Метод Системных бизнес - расстановок

Метод Системных бизнес - расстановок

1. Метод Хеллингера

Метод бизнес-расстановок построен на базе системно-феноменологического подхода немецкого учёного Берта Хеллингера , который тот первоначально применял к семейным системам. При этом под «системой» понимается и семья, и личность в её многообразных проявлениях, и организация, и рынок… Рассматриваемый метод применим к системам любого порядка и масштаба. Адаптировал метод Б.Хеллингера к организационным системам другой немецкий специалист – Гунтхард Вебер

О системно-феноменологическом подходе Б. Хеллингер говорит так: «Мы направляем свой взгляд не на какую-то деталь, не на что-то определённое и конкретное, а на целое. В этот момент наш взгляд готов ОДНОВРЕМЕННО ВОСПРИНЯТЬ всё многообразие существующих перед ним ФЕНОМЕНОВ, не делая между ними выбора и не оценивая их».

Метод расстановок основан на нашей способности познавать реальность через ощущения.

1) Организационная расстановка

Организационная расстановка (бизнес-расстановка) – это процесс построения модели организации или её части посредством размещения в пространстве внутреннего образа организации (или её части) так, как её представляет заказчик (клиент).

Эта модель:

ᄋ позволяет диагностировать и исследовать организацию с точки зрения взаимосвязи ее элементов, структуры и происходящих в ней процессов, а также её взаимодействия с внешней средой;

ᄋ позволяет быстро и точно выявлять тенденции и скрыто действующие динамики/проблемы, находить уязвимые звенья для осуществления влияния на организацию;

ᄋ позволяет принимать важные решения и вносить изменения в деятельность организации в условиях неопределённости и недостатка информации для анализа;

ᄋ позволяет тестировать варианты и предвидеть последствия реализации того или иного решения;

ᄋ позволяет привносить позитивные изменения там, где прочие методы изменений оказались малоэффективными.

Метод системных бизнес-расстановок надёжен и высокоэффективен: он позволяет увидеть целостную систему и глубинные, нередко тщательно скрытые взаимосвязи между элементами внутри этой системы, в которых и проявляются истинные причины проблемы. То есть везде, где применим системный подход, где важны не только элементы, но и взаимосвязи и их взаимное влияние, где решение задачи выходит за рамки «проявленности» проблемы – уместен и применим данный метод.

Собственно, технология реализации метода организационных расстановок заключается в том, что заказчик, руководствуясь своим внутренним представлением о проблемной ситуации, определяет её ключевые элементы. Для каждого выбранного элемента (в том числе и для себя, если он является одним из элементов) заказчик подбирает заместителей из группы заместителей. Выбор заместителей происходит интуитивно. На неличностные элементы также выбираются заместители. После этого он, опять же интуитивно, расставляет их в пространстве по отношению друг к другу — тем самым, внутренний образ проблемной ситуации выносится вовне. Сам заказчик занимает место наблюдателя.

Особенность метода системных расстановок состоит в том, что как только система (организация или её часть) расставлена, возникает энергетическое поле расставленной системы. Попав в энергетическое поле системы, заместители расстановочной группы (как и расстановщик - специалист, проводящий расстановку) начинают непосредственно и одновременно воспринимать, чувствовать то, что имеет отношениек взаимосвязям и тенденциям, существующим в рассматриваемой системе (совокупность прошлых реальностей и новых возможностей).

Привлекательность метода системных бизнес-расстановок очень высока из-за сочетания в себе большой достоверности, эффективности и быстродействия при относительно невысоком уровне затрат.

Очень часто корни проблемы, а значит и её решение, лежат за рамками той плоскости, в которой она проявляется – будь то физический симптом клиента при индивидуальной работе или затяжной и запутанный конфликт в организации. В рамках системно-феноменологического подхода сформулированы определённые законы и закономерности систем, нарушения которых и приводят к тому или иному негативному симптому или проблеме. И задача метода бизнес-расстановок – выявить такое системное нарушение для того, чтобы изменение стало возможным.

Задача расстановщика состоит в том, чтобы с минимальным вмешательством в процесс выявить динамики, свидетельствующие о нарушениях законов функционирования системы, и найти способ восстановить нарушенные порядки. Это позволит запустить процесс изменений, приводящих к хорошему решению как для клиента, так и для системы в целом.

