{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

7 Принципов Гештальта

Принципы Гештальта помогают понять, как мы обрабатываем визуальную информацию: либо начиная с целого, а затем переходя к частям, либо пытаясь разбить непонятное целое на его более простые составные части.

Когда дело доходит до нашей интерпретации визуальных стимулов, мы всегда ищем самый простой способ понять что-то. Гештальт-психологи назвали это Law of Prägnanz (он же «хорошая фигура» или «закон простоты»).

Например, вместо того, чтобы рассматривать дизайн логотипа Audi как набор обрезанных кругов, мы видим переплетенные кольца.

Разумеется, мы способны видеть более сложные композиции, но для этого нужно прилагать больше когнитивных усилий, из-за чего нам хочется вернуться к более простому варианту.

Выделяют 7 принципов Гештальт-психологии:

  • Принцип близости;
  • Принцип замыкания;
  • Принцип подобия;
  • Принцип непрерывности;
  • Принципы восприятия;
  • Принцип организации;
  • Принцип симметрии.

1. Принцип близости

Принцип близости гласит, что объекты, расположенные близко друг к другу, кажутся более связанными, чем объекты, удаленные друг от друга.

Близость настолько сильна, что перевешивает сходство цвета, формы и других факторов, которые могут различать группу объектов.

Обратите внимание, как на скриншоте ниже навигационное меню слева интерфейса визуально отделено от остального контента за счёт данного принципа близости:

2. Принцип замыкания

Мы постоянно стараемся привнести значение и порядок в бессмысленный хаос, и наши глаза совершают это посредством заполнения недостающих сведений, чтобы придать смысл сложной композиции.

Невооруженным глазом видно квадрат и окружность, несмотря на то, что по факту это обычный набор линий. Наш мозг мысленно дорисовал очертания этих фигур, так как для него это знакомые символы.

Предлагаю рассмотреть ещё один пример.

В результате поиска знакомых шаблонов, наш мозг находит букву F, а, казалось бы, это бессмысленная композиция геометрических фигур.

3. Принцип подобия

Принцип подобия заключается в том, что объекты, имеющие общие характеристики, являются для нас более связанными. Мы склонны группировать объекты по форме, цвету, размеру и т. д, и думать, что они выполняют одинаковые функции.

На скриншоте ниже примеры принципа подобия в web-design.

Синий цвет кнопок “Подписаться” выделяет их среди другого текста. Серые числа возле кнопок “Подписаться” одинакового размера и цвета. За счёт этого мы понимаем, что они характеризуют одинаковую метрику.

4. Принцип непрерывности

Принцип непрерывности гласит, что элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как более связанные, чем элементы, не расположенные на линии или кривой.

5. Принцип восприятия (фигура-фон)

Гештальт-принцип восприятия состоит в том, что люди инстинктивно воспринимают объекты либо как фигуру (фокальная точка), либо как фон.

Когда несколько объектов сопоставляются друг с другом, мы естественным образом создаем ощущение пространственной связи между ними, даже при отсутствии явных визуальных подсказок. Это означает, что даже очень простое расположение объектов может быть использовано для создания ощущения взаимосвязи и, следовательно, даже намека на повествование.

Один из способов сделать это — сравнить размер двух (или более) объектов, автоматически приравняв меньший объект к фигуре, а больший — к фону. Вы можете видеть это на изображениях выше — независимо от его цвета, мы всегда видим меньший прямоугольник как фигуру, а больший — как фон.

Также можно использовать визуальные подсказки, такие, как тени, чтобы прояснить пространственные отношения между различными элементами. Вот почему вы найдете так много теней в рекомендациях Google.

6. Принципы организации

6.1 Общие регионы
Принцип общего региона тесно связан с близостью. В нем говорится, что когда объекты расположены в одной и той же закрытой области, мы воспринимаем их как сгруппированные вместе.

6.2 Общая судьба (синхрония)

Этот принцип оповещает, что любые объекты, которые движутся в одинаковом направлении, воспринимаются как более связанные, чем статичные или движущиеся в разных направлениях.

6.3 Параллелизм

Мы рассматриваем параллельные элементы как более связанные, нежели непараллельные элементы. Отличный пример — визуальная поэма итальянского футуриста Ф. Т. Маринетти «Parole in liberta» (Свободные слова)

Среди этого хаотического беспорядка текста Маринетти предлагает места относительной ясности и связанности, размещая несколько строк шрифта параллельно друг другу.

6.4 Точки фокуса

Фокусные точки — точки акцента, которые захватывают и удерживают наше внимание.

Есть всевозможные способы создания акцента в дизайне, в том числе:

  • Резкое изменение цвета, например, когда кнопка CTA или другая ссылка окрашиваются в контрастный цвет.
  • Значительные изменения размера, например, H1 заголовок 72px.
  • Типографские акценты, такие как выделение жирным шрифтом, курсивом, заглавными буквами и т. д.
  • Большие отступы, например, размещение фокусной точки в полной изоляции от других элементов.

7. Принцип симметрии

Гештальт-принцип симметрии заключается в том, что люди воспринимают симметричные элементы как часть единой группы.

Нам нравится симметрия: это простое гармоничное правило, передающее ощущение порядка и правильности в вещах.

Любовь симметрии объясняет популярность современных сеток в дизайне.

В то время, как симметричные формы удовлетворяют, они могут казаться немного статичными или устаревшими. Это решается добавлением динамики или точки дисбаланса, которая, кстати говоря, однозначно будет привлекать много внимания. Поэтому призыв к действию иногда разумно сделать точкой дисбаланса для концентрации внимания на нём.

Заключение

Принципы Гештальта помогают понять визуальное восприятие человека и, применяя их на практике, мы снизим нагрузку на мозг человека, упростив наш дизайн. Принципы Гештальта отлично работают в комбинациях и используются в огромном количестве областей дизайна.

Основным результатом использования этих принципов является визуальная связанность элементов дизайна.

Источники:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда