17 лучших курсов по комьюнити-менеджменту: платные и бесплатные
Комьюнити-менеджеры (КМ) занимаются управлением сообществами (community) — группами людей, которые объединились вокруг определенного бренда, идеи, прочих общих интересов. То есть под комьюнити-менеджментом нужно понимать мероприятия, направленные на создание сообщества, привлечение в него новых участников, управление им и поддержание интереса к «объекту».
КМ может работать не только в сети, но и в офлайне. Ведь работа с сообществами подразумевает планирование, организацию и проведение различных встреч, конференций, концертов и прочих мероприятий. Скучать и страдать от безделья комьюнити-менеджеру не приходится.
Последнее обновление: 15 марта 2023 года.
В бизнес-сфере сообщества принято разделять на внешние (клиентские) и внутренние (работники компании). И независимо от типа сообщества бизнесу важно построить конструктивный диалог с участниками. Вот здесь «на арену» и выходит профессиональный комьюнити-менеджер.
Средняя зарплата КМ-новичка — 70 000 рублей, по данным hh.ru. Неплохо, правда? Попробуйте себя в комьюнити-менеджменте. Изучите курсы, которые мы собрали, выберете наиболее перспективные, по вашему мнению, и пройдите их. Все они содержат только полезную информацию по теме. Мы поддерживаем подборку актуальной и обновляем информацию минимум 1 раз в месяц.
ТОП-5 курсов по комьюнити-менеджменту в 2023 году
- «Комьюнити-менеджер» от Нетологии — лучшее обучение от топовых экспертов-практиков
- «Менеджер по внутренним коммуникациям» от Русской школы управления — самое интенсивное обучение
- «Комьюнити-менеджмент» от Университета «Синергия» — лучший курс с помощью в трудоустройстве
- «Технология сообществ» от Community University — лучшее обучение с качественной обратной связью
- «Комьюнити для бизнеса» от Британской высшей школы дизайна — лучшее обучение в формате «живых» лекций
Далее мы подробно опишем все курсы — вы быстро вникнете в суть каждого и сможете определить, какой из них стоит пройти в первую очередь.
1. «Комьюнити-менеджер» — Нетология
Обучают формировать сообщества около брендов и идей, привлекать в них людей, а также разрабатывать стратегии по развитию комьюнити. С учениками тренинга работают практикующие КМ-практики, поэтому всю полученную информацию можно сразу же применять. А помогут в этом практические задания. Изюминка обучения — возможность начать стажировку в партнерской компании школы после курса. Рассчитано обучение на тех, кто уже знаком с маркетингом и HR.
- Стоимость: 40 200 ₽
- Рассрочка: 2 233 ₽/мес. на 1,5 года
- Продолжительность: 3 месяца
- Формат: видеолекции + онлайн-практикумы + практические задания + тесты + квизы
- Домашние задания: с проверкой
- Документ об окончании: удостоверение о повышении квалификации
Особенности и преимущества школы:
- Обещают устройство на работу после прохождения курса (правда, стажером, но как иначе?).
- При оплате программы в рассрочку нет переплаты, как у компаний-конкурентов.
- Тренинг насыщен практикой и дает знания пошагово — от создания комьюнити с нуля до организации различных мероприятий.
- На курсе рассматривается разрешение кризисных ситуаций (обработка негатива в медиапространстве).
- Курс создан совместно с комьюнити-бюро Compot.
- Бонус после защиты диплома — модуль «Эмоциональный интеллект».
- Периодическое обновление и дополнение материалов курса.
- Возможность получения налогового вычета.
Недостатки школы:
- Уроки проводятся в строго оговоренное время — их не рекомендуется пропускать.
- Согласно отзывам, у некоторых учеников возникают трудности в плане восприятия информации (преподаватели «не умеют преподавать»).
- Согласно отзывам, некоторые ученики столкнулись с проблемой возврата средств (вернули меньшую сумму).
Другие курсы Нетологии: «Комьюнити-менеджмент: превращаем пользователей в адвокатов бренда».
2. «Менеджер по внутренним коммуникациям» — Русская школа управления
В рамках обучения лекторы подробно объясняют, на каких принципах базируются системы коммуникаций, рассказывают про методы разработки этих коммуникаций, а также схемы их внедрения. Курс проводится в Москве, с 09:00 до 14:30. Доступен также онлайн-формат, запись курса и корпоративный тренинг (условия для всех разные). Программа ориентирована на уже состоявшихся PR-менеджеров и HR-специалистов.
- Стоимость: от 52 700 ₽
- Рассрочка: от 4 392 ₽/мес до 12 месяцев
- Продолжительность: 4 дня
- Формат: онлайн-трансляции + видеоуроки + практические задания + теоретические материалы + тесты + очные лекции
- Домашние задания: с проверкой
- Документ об окончании: удостоверение о повышении квалификации
Особенности и преимущества школы:
- Возможность корпоративного обучения.
- Предлагают скидку 30% при оплате за 3-х и более учеников.
- Есть демонстрационная лекция для предварительной оценки курса.
- Можно выбирать среди разных форматов обучения.
- Преподаватели — практики в топовых компаниях.
- Возможность получения налогового вычета.
Недостатки школы:
- Некоторые ученики жалуются на сухость и «скупость» программ школы.
3. «Комьюнити-менеджмент» — Университет «Синергия»
Учат грамотному созданию комьюнити вокруг бренда, стратегиям привлечения новых участников, обработке негатива, управлению ролями, способами монетизации сообщества и прочим ключевым вещам в сфере. Гарантируют устройство на работу после успешного завершения обучения. Курс ориентирован на студентов, бизнесменов, менеджеров (бренд и PR).
- Стоимость: по запросу
- Рассрочка: по запросу
- Продолжительность: 2 месяца, 60 часов
- Формат: видеолекции + домашние задания + помощь тьюторов + защита итоговой работы
- Домашние задания: с проверкой
- Документ об окончании: именной сертификат, удостоверение о повышении квалификации
Особенности и преимущества школы:
- Довольно мощный курс с ценной информаций и упором в практическую составляющую.
- Можно получить ответы на вопросы от куратора в любой момент.
- Программа построена таким образом, что обучаться можно в спокойном темпе — 4-5 часов в неделю.
- Небольшая длительность курса.
- Курс подходит для новичков.
Недостатки школы:
- (Условный минус) Чтобы получить сертификат, необходимо успешно выполнить все домашние задания, пройти все лекции и заполнить после курса специальную анкету.
- В свободном доступе нет информации о стоимости обучения и рассрочке.
4. «Технология сообществ» — Community University
В рамках программы рассматривают, как повышать лояльность потребителей, как объединять людей вокруг идеи, как вовлекать и удерживать аудиторию. Тренинг подойдет широкому кругу слушателей: SMM-щикам, маркетологами, бизнесменам, HR-менеджерами, а также новичкам, которые хотят изучить тонкости новой профессии.
- Стоимость: от 62 000 ₽
- Рассрочка: от 5 583 ₽/мес. до 12 месяцев
- Продолжительность: в своем темпе (до 6 или 12 месяцев)
- Формат: видеолекции + Zoom-сессии + практические задания
- Домашние задания: в зависимости от тарифа
- Документ об окончании: именной сертификат
Особенности и преимущества школы:
- Актуальная программа обучения.
- Несколько тарифов на выбор.
- Доступ к материалами тренинга предоставляется на 6 или 12 месяцев (в зависимости от тарифа).
- Предоставляют доступ к базе школы с полезной информацией.
- Предлагают бесплатное резидентство в комьюнити школы на всю жизнь.
- Индивидуальные разборы кейсов (не все тарифы).
- Есть возможность «годового трекинга» с очными встречами в Москве.
Недостатки школы:
- Переплата при использовании рассрочки.
5. «Комьюнити для бизнеса» — Британская высшая школа дизайна
В рамках интенсива учат работать с сообществами как с продуктами для достижения оптимальных метрик бизнеса. Рассказывают, как организовывать сообщества с целью решения конкретных задач, как вовлекать аудиторию при помощи активностей, как работать с инструментами оценки комьюнити. Ориентирована программа на владельцев бизнеса, управленцев, маркетологов, HR.
- Стоимость: 40 000 ₽
- Рассрочка: по запросу
- Продолжительность: 5 недель
- Формат: онлайн-лекции + практические задания
- Домашние задания: с проверкой
- Документ об окончании: именной сертификат
Особенности и преимущества школы:
- Доступная цена при весьма обширной программе интенсива.
- В ходе обучения проводится разбор реальных кейсов от экспертов в нише.
- 40% обучения нацелено на выполнение практических заданий.
- Есть ценная информация о метриках для оценки состояния сообщества.
- Скидки от 5% до 15% за групповое обучение.
Недостатки школы:
- Нужно подстраивать свой график под расписание занятий курса.
6. «Комьюнити-менеджмент дистанционно через Интернет» — ПРОФИ
Это не совсем курс, а сайт-агрегатор по поиску специалистов в комьюнити-менеджменте. Но если проявить смекалку, обучаться можно и здесь. Суть — составить список вопросов, выбрать специалиста из списка предложенных (по своим «параметрам»), оплатить его рабочее время и проконсультироваться. Схема привлекательна своей экономической выгодой — средняя стоимость консультации КМ составляет всего 5 000 ₽.
- Стоимость: от 5 000 ₽
- Рассрочка: отсутствует
- Продолжительность: в своем темпе
- Формат: онлайн-консультации
- Домашние задания: отсутствуют
- Документ об окончании: отсутствует
Особенности и преимущества школы:
- Можно получить ценные знания от практиков.
- Услуги экспертов по доступным ценам.
- Можно выбирать среди специалистов разного уровня.
- Удобный сайт для поиска нужного специалиста.
Недостатки школы:
- Нет документа о прохождении обучения.
7. «Курс обучения и стажировки комьюнити-менеджеров» — Community HUB
Подготовка будущих комьюнити-менеджеров в рамках этого курса проводится посредством менторства и обучения. Все участники программы получают необходимые для работы инструменты, знания и тут же используют их на практике. Цель тренинга — дать фундамент, понимание ключевых аспектов комьюнити-менеджмента. Курс рассчитан как на новичков, так и уже работающих КМ, менеджеров (PR, HR), маркетологов и других специалистов.
- Стоимость: от 35 000 ₽
- Рассрочка: по запросу
- Продолжительность: 4 месяца, занятия дважды в неделю
- Формат: онлайн-занятия в Telegram/Zoom/Бизон365 + практические задания
- Домашние задания: с проверкой
- Документ об окончании: именной сертификат
Особенности и преимущества школы:
- Очень мощная база теории и практики.
- Со второго месяца обучения начинается реальная стажировка в компании.
- Можно максимально эффективно и «безболезненно» войти в новую профессию.
- Предусмотрены дополнительные встречи с преподавателями на индивидуальных условиях.
- Возможность получить предложение о работе.
- Онлайн-занятия 2 раза в неделю: понедельник, пятница.
- Для поступления нужно пройти собеседование.
- Скидки и программы лояльности.
Недостатки школы:
- Нет возврата денег при решении завершить курс после старта обучения.
8. «Внутренний маркетинг и коммуникации» — НИУ ВШЭ
Интерактивное обучение разработке коммуникационных систем в компаниях. На курсе изучают управление комьюнити и корпоративной средой для эффективного решения задач бизнеса. В ходе обучения вы поймете, как вовлекать сотрудников в бизнес-процессы, применять маркетинговые инструменты, «раскручивать» свой бренд. Ориентирован курс на PR/HR-специалистов, предпринимателей, управленцев.
