Важно говорить прямо: как живется UX/UI дизайнеру в технологической компании
Дизайн — творческая профессия, в том числе такая ее прикладная разновидность, как UX-дизайн. Каково быть творческим человеком, который работает в технологической компании? Мы в DDoS-Guard решили спросить об этом своих дизайнеров напрямую. Получилась объемная беседа об особенностях работы на технических специалистов, нюансах коммуникации и расширении персонального кругозора.
Чем занимается UX/UI дизайнер
UX-дизайнер отвечает за «пользовательский опыт»: каким образом пользователь взаимодействует с интерфейсом сайта; какими должны быть диалоговые окна, кнопки, формы и другие элементы, чтобы сделать их максимально доступными и удобными.
UI-дизайнер подбирает подходящие для интерфейса сочетания цветов, шрифты и иконки. Все должно быть одновременно приятным глазу пользователя и интуитивно понятным его мозгу. Поскольку функциональность интерфейса и его внешний вид — это две неразрывно связанные части одного явления, наши специалисты занимаются ими одновременно.
Но даже это не полное описание комплекса задач, которые каждый день встают перед нашими дизайнерами. Есть, например, такое мнение:
Жертвами нашей дружеской беседы были выбраны четыре сотрудника: Евгений Горлинский (команда L7), Мария Емелина (команда защиты сетевой инфраструктуры), Анастасия Белоусова (команда облачных сервисов) и Виктория Талашко (команда PR/Main).
Каждый продукт компании разрабатывается отдельной командой, и у каждого своя сложная техническая специфика. При этом очень важно при оформлении продуктовых страниц на сайте выдержать единый визуальный стиль.
Таким образом, перед нашими дизайнерами каждый день стоят такие задачи:
договариваться между собой;
вникать в происходящее, не будучи при этом техническим специалистом;
коммуницировать с разработчиками и Product Owner’ами (PO), у которых могут быть свои представления о прекрасном.
Коммуникация дизайнеров между собой
Основной потенциально сложный момент в работе дизайнера в технической компании — это коммуникация. Поначалу эта проблема стояла не так остро, так как наши дизайнеры рассредоточены по командам и направлениям, и их задачи также соприкасались минимально.
Когда началась разработка новой главной страницы сайта, обновление графических элементов, а также переосмысление дизайн-стратегии компании в целом, они пришли к выводу, что периодические собрания необходимы.
Между собой нашим дизайнерам найти общий язык достаточно просто. Но как обстоят дела с коммуникацией с людьми, будни которых проходят внутри строчек кода и менеджерских процессов?
Коммуникация с разработчиками
Мы спросили дизайнеров, с какими коммуникационными сложностями они сталкивались при общении разработчиками, получается ли у них найти компромисс и отстоять свое видение, если PO настаивает на собственных требованиях. Да и каково это вообще, создавать визуальную оболочку для продуктов, принцип работы которых ты можешь не понимать досконально?
Все опрошенные однозначно высказались в пользу четко составленного ТЗ, которое опирается на первоочередные цели РО, маркетинга и SEO. Если же вопрос состоит именно в «субъективщине», то последнее слово остается за дизайнером как за специалистом по визуальной составляющей.
Если команда спорит с дизайнером по конкретному решению, очень выручает наличие согласованного UI-kit, где собраны все элементы дизайна и в целом выбранный визуальный стиль. Это делает дизайн однородным и минимизирует пустые споры.
Вечный вопрос для дизайнера: должен ли твой голос быть решающим или обязательно прислушиваться к требованиям РО? Для PO, вероятно, этот вопрос выглядит так: как понять, что дизайнер хороший, и в данном случае его решение верно?
Сложности во взаимодействии связаны с тем, что работа UX/UI дизайнера — это не только технические знания и понимание психологии пользователя, но и вопрос творчества, которое каждый человек оценивает по-своему. Каждая компания и каждая команда находит свой способ оценить работу дизайнеров: кто-то смотрит на конверсию и метрики продукта, кто-то коллективно оценивает визуальную составляющую макета, кто-то измеряет «хорошесть» дизайна оценкой заказчика.
Как правило, подобные ситуации можно разрешить простым человеческим «поговорить начистоту». Во время разговора запросто может выясниться, что например инициатор споров и правок боится, что клиенты не разберутся в интерфейсе, что продажи упадут, и тому подобное. В этом случае можно применять уже точечные аргументы, которые будут «закрывать» конкретные опасения.
Как работать (почти) без референсов?
Специфика работы нашей компании в том, что сфера информационной безопасности и защиты от DDoS весьма узка и закрыта в силу своей природы и ситуации на рынке. Это создает ощутимые технические трудности для UX/UI дизайнера, которому нужно понимать логику взаимодействия пользователя с интерфейсом.
Технологические продукты, как правило, сложны для восприятия обычного пользователя. Исходя из этого возникает сложность: как сделать интерфейс таким, чтобы он был понятен и привычен?
Выводы и советы
Все дизайнеры, которых мы опросили, сходятся на том, что проблемы коммуникации можно решить с помощью двух ложек простого советского...
...с помощью коммуникации. Открытой и честной. Необходимо понимать, в чем корень вопросов, которые возникают — в непонимании со стороны команды или, может быть, в том, что дизайнер сам недопонял что-то с технической стороны.
Взаимная прозрачность и готовность мыслить outside the box требуется от обеих сторон: разработчики и РО должны уметь принимать творческие решения от дизайнеров, а дизайнеры — пытаться хотя бы в общих чертах понять, каким именно невидимым механизмам они придают понятный и красивый облик.
Напоследок мы попросили ребят поделиться советами, как, с их точки зрения, можно минимизировать бесконечный поток правок и наладить бизнес-процесс, чтобы жизнь дизайнера стала счастливее.
Скоро мы расскажем о UX-писателях и о том, чем они занимаются в DDoS-Guard. Если у вас есть вопросы об IT-профессиях, задавайте их в комментариях, а мы попросим коллег ответить на них в наших следующих постах.
Потрясающе)
Очень хорошая статья.
Мне нравится, что вы говорите не обо всяких там пресловутых идеальных исследованиях, юзабилити-тестированиях и так далее, а о реальной рабочей обстановке (хотя бы об аспекте коммуникации).
Аж прямо почувствовалось, что у вас настоящие дизайнеры в команде! :D