В расстановочной работе с организационной системой или с её функциональными подсистемами принимаются бизнес-решения по различным запросам (проблемам), среди которых можно выделить следующие

ᄋ Определение целей организации.

ᄋ Перспективы развития организации.

ᄋ Определение стоимости товара.

ᄋ Определение целесообразности привлечения инвестиций.

ᄋ Нахождение дополнительных ресурсов для развития организации.

ᄋ Проведение реорганизации компании.

ᄋ Управление конфликтами и стрессами в организации.

ᄋ Подбор персонала на ключевые позиции.

ᄋ Прояснение скрытых мотивов поведения сотрудников в организации.

ᄋ Выявление скрытых причин текучести персонала.

ᄋ Выявление скрытых организационных динамик.

ᄋ Определение целесообразности освоения нового бизнеса.

ᄋ Исследование свойств и качеств товаров.

ᄋ Исследование и оценка рынка для товара.

ᄋ Определение оптимальных способов привлечения клиентов.

ᄋ Влияние брендов (торговых марок) на клиентов, продажи, товар, рынок.

ᄋ Исследование путей продвижения товаров.

При рассмотрении организации с точки зрения системного подхода (а именно на такой подход опирается метод бизнес-расстановок) необходимо учитывать существующие законы систем.

В любой системе существует три основных системных закона или базовых правила, по которым система (в том числе, и организационная) функционирует.

Существуют основные аксиомы работы с организацией, как со сложной системой с помощью технологии системных бизнес-расстановок:

1. Организация представляет собой целостную систему.

2. В составе организации функционирует несколько подсистем.

3. Эффективность существования системы определяется не столько свойствами ее элементов, сколько свойствами взаимосвязей элементов в системе.

4. Взаимосвязи между элементами реальной системы организации тождественны взаимосвязям между элементами пространственной модели этой системы, проявленными в организационной расстановке.

5. Сложно эффективно решить проблему внутри системы, если заказчик является элементом этой системы. Или другими словами, для того, чтобы эффективно решить проблему в системе, необходимо выйти за ее пределы («взгляд со стороны»).

2) Бизнес - расстановки

Для проведения бизнес-расстановки необходимо знать:

ᄋ основные направления деятельности, историю создания организации, количество учредителей и их вклад;

ᄋ время принятия работников на работу в организацию и их движение по уровням иерархии;

ᄋ организационную структуру управления;

ᄋ факты особых случаев на работе (например, смерть на производстве);

ᄋ факты недобросовестного обращения с партнёрами или работниками организации.

В процессе расстановочной работы может быть реализована:

1. диагностическая бизнес-расстановка, которая позволяет определить, в чем заключается проблема и сформулировать новый запрос;

2. моделирующая бизнес-расстановка, которая позволяет посмотреть, как будет изменяться ситуация в зависимости от принятых решений;

3. разрешающая бизнес-расстановка, которая позволяет найти оптимальное решение поставленной проблемы (запроса).

Системные диагностические бизнес-расстановки предоставляют:

1. Возможность увидеть и оценить соотношение и взаимозависимость инвестиций и целей, под которые они планируются.

2. Возможность увидеть и оценить то, что мешает росту прибыли.

3. Возможность увидеть и оценить эффективность и перспективность конкретного товара на конкретном рынке.

4. Возможность увидеть и оценить необходимость/целесообразность (для организации) принятия на работу (на конкретную должность) именно данного кандидата; или ранжирование группы кандидатов; или продвижение именно данного работника; или ранжирование для продвижения группы работников.

5. Возможность увидеть и оценить необходимость/целесообразность сотрудничества человека с данной организацией (с каждой из группы организаций).

6. Возможность увидеть и оценить необходимость/целесообразность рассматриваемой карьерной позиции для конкретного человека.

7. Возможность увидеть и оценить необходимость/целесообразность рассматриваемого вида деятельности (профессии) для конкретного человека – профессиональную ориентацию.

