Запускаю свой продукт. Как верифицировать идею с помощью исследования покупателей
"А как все-таки понять, нужен ли мой продукт кому-то?"
Это вопрос, с которым ко мне часто приходят на консультации, чтобы понять, стоит ли дальше вкладывать свое время и ресурсы в продукт.
Меня зовут Ксения. Я product owner, сейчас делаю свой софт, который позволяет трансформировать статичные сайты в динамичные, недавно стали product #3 of the day на Product Hunt. Это уже мой четвертый продукт. Мной было потрачено несколько сотен часов на то, чтобы изучить, как делать Product Discovery, и провести не менее 200 интервью, без преувеличений. Чтобы научиться так составлять message продукта, чтобы его хотели купить.
Я верю в то, что если пришла идея, то ее можно упаковать в качественный продукт. Вопрос только: как дать максимальную ценность вашему клиенту и попасть непосредственно в боль? Чтобы не купить - было невозможно.
Customer Development - стадия Product Discovery
На самом деле успешный продукт - это результат процесса product discovery (писала в статье), состоящий из:
- Market research
- Competitors analysis (писала в статье)
- Customer development
Быстрый выход на первые продажи будет зависеть от качества прохождения каждого выше указанного этапа.
В этой статье я хочу подробнее раскрыть Customer development, о котором много говорят, но в итоге остается много вопросов:
- с кем проводить?
- как искать?
- как проводить?
- что делать с результатами?
- что будет означать, что мой продукт может иметь право на жизнь и успех?
На них я и постараюсь ответить в этой статье.
Этап 0 Постановка цели
Любое дело стоит начинать с цели, чтобы сфокусироваться только на тех действиях, которые будут вести к результату.
В нашем случае мы хотим убедиться, что продукт имеет право существовать, а именно приносить деньги. Значит, нам нужно так сформировать ценностное предложение, чтобы его покупали.
Сформировать ценностное предложение продукта, который будет приносить деньги
Этап I Подготовка к исследованию - поиск респондентов
Перед тем, как проводить интервью, необходимо четко понимать - с кем.
Для этого в процессе Product Discovery есть этапы Market Research, Competitive analysis, которые уже позволяют сформировать первые гипотезы респондентов
Описание профиля / профилей респондентов
Можно использовать стандартные шаблоны описания своих ICP - Ideal Customer Profiles (портретов идеальных пользователей), но уточнить и сократить только до тех критериев, которые будут важны именно для вашего продукта.
- Сколько может быть профилей?
Сколько у вас гипотез продукта - столько может быть и профилей. Если понимание продукта пока широкое, то лучше брать широкие профили, итеративно со временем их количество сократиться и каждый из них будет более узкий и точный. В идеале должно получиться несколько узких сегментов.
- Дополнительно
Дать информацию об особенностях рынка и продукта именно на вашем сегменте могут еще:
- эксперты в этой отрасли (сотрудники крупных корпораций, у которых схожая с вашей целевая аудитория)
- эксперты из смежных отраслей (смежные отрасли - те, которые могут закрывать целую цепочку процессов одного решения для вашего клиента)
Например, вы делаете видео - генерируете. Тогда смежными отраслями могут стать: размещение видео, редактирование видео, продвижение видео, и др. Как, например, процессы видео маркетинга компании.
- конкуренты
Не бойтесь контактировать с потенциальными конкурентами и их клиентами. Они уже прошли тот путь, который вы только начинаете. Вы удивитесь, но часто владельцы уже крупных компаний раздают информацию о своем пути бесплатно, в том числе своим небольшим конкурентам. Ведь потом выросшего конкурента можно и купить. Идите на контакт, узнавайте, общайтесь.
Составление списка каналов поиска респондентов
- Где могут обитать ваши потенциальные клиенты? В каких чатах?
- Где они проводят свое свободное время?
- Где они черпают профессиональную информацию?
- Куда они идут, когда хотят как-то улучшить свой продукт?
Посмотрите также в чатах респондентов
Посмотрите в релевантных по сфере чатах и группах
Не бойтесь писать респондентам в социальных сетях, заводить контакты, просить о помощи и предлагать сотрудничество
На иностранных рынках также можно воспользоваться платформами рекрутинга респондентов:
- UserInterview
- Respondent io
- и другие
- Сколько респондентов нужно найти?
Чтобы сделать первые продажи нужно исходить из стандартной ecom конверсии в 3%. Хотите протестировать продукт и попробовать найти хотя бы 1 клиента - прийдется поговорить не менее чем с 30.
Да, это могут быть люди не из одного профиля. Но должно быть хотя бы по 5 человек с одного профиля минимум, чтобы что-то говорить о профиле в целом.
Сформировать предложение и сообщение
На этом этапе вы уже начнете тестировать свою идею:
- будет ли людям интересно с вами общаться? будет ли цеплять эту аудитория ваша сфера продукта, сообщение - формулировка, боль - если вы ее указываете?
Для этого необходимо сформировать гипотезы ценностного предложения для каждого профиля.
Я предлагаю это делать в виде первой части структуры One minute Pitch, где вы обозначаете
- кого вы ищете?
- какую проблему будете решать?
- чем таким особо привлекательным?
- на каком рынке?
- и что отличает вас от конкурентов?
Примеры сообщений, которые можно использовать:
"Привет, очень заинтересовала твоя экспертиза в сфере <рынок>. Делаю продукт по <проблема или решение> с <особенностями>. Буду признательна, если найдется время дать небольшую обратную связь, насколько наш продукт актуален для рынка и как мы можем его еще улучшить."
"Всем привет! Сейчас делаю продукт <> в сфере <>. Ищу респондентов <целевая аудитория, которая что-то делает или занимается>, чтобы понять правильно ли мы движемся и что можно будет еще улучшить. Буду признательна, если найдется 15 минут пообщаться."
Если никто не откликается?
- пробовать другие формулировки - более общие
Этап II Скрипт интервью
Во время первого этапа интервью в процессе Product Discovery необходимо:
- собрать информацию о пользователях для понимания особенностей их портрета
- проверить гипотезы болей
- послушать, как респонденты сейчас справляются с той задачей, которую вы хотите решать с помощью продукта
- послушать их мнение о вашем продукте
- и продать им продукт
Для этого я советую использовать следующий скрипт:
1 - Портрет респондента
- спрашивать только те данные, которые действительно неочевидны и необходимы вам, чтобы дополнить описанные выше профили
2 - Каналы привлечения потенциальных пользователей / респондентов
- Где их можно найти? Какие ресурсы используют респонденты для поиска информации в сфере вашего продукта? Это даст понимание того, где их лучше искать и какие каналы потом использовать для продвижения продукта
3 - Проверка гипотез болей
Здесь я советую попросить оценить респондентов, как сильно их беспокоит предполагаемая боль по шкале от 1 до 10. Это даст определенность для ранжирования ваших болей и подтверждение их наличия
4 - Понимание основного процесса решения (работы), который должен делать ваш продукт - JTBD
Расскажите, когда вы в последний раз делали <процесс, который будет решать ваш продукт> прямо по шагам.
В данной части важно выявить:
- Триггер к боли - что именно послужило болевой точкой - в какой момент возникла боль?
- Насколько неприятно?
- Как часто выполняется данный процесс и возникает боль?
- Какой идеальный желаемый результат?
- Как уже пытались решать возникаемые проблемы / трудности? Удалось решить или нет? Если нет, то почему?
- Насколько удовлетворило решение?
- Какие проблемы возникали с решением?
5 - Презентация собственного решения продукта
- что особенно понравилось? (может стать крючком, на что именно цеплять клиента?)
- что может быть особо ценным?
- что может смущать? (выявить препятствия использования продукта)
- пробовали ли что-то похожее?
- как думают, сколько может стоить такое решение в месяц / в год / единоразово?
- хотели бы попробовать протестировать продукт?
- какая помощь им для этого необходима?
Если продукт визуальный и есть возможность показать презентацию - ее нужно сделать. Продукт станет более понятным для респондента, а ответы более конкретными и точными.
Процесс оформления интервью
Я советую заводить excel таблицу, где фиксировать все ответы респондентов. Сразу выделять для себя важные моменты, которые выносить отдельно в word файл с инсайтами интервью, где потом подвести итоги и основные выводы.
После каждого интервью
- Необходимо занести всю информацию и выделить инсайты
- Корректировать скрипт при необходимости
Не забывать, что интервью - не механическое и не количественное исследование, а качественное, поэтому к каждому звонку и разговору нужно подходить индивидуально:
- четко указать, какие вопросы надо обязательно спрашивать в каждом интервью
- какие-то вопросы, возможно, будут неактуальны и их стоит пропустить. Ничто так не раздражает, как очевидные или нерелевантные вопросы
- какие-то вопросы, которые возникают, наоборот, спросить прямо во время интервью
- если вы не попали в боль респондента, и он не имеет никакого отношения к вашему продукту, то пропустить презентацию вашего решения
Этап III Подвести итоги интервью
Подведение итогов - самая важная часть исследования покупателей, которая приведет к большему понимаю, как еще можно изменить ценностное предложение, направление разработки и развития продукта
Что важно для себя отметить:
- основные конкурентные решения <материал для тестирования>
- какая все-таки боль? <формулировка для ценностного предложения>
- какую ценность продукт дает клиенту? <формулировка для ценностного предложения>
- сколько готовы платить за него?
- сколько человек согласились протестировать продукт?
- сколько человек действительно стали тестировать продукт?
По итогу проведения интервью можно увидеть:
- картину Product Landscape рынка, понимания какие есть игроки, кто и как закрывает потребности целевой аудитории, и какие боли еще остаются не закрытыми
- какие боли вы можете закрыть своим продуктом
- чем таким особенным ваш продукт может быть ценным
- сколько за эту ценность готовы платить / сколько сейчас платят за решение этой проблемы
- кто есть ваш покупатель и где его искать
Далее можно уточнить:
- Product Strategy
- Pricing model
- Sales & Marketing Strategy - value proposition & channels
Надеюсь, эта статья была полезной для вас. Если вы хотите поблагодарить меня, то делитесь с теми, кому она еще может помочь, оставляйте комментарии и подписывайтесь на мой телеграм канал
Дополнительные материалы, которые упоминались в статье:
- Competitive analysis
- Product Discovery full process
Больше информации о том, как я строю свой продукт, SaaS на американский рынок, истории строительства первого стартапа, работа с предпринимательским мышлением в моем телеграм-канале