- Стоимость: 94 500 ₽
- Рассрочка: от школы на 2 равных платежа
- Продолжительность: 4 месяца
- Формат: онлайн-лекции + практические задания + индивидуальные консультации + тестирование
- Домашние задания: с проверкой
- Документ об окончании: удостоверение о повышении квалификации
Особенности и преимущества школы:
- Рассматривают работу с современными инструментами в HR.
- Дают много актуальных полезных теоретических знаний.
- Онлайн-лекции на платформе iSpring.
- Возможность общения с преподавателем и одногруппниками.
- Скидка 10% для студентов и выпускников НИУ ВШЭ.
- Возможность «разбить» стоимость курса на 2 равных платежа.
Недостатки школы:
- Высокая цена обучения по сравнению с альтернативными вариантами.
- Возможно, теории больше, чем практики.
9. «Комьюнити-менеджер» — YEP community
Здесь учат выстраивать сообщества вокруг бренда, повышать лояльность клиентов, увеличивать срок жизни лидов, выстраивать с ними правильные взаимоотношения. Студентов обучают авторитетные эксперты в консалтинге. Программа подходит студентам, КМ-новичкам, маркетологами и прочим специалистам.
- Стоимость: от 35 000 ₽
- Рассрочка: по запросу
- Продолжительность: 30 академических часов
- Формат: видеолекции + практические задания
- Домашние задания: с проверкой
- Документ об окончании: ntf-диплом
Особенности и преимущества школы:
- Актуальные инструменты комьюнити-менеджмента от практиков сферы.
- Авторская программа консалтингового агентства YEP community.
- Курс читается офлайн в МГИМО.
- Возможность выбора среди нескольких тарифов.
- Обратная связь от автора курса в любом тарифе.
- Помощь в трудоустройстве и доступ к навигатору деловых сообществ (не все тарифы).
- Курс подходит для новичков.
Недостатки школы:
- (Условный минус) Запись на обучение через telegram-бота.
10. «Комьюнити-менеджер» — IAB
В рамках этого курса обучают всем ключевым составляющим комьюнити-менеджмента: маркетингу, SMM, копирайтингу, психологии, PR. Рассматриваются техники формирования сообществ и вовлечения аудитории, использование юмора в рекламе, понятие суггестии, эффект ореола. Учтите, что в этом курсе слишком много информации о разных сферах, из-за чего не удается исчерпывающе изучить ни один из пунктов.
- Стоимость: 7 600 ₽
- Рассрочка: отсутствует
- Продолжительность: 250 академических часов
- Формат: текстовые и видеолекции + тесты
- Домашние задания: отсутствуют
- Документ об окончании: свидетельство, диплом о профессиональной переподготовке с международным приложением
Особенности и преимущества школы:
- Бесплатный доступ к первому уроку курса.
- Доступная цена обучения.
- Помощь куратора в процессе обучения.
- Старт обучения в любое время.
Недостатки школы:
- Некоторые ученики отмечают, что в программе очень много «воды».
Бесплатные курсы и уроки по комьюнити-менеджменту
Если вы пока не готовы тратить деньги, рекомендуем пройти бесплатное обучение по комьюнити-менеджменту. Помните — «бесплатное» не равно «плохое». Просто здесь нет полноценной обратной связи и домашний заданий с проверкой. То есть все зависит от вас — будьте терпеливы, внимательны, усидчивы — и бесплатные знания, полученные на этих курсах, обязательно помогут вам стать профессионалом.
1. «Комьюнити-менеджмент: специалист по управлению и развитию сообществ» — Содействие занятости
Обучают работе с участниками сообщества, тонкостям управления комьюнити, вовлечению и адаптации участников. Разбирают теорию создания и управления комьюнити, рассказывают про маркетинг и PR. Также в курсе уделяется внимание продажам и решению административных вопросов.
