Итоги 2022 года и трендах в сфере e-commerce

Как будет развиваться рынок e-commerce в России? Какие новые технологии внедряют продавцы и крупные площадки? Что будет с маркетплейсами в 2023? – разбирается в своей статье экономист и общественный деятель Марат Айдагулов.

Итоги 2022 года и трендах в сфере e-commerce

2022 год для российской экономики ознаменовался наличием целого ряда вызовов, связанных с обострением мировой политической ситуации: уход иностранных компаний с российского рынка, общая переориентация с Запада на Восток в вопросе установления и развития международных экономических связей, поиск новых логистических цепочек поставки товаров, беспрецедентные санкционные ограничения. Всё это не могло не сказаться на состоянии рынка.

Отрасль электронной коммерции (e-commerce), тем не менее, продемонстрировала рост по итогам текущего года, несмотря на уход крупных поставщиков, связанное с этим снижение ассортимента и снижение покупательской способности.

Развитие рынка e-commerce и e-grocery (продовольственная онлайн-торговля) в своё время резко ускорила пандемия COVID-19. По итогам прошлого года рынок онлайн-торговли вырос на 45,4%, и сейчас рост продолжается: за последний год рост количества онлайн-покупок составил более 60%. Несмотря на то, что некоторые ниши существенно просели на фоне всех кризисных событий, в целом лишь в первом полугодии 2022 года интернет-продажи непродовольственных товаров в России увеличились на 51,5%, составив почти 2 трлн рублей, а продовольственная онлайн-торговля выросла на 100%. Говоря о продовольственной торговле, генеральный директор «INFOline-Аналитика» Михаил Бурмистров утверждает, что в течение нескольких лет объем рынка e-grocery в России увеличится еще на треть и превысит 15,3 трлн рублей, что сделает продукты важнейшим драйвером онлайн-продаж. В отчете INFOline, который опубликовало Forbes, речь идет о росте продажи продуктов в интернете более чем в пять раз к 2026 году.

Согласно данным INFOline, лишь в первом полугодии 2022 отечественные ретейлеры заработали в онлайн 301 млрд рублей, что вдвое превышает показатели аналогичного периода 2021 года. Предсказывается рост показателя до 940 млрд рублей в 2023 году.

Лидерство по объемам онлайн-продаж в России сохраняют за собой такие известные маркетплейсы как Wildberries и Ozon, рядом с ними стоит Яндекс Маркет. Оборот Ozon лишь за 9 месяцев 2022 года прибавил 98% год к году и достиг 536,2 млрд рублей. Оборот Wildberriesвырос почти на 100%, превысив 1 трлн рублей (GMV, оборот от продаж товаров и услуг с учетом возвратов и скидок), рост продаж в штуках составил более 70%. Только в 3 квартале 2022 года оборот компании увеличился на 95% до 420,2 млрд рублей, что стало для неё новым рекордом. За отчетный период оборот компании (GMV с учётом сервисов и за вычетом возвратов) вырос на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 188,1 млрд рублей. При этом оборот маркетплейса, т. е. продажи продавцов, показали рост более чем в 2 раза (на 104%) до 147,1 млрд рублей.

Отдельно стоит отметить, что по итогам ноября 2022 года Wildberries и Ozon впервые опередили китайскую площадку AliExpress по продажам в России. Согласно данным МТС, обнародованным в декабре 2022 года, более 50% продаж пришлось на Wildberries, Ozon же занял второе место с долей в 29%.

Также в декабре этого года состоялась конференция для онлайн-предпринимателей Tinkoff eCommerce, в рамках которой эксперты обсудили не только основные события уходящего года, но и прогнозы на 2023. Говоря о ключевых тенденциях, прежде всего, выделяется развитие e-commerce в сторону «вертикализации» рынка и соответствующей ей мультиплатформенности брендов.

На данный момент, главную роль в отечественной электронной торговле играют такие крупные игроки как универсальные маркетплейсы. При этом, согласно исследованию, 75% продавцов изначально заходят только на один маркетплейс, подключая две и более площадки уже спустя год-два. В дальнейшем ожидается, во-первых, увеличение скорости данного процесса размещения бренда на разных площадках (собственно, переход к мультиплатформенности бизнеса, то есть присутствие бренда сразу везде), а во-вторых, рост количества нишевых площадок для размещения.

В ближайшие годы могут появиться более 100 нишевых маркетплейсов как в B2C, так и в B2B-сегменте, — утверждают эксперты. Отдельно тут стоит отметить, что весьма перспективным направлением является создание и внедрение современных онлайн-систем закупочных процедур, особенно в B2B сфере. По данным компании RAEX Аналитика, в 2022 году объемы малых закупок выросли на 15,6%, а доля малых закупок в общем объеме закупок удвоилась.

Мультиплатформенность как тренд тесно связана и с повышением внимания к возможностям продвижения на сайтах и в приложениях социальных сетей. За последние годы существенно выросла популярность Facebook Marketplace и Instagram Shopping (*принадлежат к Мета, запрещённой в РФ), так что, возможно, стоит ожидать создание и развитие подобных сервисов на базе отечественных социальных сетей.

Ещё одной интересной тенденцией e-commerce является изменение логистики. Согласно данным исследования Data Insight, опубликованном в ноябре 2022 года, последние три года интернет-магазины осуществляли сами около 74% доставок, однако в 2022 году показатель вырос ещё на 12%. Отказ от услуг логистических операторов обещает привести, с одной стороны, к консолидации российского рынка логистики, с другой — к большему развитию интернет-магазинами собственных систем доставки.

Другой логистической тенденцией рынка электронной торговли является увеличение процента автоматизации процесса. Этап подготовки товара на складе, его упаковка и отгрузка уже сейчас активно автоматизируется, чтобы уменьшить затраты, в течение же следующих 15 лет ожидают, что процесс будет полностью роботизирован с помощью наземных дронов. Впрочем, вполне вероятно, что автоматизация затронет не только логистику, но и множество других рутинных бизнес-процессов, начиная с анализа ниш и заканчивая редактированием цен на товары или ответами на отзывы покупателей.

Автоматизация бизнес-процессов, в свою очередь, связана с увеличением роли искусственного интеллекта (ИИ) в организации предпринимательской деятельности. Стоит ожидать развитие таких форм ИИ как чат-боты, голосовые помощники, рекомендации по продуктам, персонализация рекламы и электронной коммерции в целом, а также введение искусственных алгоритмов, способных, например, вести документооборот или отслеживать наличие товаров на складах. В тренде находятся и технологии дополненной реальности (AR), позволяющие создавать такие формы привлечения клиентов как виртуальные примерочные, специализированные сервисы для подбора косметики, студии дизайна интерьеров и так далее.

Прогнозы экспертов касательно судьбы электронной коммерции в наступающем году я бы обозначил как позитивные. Ожидается дальнейший рост рынка, окончательно оправившегося от вызовов уходящего года.

Начать дискуссию