

Однако, раз они не являются авторской частью данного текста, то вы их читать не обязаны.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда