Главная проблема рынка. Асимметрия информации

В 2005 году, 63-летняя швея Соня Антисевич купила 2 тысячи опционов на акции «Reebok», а через пару дней вывела с рынка 2 миллиона долларов с доходностью в 150%. Повезло, скажете вы. Ха-ха, как бы не так.

Главная проблема рынка. Асимметрия информации

Счетом Сони Антисевич управлял ее племянник - бывший финансовый аналитик «Goldman Sachs Group» Давид Пайчин. Думаете, он такой гуру инвестиций? Да нет же. Просто накануне он узнал от от Станислава Шпигельмана — аналитика отдела слияний и поглощений «Merryl Lynch», что “Reebok” будет куплена компанией “Adidas”. Когда новость о покупке стала известна рынку, акции “Reebok” взлетели в цене, а члены семьи и друзья мошенников, которые заранее купили бумаги, заработали сотни тысяч долларов. Потом выяснилось, что такой же фокус они проворачивали ранее, когда Procter & Gamble поглощала Gillette

Это типичная история о том, как асимметрия информации фэйлит любой рынок. Вот представьте, что плохой подержанный авто стоит 4000$, а хороший – 8000$. Однако вы не знаете, где какой, ведь ясно, что все продавец скажет - машина отличная. Риск купить ведро по максимальной цене велик как никогда.

<p>Пример из статьи Нобелевского лауреата по экономике Джорджа Акерлофа 1970 года «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм». На американском сленге «лимон» означает машину с дефектами</p>

Пример из статьи Нобелевского лауреата по экономике Джорджа Акерлофа 1970 года «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм». На американском сленге «лимон» означает машину с дефектами

У вас не угасает надежда найти хорошую машину за 6000$? А теперь поставьте себя на место продавца и прикиньте, какой авто вы бы продали такому покупателю – хороший или плохой? Конечно, продавец никогда не продаст хороший авто ниже его реальной стоимости. И если вы думаете, что это чистая теория, то знайте, что на российском рынке у каждой третьей продающейся подержанной машины скручен пробег, а почти половина из них до продажи побывала в аварии. Рынок заполнен плохим предложением

В 2022 году в России у 39% продающихся подержанных машин был скручен пробег

Асимметрия на любом рынке приводит к падению качества товаров и услуг - хорошее пропадает, плохое - множится. Вот лично вы, составляя резюме, наверняка приукрашивали пару моментов , чтобы получить работу. С такой ложью сталкивался почти любой, кто работал в найме. За работодателей, кстати, можно не переживать, потому что они, в свою очередь, обманывают с размером зарплаты

Эту статистику HeadHunter собрал, опросив 232 российских работодателя. О репрезентативности выборки судите сами
Эту статистику HeadHunter собрал, опросив 232 российских работодателя. О репрезентативности выборки судите сами

И все бы ничего, но такой недобросовестный отбор приводит к найму плохим работодателем такого же плохого работника. Возникает замкнутый круг, где работник начинает трудиться спустя рукава, а работодателю дешевле и дальше платить ему зарплату, чем тратиться на найм и обучение нового сотрудника.

Синдром самозванца не в счет
Синдром самозванца не в счет

А еще асимметрия создает конфликты. Это когда вы нанимаете посредника (агента), который работает спустя рукава. Для примера возьмем наболевшее - покупку или аренду квартиры. Как всегда, у вас куча своих дел и вам некогда шерстить рынок и разбираться в правовых нюансах, поэтому к кому вы идете?

Правильно, к риелтору. Он-то знает, где найти квартиру вашей мечты. Отличный план, жаль только, что ваши интересы не совпадают. На поиск идеального варианта придется потратить очень много времени, а риелтору это неинтересно. Его задача - как можно быстрее закрыть сделку, получить свой процент и искать нового клиента. Скорее всего, посредник подберет для вас первую подходящую, но не самую лучшую квартиру.

Когда риэлтор знает все варианты-заменители
Когда риэлтор знает все варианты-заменители

Более масштабно агентские конфликты представлены в крупных акционерных обществах. Ведь корпорациями управляют не владельцы, а наемный менеджмент, которому важнее премия по итогам года, а чем миссия организации и долгосрочный эффект. Тема "окопавшихся менеджеров" - для отдельной статьи, а пока посмотрим, что делать с асимметрией

Способы борьбы с асимметрией

В бочке дегтя информационного неравенства есть три ложки меда.

1. Все же ездили в Турцию или Египет? Ну туда, где можно есть от пуза сколько угодно. Почему большинство отелей делают шведский стол, разве это выгодно? Не будем сейчас о хитром расположении деликатесов, маленьких тарелках и других уловках.

Стоишь в очереди с тарелкой пюре и видишь, как перед тобой забрали последнюю креветку
Стоишь в очереди с тарелкой пюре и видишь, как перед тобой забрали последнюю креветку

Если бы цену ставили по среднему аппетиту, то сработал бы недобросовестный отбор - пришли бы только те, кто гарантировано наест на большую сумму. Поэтому шведский стол отдельно продается редко, обычно он спрятан в цену путевки, расходов на конференцию и пр. Итак, купля-продажа услуг в комплексе как бы растворяет асимметрию, и мы закрываем на нее глаза. Но чаще всего компании идут на другой классный шаг.

2. Когда в 1986 году на американском рынке появился первый автомобиль Хёндэ (Hyundai Excel), потребители шутили, что после заправки полного бака машина становится вдвое дороже. Модель постоянно ломалась и проигрывала конкурентам по всем фронтам. Чтобы завоевать рынок, Хёндэ инвестировала в заводы, обучение рабочих и дизайн, после чего качество машин сильно выросло.

А что, хорошая машина. Немного напоминает девятку
А что, хорошая машина. Немного напоминает девятку

Но как было убедить в этом покупателей, которые уже разочаровались в бренде? Хёндэ предложила лучшую гарантию на американском рынке среди всех производителей - 10 лет или 100 тысяч миль пробега. Этот шаг ничего не стоил компании, если не считать миллионы на улучшение качества машин, потому что в хенде были уверены – ремонтировать по гарантии придется редко. И сегодня Штаты – это один из главных рынков сбыта южнокорейского производителя. Своей гарантией Хёндэ как бы просигнализировал о качестве продукта и снизил асимметрию для покупателей.

Конечно, хороший сигнал должен быть дорогим. Именно поэтому ценятся дипломы хороших вузов. Если на работу приходит устраиваться выпускник Заборостоительного колледжа, его диплом – это плохой сигнал, ведь любой студент может осилить эту программу. Кстати, люди с дипломом в среднем, зарабатывают больше, чем люди со схожими знаниями и навыками, но без бумажки.

Sheepskin effect в действии: люди с дипломом всегда зарабатывают больше
Sheepskin effect в действии: люди с дипломом всегда зарабатывают больше

В борьбе за потребителя компании сигнализируют о себе рекламой. Да хорошо бы с известной личностью, чтобы глаз зацепился. И в первое время, реклама со звездами действительно были крайне эффективными, но со временем стало понятно, что селебрити рекламируют все подряд, и такой сигнал стал бесполезным, люди перестали ему доверять. Хотя до сих пор, если вы видите рекламу в известных СМИ, да еще и с популярным актером, то подсознательно выделяете товар из общей массы. Так работает быстрое мышление.

Скажите честно, у меня же не одного играет эта музыка в голове?
Скажите честно, у меня же не одного играет эта музыка в голове?

Пусть реклама может сработать не сразу, но со временем у вас в голове закрепится новый сигнал – бренд. В незнакомом городе вы вероятнее зайдете в кафе с буквой М, чем в придорожную забегаловку, потому что работает якорь – вы уже знаете, какая там будет еда и обслуживание. В то же время местный житель, который хорошо знает свой район, выберет местный ресторан с более низкими ценами и лучшим качеством.

3. Наконец, если на рынке нет никаких сигналов, а услуги продаются отдельно, то остается третий вариант – просеивание. Это действия, которые вынуждают другую сторону раскрыть информацию. Государство заставляет раскрывать отчетность публичных компаний для инвесторов, а покупатель подержанной машины нанимает автоподборщика. Кстати, большую роль в снижении асимметрии играют блоги. В погоне за аудиторией авторы изучают новости и отчетность и на своих ресурсах раскрывают (не)очевидные широкому кругу инвесторов сведения.

Так работает асимметрия. Если вам интересны три другие причины фиаско рынка, дайте мне об этом знать лайками и комментариями, и я напишу образовательные статьи по каждой из них.

2626
3 комментария

Мне понравилась статья, отличный стиль повествования

4
Ответить

Вы делаете большое дело 👍🏾

3
Ответить

Забавно, как автор применяет описанные в статье методы для рекламы своего канала )

2
Ответить