Управление коммуникациями: основные факторы эффективности

С точки зрения менеджмента, управление коммуникациями – совокупность знаний, деятельности, практик, инструментов и методов необходимых для сбора, передачи, получения, анализа, распространения, хранение информации, имеющей отношение к объекту управления.

Управление коммуникациями: основные факторы эффективности

Как и любые процессы управления, коммуникации должны быть взяты под контроль руководства, а значит, должны быть спланированы и управляемы.

Часто управлению коммуникациями уделяют недостаточно внимания в виду того, что коммуникация сама по себе воспринимается как естественная функция человека, которую мы освоили еще в раннем детстве. Но коммуникация – это не есть естественное общение между людьми в чистом виде. Профессиональное общение – это набор правил и норм, определяющих типы передаваемой информации, ее объем, качество, форму и способы передачи. Важно чтобы правильная информация передавалась в нужное время нужным адресатам для планирования и реализации дальнейших действий, направленных на повышение эффективности и достижение результатов.

При планировании коммуникаций должны учитываться все их возможные типы. Если будет упущен хотя бы один, то передаваемая и получаемая информация может быть не полной. Рассмотрим основные типы коммуникаций:

<i>Основные типы коммуникаций</i>
Основные типы коммуникаций
  • Внутренние (в рамках организации) и внешние (с заказчиком, поставщиками, другими организациями, общественностью) ;
  • Формальные (отчеты, протоколы, брифинги) и неформальные (мессенджеры, электронная почта, текущие обсуждения) ;
  • Письменные и устные;
  • Вертикальные (с вышестоящими и нижестоящими сотрудниками организации) и горизонтальные (с равными по статусу) ;
  • Официальные (информационные бюллетени, годовые отчеты) и неофициальные (недокументируемые коммуникации) ;
  • Вербальные (слова и голос) и невербальные (язык жестов и поз) .

Планирование коммуникаций должно осуществляться на основе потребностей и требований заинтересованных сторон в информации, а также имеющихся активов организации. Правильно спланированные коммуникации повышают эффективность и результативность организации, в том числе за счет уменьшения информационного шума, искажения качества передаваемой информации, снижаются временные и ресурсные потери на уточнение и выяснение тех или иных данных.

Есть несколько важных аспектов, которые должны быть учтены при планировании любых коммуникаций:

  • Кому необходима какая информация и кто имеет разрешение на доступ к этой информации
  • Когда необходима данная информация
  • Где должна храниться данная информация
  • В каком формате должна храниться данная информация
  • Каким образом может быть извлечена данная информация

Также при планировании следует учитывать часовой пояс, языковые барьеры и межкультурные различия.

Планы по коммуникациям регулярно должны инспектироваться на актуальность и при необходимости изменяться для обеспечения их применимости.

Выбор каналов и методов коммуникаций зачастую не менее важен самой передаваемой информации. Тут следует учитывать несколько факторов:

  • Срочность получения информации;
  • Простота использования (необходимо чтобы выбранные коммуникационные технологии были понятны участникам коммуникаций, при необходимости можно запланировать соответствующие обучающие мероприятия) ;
  • Секретность и конфиденциальность информации (для секретной информации и информации с грифом «для служебного пользования» стандартные каналы коммуникаций могут не подойти) ;
  • Доступность технологии (необходимо удостовериться в том, что технология, которая требуется для обеспечения коммуникации, является совместимой и доступной для всех участников коммуникаций. Например, используется одна система межведомственного электронного документооборота) ;
  • Организационная среда (необходимо принимать во внимание множество факторов среды: какие типы команд в организации (реальные или виртуальные) , культурный и географический состав участников, используемые языки и т. п.) .

