{"id":13591,"url":"\/distributions\/13591\/click?bit=1&hash=df3f51932e322e3fb35802787499cfa73234707acb315167066f304d6d8cee2b","title":"\u041a\u0443\u043f\u0430\u0436\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0447\u0430\u044f \u0438 \u044d\u043a\u0441\u043a\u0443\u0440\u0441\u0438\u0438 \u0432 \u0442\u0430\u0431\u0443\u043d: \u043a\u0443\u0434\u0430 \u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0442\u0438\u043c\u0431\u0438\u043b\u0434\u0438\u043d\u0433","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"d85f2cfe-e0d7-5ad7-8507-983bc3b55643","isPaidAndBannersEnabled":false}
ЭП для чайников

База знаний Рутокен. FAQ. Часть 1 - Подключение

Для многих предпринимателей и частных лиц электронная подпись (ЭП) стала сегодня необходимым и важным инструментом для ускорения и упрощения работы с документами, общения с государственными структурами и партнерами, обеспечения безопасности данных и ресурсов. Так, для частного лица, наличие электронной подписи позволяет за пару минут и тройку кликов, без очередей и письменных заявлений, получить нужные справки на портале Госуслуг. Для предпринимателей и нотариусов электронная подпись дает возможность безопасно работать с документами, подписывать, контролировать доступ и отслеживать изменения, предоставлять отчетность в налоговую и многое другое. Очень подробно о различных кейсах использования ЭП мы рассказали в материале Какие задачи решают ключевые носители? Сферы их применения.

Постепенно, с распространением электронной подписи у рядовых (не специалистов по ИБ или айтишников) пользователей, возникает все больше вопросов по процедуре получения сертификатов электронной подписи, а также по эксплуатации и траблшутингу устройств, ее обеспечивающих. И это понятно. Поэтому эксперты Рутокен всегда готовы помочь с решением любого вопроса и рассказать, как пользоваться токенами и смарт-картами. А наиболее популярные вопросы и ответы на них они со временем собрали в Базу знаний Рутокен. Сохраняйте себе в закладки, чтобы при необходимости быстро найти полезную информацию!

Начало работы с устройствами Рутокен

Для начала разберемся в базовых понятиях:

· Панель управления Рутокен — это программное средство, предназначенное для обслуживания устройств Рутокен в операционных системах семейства Microsoft Windows. Панель управления Рутокен устанавливается в системе при установке комплекта «Драйверы Рутокен для Windows».

Обратите внимание на несколько видов пользователей в Панели управления Рутокен:

- Пользователь;

- Администратор.

· PIN-код Пользователя

PIN-код Пользователя является паролем, который используется для доступа к основным функциям устройства Рутокен.

PIN-код Пользователя по умолчанию — 12345678.

· PIN-код Администратора

PIN-код Администратора является паролем, который используется для доступа к административным функциям устройства Рутокен.

PIN-код Администратора по умолчанию — 87654321.

Внимание! В целях безопасности всегда меняйте предустановленные пароли на устройствах. Более подробно о безопасности и PIN-кодах мы рассказали в материале Что такое компрометация ключа ЭП и почему она происходит

Подключение токена Рутокен

Если токен подключен корректно, то на нем начнет светиться индикатор.

Подключение смарт-карты Рутокен

Для подключения смарт-карты к компьютеру используется считыватель смарт-карт. К USB-порту компьютера можно подключить как пустой считыватель, так и считыватель со вставленной смарт-картой.

Для подключения смарт-карты Рутокен к компьютеру:

1. Вставьте смарт-карту в считыватель;

2. Подключите считыватель к USB-порту компьютера. Если смарт-карта подключена корректно, то на считывателе начнет светиться индикатор.

Если смарт-карта вставлена в считыватель некорректно, то индикатор на считывателе может мигать.

Подключение Рутокена с разъемом Type-C к компьютеру

Рутокен с разъемом Type-C подключается к компьютеру, у которого есть специальный порт USB Type-C. На некоторых компьютерах этот порт обозначен как Thunderbolt 3 (USB-C).

Если токен подключен корректно, то на нем начнет светиться индикатор.