Диагностическая системная бизнес-расстановка осуществляется опытным квалифицированным специалистом в области системных расстановок и группой профессиональных заместителей. Она выполняется путём реализации двух концептуальных стадий: сначала проводится интервью с клиентом (заказчиком) для определения актуальной задачи, после чего проводится сама расстановка, использующая в качестве заместителей людей (из профессиональных заместителей), представляющих отдельные элементы системы (организации) или её части. Расстановочная работа позволяет увидеть (диагностировать) и изменить скрытые процессы, действующие в организационной системе и влияющие на эффективность и работоспособность организации, ее подразделений или отдельных лиц в организации. Заказчику становиться ясным текущее состояние дел и то, что к нему привело. На основе этого делаются выводы, разрабатываются идеи для поиска решения и моделируется ситуация изменений.

3) Бизнес и системные расстановки

Зачем бизнесмен или руководитель обращается за помощью к управленческому консультанту, тренеру, коучу? Ответ напрашивается сам собой. За дополнительным ресурсом, который увеличит эффективность его бизнеса и организации.

Прежде, чем консультант начнет работать с руководителем или собственником фирмы по улучшению ситуации необходимо согласовать техническое задание, согласовать цели этого совместного движения, образ желаемого состояния, представление о процессе и результате сотрудничества. Это всегда довольно сложно. Ведь самым сложным является не разработка решения и организация его воплощения в реальность, а прогнозирование последствий таких решений для сложной системы.Когда система небольшая, простая или с устоявшимися отлаженными бизнес-процессами опытный руководитель может охватить своим размышлением последствия решений для каждой группы интересов и для фирмы в целом.

ᄋ Если недостаточна квалификация сотрудников фирмы – нужно набрать подходящих и провести обучение: инструктаж для сотрудников, менеджмент-тренинги для руководителей. Людей нужно элементарно научить всем операциям, которых требует от них их должность и профессия. Нельзя мозговым штурмом освоить компьютер или иностранный язык – нужно обучение. Нельзя научиться плавать по книге - нужна обучение и практика в бассейне.

ᄋ Если фирма имеет высокопрофессиональных обученных сотрудников, но не сбалансирована организационно: не хватает штатных единиц или целых подразделений, не согласованы функции исполнителей, не ясны границы ответственности, не налажены схемы коммуникации и способы принятия решений, нет понятной для всех системы мотивации необходимо применять инструменты организационного и управленческого развития, при необходимости изменять штатные единицы, создавать систему мотивации, производить реорганизацию и реструктуризацию.

ᄋ Если у профессиональных руководителей и исполнителей в условиях сбалансированной организационной структуры парализована воля к изменениям или у них нет энергии и внутренней силы для эффективной работы в стабильных условиях («шарики не радуют»), необходимо проработать личные проблемы инструментами индивидуального коучинга лидерства, развивать личную эффективность каждого, проводить командообразование для получения синергетических эффектов.

А если ситуация слишком сложная, и процессы не отлажены? А если это все в первый раз? А если рациональной статистической информации дифицит, а сроки поджимают? Решать вопросы голосованием в Совете директоров, пытаясь разделить ответственность на всех? Или, может быть, собрать всех гуру, спецов и профессионалов по данной теме, устроить мозговой штурм и получить отчет на 500 страницах? Или довериться старому «авось!» Как показывает практика IT-проектов, только 16% проектов укладываются в предварительно согласованные и просчитанные рамки бизнес-плана по качеству, срокам и бюджету. А остальные 84%? Их что «глупые дядьки» разрабатывали?! Нет, их просчитывали и планировали очень умные головы, с учеными степенями и профессорскими званиями. Так в чем же дело? А дело в том, что есть базовые характеристики сегодняшней ситуации.

ᄋ Существующая система передачи знаний и опыта в принципе консервативна и просто не успевает за изменением реальности, за объемом информации, который увеличивается каждый год по экспоненте. И преимущество получает тот, кто умеет получить точную качественную информацию быстрее других. «Когда надо? Вчера!»

ᄋ Информационные и коммуникативные технологии привели к тому, что значимость человеческого фактора возросло многократно. Психика, настрой, позиция человека превратились в мощнейший ресурс, фактор, способный существенно влиять на результаты не только творческих процессов в живописи, поэзии, культуре, но и в производстве и организации, в микромире и макромире. Настроения акционеров влияют на рынки и биржевые индексы. Боевой дух солдат влияет на успех боя не меньше, чем их боевое мастерство. Энтузиазм и атмосфера творчества и взаимопомощи в трудовом коллективе могут сотворить настоящие чудеса результативности.

А значит, для вывода бизнеса на новый уровень эффективности нужны не только технологические и организационные изменения, но и психологические, системные. И должны быть инструменты соответствующие. Одним из таких инструментов является системная организационная расстановка.

4) Метод системных расстановок позволяет:

ᄋ Провести тестирование эффективности управленческих решений в условиях недостатка информации, а также в кризисных ситуациях (стратегия, правильный выбор, прогноз)

ᄋ Провести диагностику персонала в организации: оценить психологический климат в коллективе, степень лояльности сотрудников руководству, выявить наличие коалиций, соперничества, скрытые конфликты и мотивы поведения сотрудников, способы предотвращения профессионального выгорания (отбор, мотивация и карьера)

ᄋ Провести исследование позиции компании на рынке: оценить перспективы продуктов, товаров и услуг, отношения с конкурентами, клиентами, партнерами (маркетинг и бренд)

5) Метод может быть очень эффективен в решении следующих вопросов:

ᄋ Почему организация не приносит прибыли?

ᄋ Где слабые места в организационной структуре?

ᄋ Какте существуют незадействованные ресурсы и скрытый потенциал фирмы

ᄋ Какова перспектива слияния компаний и совместимость корпоративных культур

ᄋ Метод эффективно работает с ОРГАНИЗАЦИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ: крупными холдингами и семейными предприятиями;

ᄋ Метод позволяет за короткий срок (расстановочная сессия длится до 2 часов) выявить КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ, понять скрытые процессы и факторы, негативно влияющие на работу организации или сотрудника, и определить способы их оздоровления (трансформации)

ᄋ Метод позволяет быстро получить информацию, необходимую для выработки УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ любого уровня

ᄋ Организационная расстановка позволяет находить эффективные решения существующих проблем, так и моделировать последствия предстоящих изменений (ТЕСТИРОВАТЬ РЕШЕНИЯ)

ᄋ Метод позволяет работать со всей системой через ОДНОГО её представителя

ᄋ Метод краткосрочный, позволяет найти решение проблемы за ОДНУ сессию

ᄋ Данный метод позволяет решать проблему клиента КОНФИДЕНЦИАЛЬНО, не разглашая деталей и подробностей участникам группы.

Вывод:

Бизнес-расстановка (организационная расстановка), это диагностика, которая выявляет слабые места, нарушения законов, некорректные действия, истинные позиции всех сотрудников;

Инструмент порядка, который позволяет наладить связи между значимыми фигурами, восстановить правильную иерархию и порядок внутри организации;

Моделирование — создание желаемой структуры, ситуации, результата и т.д.

Инструмент трансформации, так как в системе, личной истории сотрудников или организации, могут быть неэффективные сценарии поведение, напряжение, сопротивление развитию и переменам;

Тест и поиск эффективных решений, сотрудников, проектов или инструментов. Он позволяет проверить выбор, свериться с движением, найти наилучшую позицию и место в рабочем процессе.

На сегодняшний день бизнес-расстановки являются феноменальным методом работы с уровнем неформальных отношений и «эмоционального интеллекта» участников бизнеса.

Следовательно, они позволяют провести «тест эффективности и взаимодействия». Результаты теста покажут, почему некоторые перспективные проекты в действительности потерпят крах, а другие, менее успешные, окажутся благополучными.

Бизнес-расстановки эффективно применяются для поиска альтернативных решений, разрешения внезапных проблем между владельцами и руководителями бизнеса, предопределения спада эффективности и продаж, прояснения отношений с дилерами, поставщиками, клиентами, инвесторами и органами власти.

Преимущество метода системных бизнес-расстановок заключается в высокой достоверности, результативности и быстром эффекте при относительной незатратности.

Успешно применяйте метод системных бизнес - расстановок для понимания сути сложных ситуаций и поиска оптимальных решений в бизнес - среде и времени наполненного интенсивными и интересными процессами!

Начать дискуссию