Оформление работников в качестве самозанятых: подводные камни

Оформление работников в качестве самозанятых: подводные камни

Относительно недавно в России ввели новый статус налогоплательщика – самозанятый гражданин. Такие специалисты платят специальный налог на профессиональный доход (НПД), который намного ниже, чем уровень подоходного налога. По этой причине многие работодатели часто задумываются над тем, чтобы перевести сотрудников своей компании на самозанятых.

Но насколько выгодно данное решение?

Юристы Левлин предлагают вместе разобраться, какие действительно плюсы и минусы предоставляет подобный перевод работников.

Преимущества сотрудника в статусе самозанятого

Первым основным плюсом для работодателя является экономия на уплате налогов и взносов. Это обеспечивается благодаря трём факторам:

• утрата начальством статуса налогового агента и отсутствие необходимости уплачивать НДФЛ на бывших работников;

• работодатели не осуществляют уплату страховых взносов за самозанятых;

• вознаграждения по гражданско-правовым договорам может изменяться с выгодой для каждой стороны, что позволяет учитывать расходы для уменьшения налоговой базы при выплате налога на прибыль.

Следующим неоспоримым преимуществом перевода сотрудников в самозанятые является отсутствие у работодателей каких-либо обязательств перед работниками по Трудовому кодексу. Вследствие этого нет необходимости оплачивать выходное пособие, ежегодные отпуска, декретные и т. д.

Также плюсы есть и для работников. Получив статус самозанятых, бывшие сотрудники больше не обязаны подчиняться правилам работодателей касательно длины рабочего дня, присутствия в офисе и т. д. К тому же они в любой момент могут расторгнуть договор без ожидания двух недель.

Указанные выше факторы кажутся достаточным основанием, чтобы перевести персонал в статус самозанятого. Но у подобного перевода есть свои негативные стороны и подводные камни, о которых следует узнать заранее.

Трудности и проблемы работы с самозанятыми

Налоговые органы уже объявили о принятии мер, направленных на борьбу с попытками юридических лиц перевода своих сотрудников на новый налоговый статус. В соответствии с законом, самозанятые могут предоставлять услуги либо выполнять разные виды работ по заказам бывшего работодателя. Однако если самозанятые получают доходы от заказчиков, с которыми они состояли в трудовых отношениях, и после расторжения договора не прошло двух лет, то подобные доходы в обязательном порядке подлежат уплате НДФЛ и страховых взносов в традиционном порядке.

Также налоговая служба занимается выявлением массовых переходов сотрудников из привычных трудовых отношений в сотрудничество при статусе самозанятости. Если подобные факты будут официально зафиксированы, то работодателям могут всё равно дополнительно начислить взносы по страховке с НДФЛ с начислением штрафа и пени.

Стоит учесть, что массово перевести сотрудников без привлечения излишнего внимания со стороны налоговых инспекторов практически невозможно.

Таким образом, перевод действующих действующих сотрудник фактически заблокирован законодателем.

При этом если ваша компания понимает необходимость уменьшения трат возможно начать постепенное оформление новых сотрудников в качестве самозанятых.

При этом договор с самозанятым необходимо проверить на наличие признаков трудовых отношений.

Налоговые органы совместно с трудовой инспекцией могут провести проверку и переквалифицировать ГПД с самозанятым в трудовые отношения. В случае переквалификации отношений вам будет грозить административная ответственность (ч. 2 ст. 3.12, ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ), а также доначисление НДФЛ и страховых взносов, а также начисление пеней и штрафов.

К признакам свидетельствующим о том, что отношения фактически являются трудовыми относится:

  • Регистрация физического лица в качестве самозанятого по требованию заказчика;
  • Заказчиком определены правила трудового распорядка;
  • Самозанятый имеет непосредственного руководителя;
  • Самозанятый выполняет работу используя материально-техническую базу заказчика;
  • Условия договора с самозанятым аналогичны условиям трудовых договоров.

Незаконные схемы оплаты

Действующее законодательство предусматривает две ставки для самозанятых, выбор которых зависит от того, кто приобретает товары/услуги:

• 4% – когда денежные средства поступают от физических лиц;

• 6% – когда доходы поступают от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Чтобы ещё больше сэкономить на зарплате сотрудников, работодатели решают использовать различные незаконные схемы оплаты за предоставленные услуги (например, отчисление небольшой части официальных выплат + вручение оставшихся средств «в конверте»). Но стоит учесть, что данные действия являются грубым нарушением действующих законов, что также влечёт за собой серьёзные последствия.

Проверка статуса самозанятого

Нередко сотрудники переходят в статус самозанятых и со временем снимаются с учёта, тогда как работодатели продолжают сотрудничать как с самозанятыми. В этом случае есть риск начисления НДФЛ, взносов в ПФР и ФОМС. Поэтому крайне важно проверять наличие статуса самозанятого. Это можно сделать двумя способами:

• запрос у сотрудника справки о постановке на учёт, полученной благодаря приложению «Мой налог»;

• проверка на портале ФНС https://npd.nalog.ru/check-status/: необходимо просто указать ИНН человека и дату, по которой проверяется наличие статуса.

Оба варианта являются бесплатными.

Кем может работать самозанятый

Действующее законодательство не указывает полный список профессий, которые предусматривают работу по самозанятости. Однако есть указание, кто не может претендовать на данный статус:

• продавец товаров, произведённых кем-то другим;

• посредник, агент;

• продавец, реализующий алкоголь, сигареты, лекарства, лотерейные билеты, меховые и кожаные изделия или другую продукцию, подлежащую обязательной маркировке;

• гражданин, который в частном порядке занимается добычей полезных ископаемых;

• госслужащий;

• адвокат, частный нотариус, арбитражный управляющий, медиатор и оценщик (при работе по основной специальности);

• арендодатель, сдающий нежилые объекты недвижимости (апартаменты, гаражи и др.).

У перевода сотрудников на самозанятых есть свои плюсы и минусы, при этом есть множество «подводных камней», которые могут стать причиной возникновения проблем с законом. Поэтому каждый работодатель решает сам, идти ли ему на серьёзные риски или продолжать добросовестно исполнять налоговые обязательства, пусть и без дополнительной экономии.

Юридическая компания Левлин

🟣 Пишем статьи на ДЗЕН

⚪ Оказываем юридическую комплексную поддержку бизнесу. Стартовый тариф 1 месяц ведения 10 000 р. Подробнее на сайте

⚫ Задать вопрос или узнать о скидках: [email protected]

1010 показов
399399 открытий
Начать дискуссию