Запуск Панели управления Рутокен

Существует несколько способов запуска Панели управления Рутокен:

Способ 1. Запуск с рабочего стола компьютера (используется, если на Рабочем столе есть значок Панель управления Рутокен)

Два раза щелкните левой кнопкой мыши по значку Панель управления, расположенному на рабочем столе компьютера.

Способ 2. Запуск из меню Пуск (используется, если на рабочем столе нет значка Панель управления Рутокен)

Для Windows 10:

1. Нажмите Поиск в Windows.

2. В поле поиска введите строку "Рутокен". Если используется английская версия операционной системы, то введите в строке "Rutoken".

3. Щелкните левой кнопкой мыши по названию найденной программы.

Для Windows 7:

1. Нажмите Пуск.

2. В поле поиска введите строку "Рутокен". Если используется английская версия операционной системы, то введите строку "Rutoken".

3. Щелкните левой кнопкой мыши по названию найденной программы.

Для Windows XP:

1. Нажмите Пуск.

2. Левой кнопкой мыши щелкните по названию пункта меню Поиск.

3. В левой части окна Результаты поиска щелкните левой кнопкой мыши по ссылке Файлы и папки.

4. В поле для указания имени файла введите строку "Рутокен". Если используется английская версия операционной системы, то введите строку "Rutoken".

5. Нажмите Найти.

6. В правой части окна два раза щелкните левой кнопкой мыши по названию найденной программы.

Способ 3. Запуск из Панели управления компьютера (используется, если скрыта панель задач)

1. Запустите диалоговое окно. Для этого нажмите комбинацию клавиш Win+R.

2. В диалоговом окне введите стоку "control panel" и нажмите ОК. В Панели управления щелкните по ссылке Оборудование и звук.

3. Щелкните по ссылке Панель управления Рутокен.

4. Выбор устройства в Панели управления Рутокен

Если к компьютеру подключено несколько устройств Рутокен одновременно, то перед началом работы необходимо выбрать устройство, с которым будут выполняться операции.

Для выбора устройства:

1. Запустите Панель управления Рутокен.

2. На вкладке Администрирование в раскрывающемся списке Подключенные Рутокен выберите устройство.

Проверка корректности выбора устройства

Для проверки корректности выбора устройства:

1. Запустите Панель управления Рутокен.

2. Выберите устройство Рутокен.

3. Нажмите Информация. Откроется окно Информация о Рутокен.

4. Если выбран Bluetooth-токен, то необходимо сравнить значение в поле ID (последние 5 цифр) с цифрами, указанными на корпусе Bluetooth-токена.

5. Если токен выбран, то необходимо сравнить значение в поле ID с цифрами, указанными на корпусе токена.

Просмотр сведений об устройстве Рутокен

Для просмотра сведений об устройстве Рутокен:

1. Запустите Панель управления Рутокен.

2. Выберите устройство Рутокен.

3. Нажмите Информация. Откроется окно Информация о Рутокен.

Для облегчения понимания и легкости установки мы собрали в таблицу описание, представленной в панели управления информации об устройстве Рутокен:

Просмотр версии установленного комплекта "Драйверы Рутокен для Windows"

Для просмотра версии установленного комплекта "Драйверы Рутокен для Windows":

1. Запустите Панель управления Рутокен.

2. Перейдите на вкладку О программе. В поле Версия драйверов Рутокен указана текущая версия комплекта "Драйверы Рутокен для Windows", установленная на компьютере.

Ввод PIN-кода Пользователя для работы с устройством Рутокен

1. Запустите Панель управления Рутокен.

2. Выберите устройство Рутокен.

3. Проверьте корректность выбора устройства.

4. Нажмите Ввести PIN-код.

5. Проверьте, чтобы переключатель был установлен в положение Пользователь.

6. Введите PIN-код Пользователя.

7. Нажмите ОК.

8. Если введен неверный PIN-код, то на экране отобразится сообщение об этом. В поле осталось попыток указано максимальное количество попыток ввода PIN-кода

Просмотр количества заданных попыток ввода неправильного PIN-кода Пользователя

Чтобы просмотреть количество заданных попыток ввода неправильного PIN-кода Пользователя:

1. Откройте Панель управления Рутокен.

