Продажи на маркетплейсах: особенности бухгалтерского учета

Продажи на маркетплейсах: особенности бухгалтерского учета

Маркетплейсы — отличный способ в разы увеличить объемы продаж без дополнительных вложений. Сегодня крупные торговые интернет-площадки сотрудничают с юрлицами, индивидуальными предпринимателями и даже с самозанятыми гражданами. Однако, продажи через маркетплейсы принесут прибыль только в случае учета всех «подводных камней», в том числе вопросов бухучета и налогообложения.

Налоговый режим при работе с маркетплейсом

Продажи на маркетплейсах не должны идти в разрез с режимом налогообложения субъекта хозяйствования. Индивидуальным предпринимателям, в отличие от юрлиц, разрешено применять патентную систему налогообложения (ПСН) либо налог на профессиональный доход (НПД). ПСН не подходит для работы с маркетплейсами, поскольку онлайн-продажи не подпадают под законодательное понятие «розничная торговля». Самозанятые лица на НПД вправе продавать на онлайн-площадках исключительно товары собственного производства или «доработанную» продукцию (например, собственноручно созданные цветочные букеты либо собранный из отдельных деталей системный блок компьютера).

А вот ИП и ООО, работающие на ОСН (общей системе) и УСН (упрощенке), продают товары на маркетплейсах без ограничений. Стоит учитывать, что маркетплейс выступает посредником (агентом), продающим товары покупателю от имени и за счет продавца (принципала). Взаимодействие продавца и онлайн-площадки базируется на принципах агентского договора, который, в свою очередь, «отпечатывается» на налоговом учете продавца.

УСН и маркетплейс

«Упрощенка» учитывает доходы и расходы кассовым методом, то есть в момент поступления денег на счет либо их списания. Напоминаем, что доходом на УСН признается вся сумма за продукцию, перечисленная покупателем маркетплейсу, в том числе и вознаграждение за посреднические услуги. Бухгалтерия зачастую ошибается в расчетах, признавая доходом сумму, поступившую на счет предприятия уже с вычетом комиссии.

Так, если товар продан на общую сумму 150 тыс. рублей, а онлайн-площадка перечислила на счет продавца только 135 тыс. рублей, удержав процент за оказанные услуги в размере 15 тыс. рублей, в доходы необходимо включать сумму 150 тыс. рублей.

Что касается учета, доходы отражаются по дате зачисления маркетплейсом денег на счет продавца, а расходы на приобретение продукции – на дату отчета площадки о продажах. Вознаграждение маркетплейса по агентскому договору разрешено включать в расходы на УСН «доходы минус расходы» по состоянию на дату зачисления денег от площадки.

Торговля на маркетплейсе и общий режим налогообложения

На ОСН имеет значение фактический переход права собственности на товар, а не финансовые движения. Даже физическая передача продукции на склад интернет-площадки не повлияет на доходную и расходную часть, а также расчеты НДС продавца, поскольку именно он является собственником товара. Только после направления маркетплейсом подробного отчета о продажах, продавец отражает в бухучете все проводки, а также исчисляет НДС. Счета-фактуры на продажи в розницу не выставляются, а в книге продаж формируется лишь одна запись на общую отчетную сумму.

Организация бухгалтерского учета продаж на маркетплейсе

Бухучет возлагается на плечи продающего. Как правило, товар передается на склад маркетплейса, но, так как он фактически является собственностью продавца, бухучет проводится по счету 45 «Товары отгруженные». Зачастую применяется комиссионная схема бухучета, предусматривающая оформление в одном документе перемещения товара на склад, а в другом — продажи по отчету маркетплейса.

Торговля через маркетплейсы — удобный и современный способ реализации товаров в режиме онлайн. Однако, большинство предпринимателей смутно представляют процесс ведения бухгалтерского и налогового учета при работе с маркетплейсами.

Целесообразнее делегировать эти функции проверенной аутсорсинговой компании, которая возьмет на себя ответственность за бухгалтерию: ведение учета товаров, оформление отгрузочных документов, контроль оплат и формирование отчетных документов.

Работаете с маркетплейсами и не знаете как правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет? Вы можете прямо сейчас получить консультацию от профессиональных бухгалтеров ООО "Энтерфин":

1
4 комментария

Если самозанятый, как корректно отражать налог? Руками добавлять в приложение «Мой налог» — ставка 4% или 6%?

1
Ответить

Александр, добрый день! Спасибо за вопрос. Если вы являетесь плательщиком НПД и работаете с маркетплейсом, то в приложении "Мой налог" при выписывании чека вам необходимо будет указать юр. лицо (маркетплейс), налог автоматически рассчитается по ставке 6% от суммы. Ставка 4% действует только при расчетах между двумя физ лицами (самозанятыми), при расчетах с ИП, ООО ставка всегда будет 6%

1
Ответить

Спасибо, так и думал, но лучше перестраховаться :)

1
Ответить

Это точно!

Ответить