{"id":13654,"url":"\/distributions\/13654\/click?bit=1&hash=7a7aa21667aefd656b6233efba962ecbef616dfd5ac100a493b4b5899b23ff1f","title":"\u041c\u044b \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c, \u043a\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u00ab\u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u00bb","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"32086418-934b-5de5-a4ef-6425a84c490a","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Финансовая модель бизнеса»

Любой бизнес-план без финансовой модели — это расплывчатые фантазии. Не дают четкого представления о развитии компании и не способны убедить инвесторов в прибыльности проекта. В статье расскажем: что из себя представляет финансовая модель бизнеса и на простом примере пошагово покажем, как ее составить.

1) Что такое финансовая модель?

Финансовая модель — это набор связанных между собой характеристик, отражающих текущее состояние дел и прогнозы на будущее компании. А если проще, то это выражение вашей бизнес-модели в конкретных цифрах.

На примере идеи для малого бизнеса объясним, чтобы было понятнее «Изготовление домашних пельменей». На этом же примере будем раскрывать нюансы построения финмодели.

Некий предприниматель задумал устроить небольшой цех по производству пельменей на дому. Чтобы понять, насколько рентабельным будет такой бизнес, ему нужно просчитать: объемы продаж, прибыль, расходы и т.д. — на несколько месяцев вперед. Такой анализ позволит понять: выгодно ли вообще этим заниматься, сколько можно зарабатывать, как наращивание темпов производства отразится в итоге на доходности, возможные темпы роста и за какое время вложения начнут окупаться.

Увеличение продаж даст большую прибыль, а рост издержек период окупаемости растянет. Но вот конкретные показатели как влияют друг на друга в цифрах — не очевидно. Все возможные параметры помогают связать между собой в одном файле и одним нажатием клавиши спроектировать финансовая модель. Например, насколько процентов надо увеличивать объем продаж каждый месяц, чтобы закрыть кредит на полгода раньше запланированного срока.

Нужна финансовая модель, если:

ᄋ вы хотите построить стабильно растущий бизнес, устойчивый к рыночным колебаниям;

ᄋ ищете инвесторов (тогда финмодель будет обоснованием выгодности вложений в ваш проект);

ᄋ у вас уже есть бизнес, вы хотите быть уверенными, что ему не грозит банкротство, и понимать, как различные решения отразятся на финансовых показателях.

2) С чего начать предпринимателю, пошагово

Вам нужны будут входные данные, которые можно разбить на 3 группы:

1. Инвестиции. Сюда входят все, во что вы вкладываетесь для старта проекта: покупка активов (оборудования, зданий и т.д.) и стартовые затраты (лицензии, регистрация, набор персонала и т.д.). Плюс нужно зафиксировать для себя начало, окончание и график финансирования каждого инвестиционного этапа.

2. Расходы. Это: прямые (переменные) издержки (цены материалов, нормы расхода, расходы на производство единицы продукции), общие (постоянные) издержки (аренда помещения, содержание оборудования, хозяйственные расходы, маркетинговые затраты и т.д.) и персонал (график работы, оклады, премии и проценты).

3. Доходы. Это: цены продаж (с указанием сезонности цен и инфляции), объем продаж (в единицах и с учетом сезонности спроса). Здесь надо прописать все продукты и услуги, от которых планируете получать прибыль.

Порядок действий такой (сейчас кратко, а чуть ниже раскроем каждый шаг подробно):

1. Составьте инвестиционный план.

2. Спланируйте продажи.

3. Спрогнозируйте расходы.

4. Рассчитайте операционную прибыль.

5. Не забудьте учесть налоги, амортизацию, проценты по кредиту.

Совет: не старайтесь сразу охватить все аспекты. Идите от простого к сложному, иначе рискуете запутаться в формулах и ссылках. Сначала внесите в таблицы основные показатели финансовой модели и пропишите связи между ними (например, «объем продаж → выручка» или «стоимость материалов → затраты»), а потом будете дополнять и корректировать параметры и связи между ними.

3) Инвестиционный план

Здесь расписываем стартовые затраты (подсчитываем, сколько нам нужно денег, чтобы начать): что необходимо закупить, кого нанять, цену аренды помещения и т.д. И указываем начало и конец каждого периода.

Вернемся к нашему примеру: вносим в таблицу все необходимое оборудование, получение сертификата соответствия, регистрация ИП — получаем цифру, которая нам необходима, чтобы начать производство. Арендовать помещение не надо — производство будет организовано на дому. Работники на первом этапе тоже не нужны — наш предприниматель будет сам лепить, собирать и развозить заказы.

Если это разовое событие (но имеющее цену) — указывайте для него только «дату начала».

Если это длящееся во времени событие — указывайте «дату начала» и «дату окончания».

Стоимость этапа можно ввести и одной суммой, но если она оплачивается несколькими платежами — лучше разбить платеж по месяцам. Но общую сумму тоже надо указать.

Планирование доходов

Сюда вносим все источники предполагаемой прибыли и суммы по месяцам: текущему и планы на последующие. Данные можно написать теоретические или взять из прошлогодних отчетов, если ваш бизнес уже функционирует.

В нашем примере источник один — продажа пельменей. Указываем цену за килограмм продукта и сколько планируем продавать.

Планирование расходов

В этой вкладке собираем все расходы: на аренду, зарплату, производство, управление, уплату налогов, процентов по кредиту, себестоимость производства и т.д.

Так как наш предприниматель производит пельмени на дому, то наши расходы будут примерно следующими (повторимся — перечень и суммы берем условные):

Операционная прибыль

Операционная прибыль — это разница между валовой прибылью и всеми затратами по проекту.

В нашем примере она будет выглядеть так:

Можно подробно расписать каждый пункт выручки и каждую статью расходов. Мы для простоты указали итоговые цифры из предыдущих вкладок.

По сути сейчас вы получаете полную картину движения денежных средств в вашем бизнесе: откуда приходят деньги, на что тратятся и сколько оседает в виде чистой прибыли.

Налоги, проценты

Сюда собираем все обязательства: налоги, проценты по кредитам, страховку. Эти цифры учитываем, как отдельную статью расходов при планировании.

По сумме налогов лучше проконсультироваться у специалиста, которые посчитает их в зависимости от выбранной вами при регистрации системы налогообложения.

В нашем примере не учитываются проценты, потому что кредит предприниматель не брал, а начал бизнес на собственные сбережения. А сумму обязательных налогов и страховых взносов мы указали одной цифрой в строке «Налоги» на странице планирования расходов.

Финансовая модель в формате Excel

Для построения финмодели чаще всего используют MS Excel. Есть еще программа Project Expert, но она скорее для профессионалов и предназначена для проведения очень глубокого анализа.

Общие правила составления финансовой модели в Excel:

ᄋ разделяйте расчеты разных процессов по разным листам. А потом используйте гиперссылки, чтобы учесть итоговое значение в расчетах на других листах;

ᄋ структурируйте данные просто, давайте комментарии, используйте общепринятые обозначения — чтобы посторонний человек (например, будущий инвестор) смог разобраться «что к чему» в вашей модели;

ᄋ прописывайте формулы там, где это возможно, а не вставляйте просто значения входных данных. Так вы сможете, изменив один параметр, увидеть последствия для всего бизнеса;

ᄋ если параметров много, для наглядности выделяйте статьи разными цветами, например, доходы голубым, расходы желтым и т.д.

Воспользоваться также можно готовыми шаблонами финансовых моделей из интернета. Но так как нет единого решения даже для одинаковых бизнесов, их все равно придется адаптировать под свой проект. Если у вас нет профильного образования и вообще вы плохо ориентируетесь во всей этой бухгалтерии — лучше доверить создание финмодели профессионалам.

4) Пример построения финансовой модели

В финансовых расчетах нуждается любой бизнес-план. Табличный процессор Excel – наиболее удобный инструмент для этого. Популярность программы объясняется простотой использования и многофункциональностью. Рассмотрим возможности редактора, которые будут полезны при составлении бизнес-модели.

Основы построение финансовой модели в Excel

Модель можно поместить на один лист или на разные листы.

В любом случае, порядок расчетных таблиц должен соответствовать логике описания проекта:

ᄋ таблицы для расчета инвестиций;

ᄋ доходная и затратная часть;

ᄋ финансирование;

ᄋ итоговые отчетные формы, показатели.

Инвестиционный план

Основные элементы:

ᄋ строительство и/или покупка зданий;

ᄋ покупка оборудования;

ᄋ расходы будущих периодов;

ᄋ инвестиции в ЧОК (чистый оборотный капитал).

Исходные данные для расчета затрат на покупку или строительство зданий:

Расчеты:

1. График оплаты без НДС = Затраты с НДС / (1 + ставка НДС). Формула в Excel для ячейки С6: =C4/(1+$B$5).

2. Незавершенные вложения – сумма вложений в активы без учета НДС до периода их постановки на баланс. Формула в Excel для ячейки С8: =ЕСЛИ(C1<$B$7;СУММ($C6:C6);0).

3. Сумма амортизации начисляется со следующего периода. Формула в Excel для ячейки D11: =ЕСЛИ(D1>$B$7;ЕСЛИ(C12>0;ЕСЛИ(D9*$B$10/4>C12;C12;D9*$B$10/4);0);0).

4. Балансовая стоимость актива – разница между начальной стоимостью и амортизационными отчислениями за весь период существования актива. Формула в Excel для ячейки D12: =D9-СУММ($C11:D11).

5. Формула для расчета первоначальной стоимости актива - =ЕСЛИ(C1>=$B$7;$G$6;0).

6. НДС к зачету (в период постановки актива на баланс) – общая величина налога. Формула для ячейки С13: =ЕСЛИ(C1>$B$7;$G4-$G6;0).

7. Формула для расчета кредиторской задолженности: =ЕСЛИ(C1>=$B$7;$G6-СУММ($C6:C6);0).

Затраты на приобретение оборудования и элементы расходов будущих периодов в инвестиционном плане составляются аналогично. Особенности затрат будущих периодов:

ᄋ оприходуются на баланс в составе текущих активов;

ᄋ не облагаются налогом на имущество (в отличие от оборудования);

ᄋ амортизируются быстрее, в течение 1-2 лет.

Прогнозирование доходов

Чтобы построить план продаж, нужно определить объем в натуральном выражении (для каждого вида продукции) и цену реализации (каждого вида продукции). Выручка определяется по каждому виду товара (работ и услуг) как произведение объема и цены.

В Excel составляются таблицы для каждого периода планирования и для каждого вида продукции с планируемым объемом выпуска (в натуральных единицах).

Из цены реализации нужно вычленять сумму налога на добавленную стоимость. Эти деньги не входят в состав выручки – они перечисляются в бюджет.

Формулы:

ᄋ Цена без НДС = цена с НДС / (1 + налоговая ставка).

ᄋ Величина НДС = (цена с НДС * налоговая ставка) / (1 + налоговая ставка).

Расчетная таблица может выглядеть следующим образом:

1. Формула для расчета цен без НДС: =C7/(1+$B$8).

2. Расчет налога на добавленную стоимость: =C7-C9.

3. Выручка с налогами: =C4*C7.

План текущих расходов

Элементы затрат:

ᄋ сырье и материалы;

ᄋ оплата труда;

ᄋ начисления на зарплату;

ᄋ амортизация;

ᄋ прочие расходы.

На материалы при учете затрат выделяем налог добавленной стоимости. Для учета это необходимо подлежащих возврату сумм (задолженность перед бюджетом уменьшится).

Увеличиваются прямо пропорционально объему выпуска затраты на сырье и материалы. Если, к примеру, на пошив одной сорочки требуется полтора метра ткани, то на две единицы продукции – 3 метра и т.д. Расход считается по формуле:

Количество материалов = удельный вес * объем производства.

Пример таблицы учета текущих затрат на сырье и материалы:

Формула для расчета налога на добавленную стоимость – в строке формул.

Формула вычисления цены без НДС: =C5/(1+$B$6).

Расчет затрат с НДС: =C4*C5.

Налог на ДС: =C4*C6.

Затраты без НДС: =C4*C7.

Прочие расходы:

ᄋ аренда,

ᄋ реклама,

ᄋ оплата связи;

ᄋ ремонт и т.д.

Учитывается каждая статья расходов при составлении финансовой модели предприятия в Excel.

Финансовая модель предприятия в Excel

Когда продажи и затраты спланированы, приступать можно к формированию баланса, плана доходов и расходов, движения денежных средств. Чтобы модель пересчитывала значения в автоматическом режиме, данные в сводных отчетах рассчитываются с помощью формул или напрямую извлекаются из операционных планов (с помощью ссылок).

План доходов и расходов финансовой модели:

Доходы и расходы расписаны по статьям. Если планируется выпуск десятков наименований продукции, то лучше определить их в группы. Чтобы не перегружать отчет. В сводную таблицу добавлены аналитические показатели: рентабельность и прибыль с нарастающим итогом. Когда нужно больше аналитики, формируют отдельные таблицы.

План движения денежных средств:

Предполагается, что предприятие не будет привлекать заемные средства. Поэтому раздел «Финансовая деятельность» отсутствует.

5) Финансовый анализ компании

На базе финансовой модели старятся прогнозные финансовые отчёты (отчёт о прибылях и убытках, отчёт о движении денежных средств, баланс). Эти отчёты могут быть использованы для анализа финансового состояния компании в будущем, например, такие показатели, как

ᄃ Финансовый анализ

ᄃ структура и динамика капитала

ᄃ факторный анализ

ᄃ анализ ликвидности

ᄃ анализ финансовой устойчивости

ᄃ расчёт рентабельности капитала

ᄃ расчёт коэффициентов оборачиваемости

ᄃ анализ прибыльности

ᄃ эффективность основных средств и производительности труда

ᄃ Анализ себестоимости

ᄃ различные базы распределения расходов

ᄃ анализ структуры и видов затрат

ᄃ анализ маржинальности отдельных продуктов

ᄃ Инвестиционный анализ

ᄃ Расчёт инвестиционных показателей (IRR, NPV, PB и т.д.);

ᄃ Анализ эффективности для заинтересованных сторон инвестиционного проекта: акционеры, кредиторы, бюджетная эффективность;

ᄃ Оценка стоимости бизнеса.

6) Планирование и бюджетирование

Составляя план своей деятельности и имея финансовую модель организации, прогнозные финансовые отчёты и финансовые результаты мы можем получить, если они нас не устраивают, внести соответствующие корректировки.

На мой взгляд здесь стоит отметить, что возможно понимать, необходимо иметь финансовую модель не для компании в целом, а для каждого подразделения или вида деятельности, что позволит консолидировать информацию по всей компании и более чётко спрогнозировать деятельность всей компании, особенно когда она включает в себя значительное количество разных подразделений и филиалов. Особенно это важно, когда одни подразделения являются поставщиком услуг / товаров для других подразделений. В этих случаях, финансовая модель позволить загрузить мощности наиболее эффективным образом.

Приведу вам пример – при строительстве завода (у него своя финансовая модель) возник дефицит энергоресурсов (пара), в виду чего потребовалось построить ещё и котельную, которая снабжала паром не только завод, но и другие объекты комплекса. Вопрос: как составить финансовую модель инвестиционного проекта? Необходимо конечно же упомянуть, что все финансовые модели строятся с учётом допущений, которые позволяют в некоторых случаях снять такие вопросы с рассмотрения.

Наличие детальной финансовой модели организации, важно также отметить, что при использовании её при планировании и бюджетировании, необходимо строить управленческий учёт, который позволял бы собирать информацию о финансово-хозяйственной деятельности в таких же аналитических разрезах, в противном случае, данные финансовой модели и отчётности будут несопоставимы.

Вывод:

В этой статье я постаралась познакомить вас с основными аспектами финансового моделирования, на какие вопросы может дать ответ этот процесс (финансовое моделирование).

Основной задачей при моделировании – является разработка структуры финансовой модели, отдельных её частей и её декомпозиция, а также хорошее знание предметной области. Поэтому, финансовая модель, как правило делается, минимум, двумя специалистами – специалистом по моделированию и специалистом, владеющим содержанием деятельности (технологией и знанием рынка). Имейте это в виду, если Вам потребуется разработка финансовой модели, вполне возможно, что большую часть информации о бизнесе имеете только Вы.

Создав финансовую модель, важно не убрать её «на дальнюю полку» и открыть только через год, а как можно чаще, особенно на первоначальном этапе, вести анализ своей деятельности и составлять план с фактом.

Создайте финансовую модель для четкого представления о развитии компании и отражайте текущее состояние дел и процессы на будущее!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null