Непосредственно методы коммуникаций делятся на три большие группы:

<i>Методы коммуникации</i>
Методы коммуникации
  1. Интерактивные коммуникации. Это коммуникации между двумя или более сторонами, осуществляющими многосторонний обмен информацией. Данный метод является наиболее эффективным для обеспечения общего понимания определенных вопросов всеми участниками. Метод включает:
  • Совещания
  • Телефонные переговоры
  • Мгновенные сообщения
  • Видеоконференции и т. д.

2. Информирование без запроса. Информация отсылается определенным получателям, которые нуждаются в ее получении. Данный метод обеспечивает распространение информации, но не гарантирует того, что она будет фактически получена или понята предполагаемой аудиторией. Метод включает:

  • Письма, заметки, отчеты
  • Сообщения электронной почты
  • Сообщения голосовой почты
  • Пресс-релизы и т. д.

3. Информирование по запросу. Используются для очень больших объемов информации или для очень больших аудиторий и требуют, чтобы получатели обращались к передаваемому содержанию по своему собственному желанию. Метод включает:

  • Интрасети
  • Электронное обучение
  • Базы извлеченных уроков
  • Хранилища знаний и т. д.

Все вышесказанное подводит нас к тому, что в организации в рамках проводимых ею активностей должны разрабатываться планы коммуникаций. Это может быть как план для общих вопросов независимо от функциональных направлений деятельности и структурных подразделений, так и планы внутри каждой организационной единицы, планы в рамках открытых проектов. Независимо от масштаба разрабатываемого плана коммуникаций все они должны содержать следующую информацию:

  • требования заинтересованных сторон к коммуникациям;
  • сведения о передаваемой информации, включая язык, формат, содержание и уровень детализации;
  • причина распространения данной информации;
  • сроки и периодичность распространения требуемой информации и получения, и подтверждения или ответа;
  • лицо, отвечающее за передачу информации;
  • лицо, выдающее разрешение на раскрытие конфиденциальной информации;
  • лицо или группы лиц, которые будут получать информацию;
  • методы или технологии, используемые для передачи информации (такие как заметки, электронная почта и т. д.) ;
  • ресурсы, выделенные на коммуникационные действия, включая время и бюджет;
  • процесс эскалации, определяющий временные рамки и последовательность эскалации (Ф. И.О. руководителей) для проблем, которые не могут быть решены персоналом на более низком уровне;
  • метод обновления и уточнения плана управления коммуникациями по мере прогресса и развития проекта;
  • глоссарий общепринятой терминологии;
  • схемы потоков информации в проекте;
  • ограничения коммуникаций, возникающие обычно вследствие определенных законодательных или нормативных актов, технологий и т.д.

Разрабатываемые планы коммуникаций не обязательно должны быть объемными документами. Основной принцип – полезность и применимость, и, как правило, в этой ситуации чем проще и нагляднее будет план, тем больше вероятность его использования.

Наиболее удобным и наглядным инструментом планирования коммуникаций является матрица коммуникаций. Чаще всего она используется при управлении проектами, но как инструмент совершенно универсальна.

Матрица представляет собой таблицу, в которой необходимо ответить на пять простых вопросов:

  • Какая информация передается?
  • Кто передает информацию?
  • Кому передается информация?
  • Когда передается информация?
  • Как передается информация?

Есть несколько рекомендаций для разработки матрицы коммуникаций:

  • необходимо привлекать всех лиц, которые указаны в матрице в качестве отправителей или получателей информации, а также лиц, которые непосредственно не участвуют в коммуникациях, но заинтересованы в их качестве;
  • необходимо учитывать все ограничения, связанные с передаваемой информацией;
  • методы коммуникации должны быть адекватны содержанию передаваемой информации и требованиям участников коммуникаций;
  • глубина разработки матрицы коммуникаций напрямую связана с управленческой потребностью – нет смысла проводить сплошное описание всех возможных моментов коммуникаций, а только те, которые могут повлиять на эффективность работы и достижения запланированных результатов.
<i>Матрица коммуникаций</i>
Матрица коммуникаций
22
Начать дискуссию