2. На вкладке Администрирование нажмите Информация.

3. В окне Информация о Рутокен в строке Попыток ввода PIN-кода Пользователя отображается количество заданных попыток.

Просмотр количества оставшихся попыток ввода неправильного PIN-кода Пользователя

Чтобы просмотреть количество оставшихся попыток ввода неправильного PIN-кода Пользователя:

1. Откройте Панель управления Рутокен.

2. На вкладке Администрирование нажмите Информация.

3. В окне Информация о Рутокен в строке Попыток ввода PIN-кода Пользователя отображается количество оставшихся попыток.

Выбор настроек для PIN-кода

В Панели управления Рутокен можно задать настройки для PIN-кода. Мы систематизировали данные и приводим их в таблице:

Настройка

Запомнить PIN-код позволяет уменьшить количество вводов PIN-кода в прикладных приложениях за счет кратковременного хранения их криптопровайдером в зашифрованной памяти. Не следует использовать данную настройку, если нет уверенности в безопасности компьютера.

Настройка Кодирование PIN-кода в UTF-8 позволяет безопасно использовать PIN-коды, содержащие кириллические символы.

Для выбора настроек для PIN-кода:

1. Запустите Панель управления Рутокен.

2. Перейдите на вкладку Настройки.

3. В разделе Настройки PIN-кода нажмите Настройка.

4. Установите флажки рядом с названиями необходимых настроек.

5. Чтобы применить изменения и продолжить работу с настройками нажмите Применить.

6. Чтобы подтвердить выбор настроек нажмите ОК.

7. В окне с запросом на разрешение внесения изменений на компьютере нажмите Да.

Изменение PIN-кода Пользователя

По умолчанию для устройства Рутокен установлен PIN-код Пользователя — 12345678. В целях безопасности перед первым использованием устройства Рутокен рекомендуется изменить PIN-код, установленный по умолчанию.

Рекомендуемая длина PIN-кода — 6-10 символов. Использование короткого PIN-кода (1-5 символов) заметно снижает уровень безопасности, а длинного PIN-кода (более 10 символов) может привести к увеличению количества ошибок при его вводе.

Доступ к сертификатам, сохраненным на устройстве возможен только после указания PIN-кода. Если PIN-код был изменен, то его необходимо запомнить

Для изменения PIN-кода:

1. Запустите Панель управления Рутокен.

2. Выберите устройство Рутокен.

3. Проверьте корректность выбора устройства.

4. Нажмите Ввести PIN-код и укажите PIN-код Пользователя.

5. Нажмите ОК.

6. Нажмите Изменить.

7. В полях «Введите новый PIN-код» и «Подтвердите новый PIN-код» введите новый PIN-код. Если индикатор безопасности PIN-кода, расположенный рядом с полем «Введите новый PIN-код», подсвечен красным цветом, то PIN-код является «слабым», если желтым — то «средним», а если зеленым — то «надежным».

Вот мы и разобрали самые первые шаги по подключению и настройке устройства Рутокен к вашему компьютеру. Сохраните нашу статью себе в закладки или в избранное, чтобы эта информация не потерялась и всегда была под рукой в нужный момент.

Напишите, пожалуйста, в комментариях, какие вопросы по работе устройств Рутокен вы бы хотели разобрать в ближайших постах. Мы будем рады вашей обратной связи!

0
3 комментария
Дмитрий Иванов

Windows XP.. 🔥

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

Если рутокен usb-c засунуть в телефон, будет подписывать?

Ответить
Развернуть ветку
ЭП для чайников
Автор

Для работы с USB-токенами Рутокен телефон должен поддерживать возможность подключения сторонних девайсов по USB. https://en.wikipedia.org/wiki/USB_On-The-Go
Можно смело сказать, что в большинстве случаев смартфоны работают с USB-токенами Рутокен, если они работают с OTG. Исключением, возможно, могут быть случаи, когда у пользователя кастомный Android или имеется ошибка в прошивке.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null