- Длительность и количество уроков: 2 блока, 4 недели, 72 часа
- Доступ: после регистрации
- Как проходит: вебинары, видеоуроки
- Домашние задания: есть
- Сертификат: диплом, удостоверение
2. «Комьюнити-менеджмент» — Добро.Университет
Программа обучения для всех, кто хочет погрузиться в сферу комьюнити-менеджмента. Рассказывают об основах работы КМ, его обязанностях, формировании сообщества и распределения ролей в его рамках. Дают информацию об инструментах управления сообществами.
- Длительность и количество уроков: 8 уроков, 60 минут
- Доступ: после регистрации
- Как проходит: видеоуроки, pdf-презентации
- Домашние задания: нет
- Сертификат: нет
3. «Онлайн-курс по созданию сообществ» — Эковики
Полезный курс по созданию эффективных для решения бизнес-задач комьюнити. Обучают грамотному продумыванию целей, формированию ценностей сообществ, привлечению в них партнеров. Объясняют, как составлять карты участников, делать прогнозы по эффективности комьюнити.
- Длительность и количество уроков: 36 уроков, в своем темпе
- Доступ: после регистрации
- Как проходит: видеоуроки, тесты
- Домашние задания: нет
- Сертификат: есть
4. «Комьюнитизация» — Community University
Небольшой плейлист на YouTube, где рассказывают о создании сообществ, маркетинге, вовлечению и удержанию участников. Есть большой двухчасовый видеоурок по формированию у аудитории доверия.
- Длительность и количество уроков: 6 уроков продолжительностью от 8 до 120 минут
- Доступ: без регистрации
- Как проходит: видеоуроки на YouTube
- Домашние задания: нет
- Сертификат: нет
5. «Compot meetup» — Compot
В формате видео эксперт на примерах рассказывает, как создать сообщество и какой контент в нем распространять. Есть информация о стоимости создания комьюнити, разбор кейсов по «выживанию» бизнеса онлайн без коммуникаций в реальной жизни.
- Длительность и количество уроков: 7 уроков продолжительностью от 1 до 2 часов
- Доступ: без регистрации
- Как проходит: видеоуроки на YouTube
- Домашние задания: нет
- Сертификат: нет
Другие бесплатные курсы Compot: «Полезное для КМ».
6. «Инструменты комьюнити-менеджера» — Влад Титов
Эксперт в SMM объясняет, чем занимается комьюнити-менеджер, как удерживать аудитории в сообществе, как грамотно работать с конкурентами, в чем отличия работы в популярных соцсетях.
- Длительность и количество уроков: 35 уроков средней продолжительностью 20 минут
- Доступ: без регистрации
- Как проходит: видеоуроки на YouTube
- Домашние задания: нет
- Сертификат: нет
7. «Стальные нервы» — Дарья Сталь
Аудиоподкаст от комьюнити-менеджера с 10-летним опытом. Много полезной информации по работе с сообществами и развитию в комьюнити-менеджменте. В записи 3 сезона с 2020 до 2022 года, информация актуальна в текущих реалиях.
- Длительность и количество уроков: 20 уроков средней продолжительностью 20 минут
- Доступ: без регистрации
- Как проходит: аудиоподкаст
- Домашние задания: нет
- Сертификат: нет
Комьюнити-менеджмент — молодое направление. Его потенциал еще не раскрыт. Но так как продвижение продуктов через онлайн и офлайн-сообщества становится все более интерактивным, профессия гарантированно будет «набирать обороты». В целом специализация весьма интересная, востребованная и позволяет постоянно развиваться. А зарплата в 70 000 рублей (средняя для новичков) делает эту работу еще и финансово привлекательной.
Также советуем обратить внимание на нашу подборку курсов по SMM.
Если вы нашли неактуальную информацию в подборке или хотите добавить проверенный курс или школу в созданный нами перечень, напишите в комментариях под подборкой.