Основные задачи главного бухгалтера на предприятии

1. Главный бухгалтер и его роль в компании

Главный бухгалтер компании — правая рука директора и тот самый человек, который определяет налоговую стратегию в соответствии с бизнес-целями компании, решает щепетильные вопросы с кредиторами и пр. Разбираем, что еще делает главбух и когда можно обойтись без него.

1)Когда можно, а когда нельзя обойтись без главбуха

На этот вопрос ответ содержится в законе № 402-ФЗ. Так, согласно ст. 7 обязанность содержать в штате главного бухгалтера накладывается исключительно на кредитные организации. Прочие предприятия право имеют не нанимать главбуха, а иными способами организовать ведение учета:

1. Поручить эти функции другому работнику.При этом ответственный сотрудник предприятия, которое обязано применять законодательно утвержденные профстандарты (ПАО, НПФ, страховые компании, бюджетные учреждения и т.д.) должен удовлетворять особым условиям допуска к такой работе (в/о, стаж, отсутствие непогашенной судимости).

2. Передать бухгалтерию на аутсорсинг.Нужно удостовериться в этом случае, что уже специалисты аутсорсинговой компании (лицо, самостоятельно оказывающее подобные услуги), обладают нужной квалификацией.

3. Возложить ведение бухучета на руководителя.Доступен этот вариант большинству предприятий при определенных условиях. Так, во-первых, руководитель-главбух в одном лице может быть у фирмы, которая имеет право вести учет в упрощенной форме. Речь идет о микро- и малом бизнесе, НКО и об участниках проекта Сколково. Во-вторых, переложить ведение учета на руководство могут средние предприятия, кроме ЖК (ЖСК), кредитных кооперативов, МФО, адвокатских и нотариальных палат и прочих организаций, поименованных в ч. 5 ст. 6 № 402-ФЗ.

Напомним, что в общем порядке малым считается предприятие, численность персонала которого не превышает 100 чел., а годовая сумма доходов — 800 млн. руб. Средним — бизнес с численностью наемных работников до 250 чел. и доходом не выше 2 млрд. руб. в год (№ 209-ФЗ,пост. Правительства РФ № 265).

Таким образом, в подавляющем большинстве случаев компании вполне могут функционировать без главного бухгалтера. Возникает резонный вопрос, если иметь главбуха не обязательно, то почему же они востребованы?

2) Какова цель работы главного бухгалтера на предприятии?

Главбух — второе лицо в компании и правая рука руководителя. Его основная цель — организация, учет и контроль всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия.

Каждый поступающий в компанию документ проходит тщательную проверку под бдительным надзором профессионального главбуха. Все операции учитываются своевременно и отражаются в специализированных программах, ресурсы предприятия расходуются предельно экономно, сотрудники бухгалтерской службы четко исполняют свои функции, своевременно начисляются и уплачиваются налоги, в срок составляется и сдается необходимая отчетность.

С персоналом выстроить отношения, наладить контакт с контролирующими органами, разрешить конфликтные ситуации с клиентами по силу только грамотному управленцу. С большим стажем рядовой специалист, обладающий необходимыми знаниями, но не имеющий опыта руководящей работы эту ношу не вытянет.

Что должен знать главный бухгалтер

В свою очередь стоят иные задачи перед директором компании. Это и расширение видов деятельности, поиск новых рынков сбыта, привлечение инвесторов и многое другое. Хороший руководитель всегда занят. Выстраивать скрупулезно документальное сопровождение процесса хозяйственной деятельности и отслеживать движение каждого рубля ему банально некогда. Поэтому владельцы бизнеса, столкнувшись со сложностями организации учета, обычно не заморачиваются поиском альтернативных вариантов, а идут проторенным путем, нанимают штатного главбуха.

3) Задачи и должностные обязанности главного бухгалтера

Не ограничиваются основные задачи главного бухгалтера организацией текущей деятельности компании. Всегда хороший специалист должен находиться в поиске эффективных способов финансовой выгоды. В первую очередь — методов оптимизации издержек путем прогнозирования налоговых последствий предстоящих сделок, применения льгот и спецрежимов, внедрения автоматизированных методов учета, сокращения документооборота и т. д.

ГЛАВБУХ ДОЛЖЕН:

ᄋ в совершенстве ориентироваться в ветиеватостях действующего законодательства;

ᄋ разбираться во внутренних регламентах и инструкциях налоговой службы;

ᄋ составлять все виды отчетности, которые не только должны реально отражать текущее положение дел в компании, но и не привлекать лишнего внимания и не вызывать нареканий со стороны инспекторов ФНС;

ᄋ успешно проходить налоговые и аудиторские проверки;

ᄋ участвовать в арбитражных, трудовых и гражданских спорах;

ᄋ содействовать финансовым службам предприятия в разработке бизнес-планов и способствовать их реализации и многое другое.

Сложно ли найти такого разностороннего профи? Однозначно непросто!

Это проблему поиска снимает подходящего универсала и позволяет минимизировать затраты на оплату услуг узких специалистов (программистов, методологов, аудиторов, юристов, налоговых экспертов).

Для профессионального обслуживания сотен клиентов, от представителей малого бизнеса до крупнейших организаций, наша компания на протяжении многих лет выстаивала бизнес-процессы максимально эффективным образом. И сегодня мы готовы предложить своим заказчикам по-настоящему эффективную бухгалтерию, в которой соотношение полезных результатов к затраченным ресурсам будет оптимальным.

4) Ответственность главбуха организации за невыполнение задач

Не устанавливает действующее бухгалтерское и налоговое законодательство четких границ ответственности руководителя и главбуха. И хотя предусматривают правовые нормы материальную, административную и уголовную ответственность для главного бухгалтера, на практике санкциям за совершенные правонарушения чаще подвергается руководитель компании.

Материальная ответственность главного бухгалтера

При условии грамотного составления внутренней кадровой документации, прежде всего трудовых договоров и должностных инструкций, руководитель может избежать наказания. Но, во-первых, попытки переложить ответственность на главбуха чреваты затяжными судебными разбирательствами, а, во-вторых, взыскать с физического лица причиненный предприятию ущерб в полном объеме практически нереально. Ведь даже при положительном решении суда в пользу работодателя, должник зачастую не имеет возможности выплатить требуемую сумму.

С этой точки зрения договор бухгалтерского обслуживания с юридическим лицом имеет выраженные преимущества. Условия соглашения предусматривают компенсацию штрафов, возникших по вине исполнителя. А в случае нанесения материального ущерба, финансовые ресурсы аутсорсинговой компании позволяют погасить свои обязательства перед клиентом.

2. Роль главного бухгалтера в планировании развития компании

1) Участие бухгалтера в развитии компании.

Возникают две серьезные проблемы управления в ходе деятельности компаний:

ᄋ перспективы и скорость развития компании

ᄋ дефицит финансовых средств.

Развитие и рост – это особые проблемы, которые требуют специальных механизмов финансового управления.

К максимизации роста стремятся руководители, зная, что чем выше рост, тем больше доля рынка, тем выше и больше прибыль.

Но… С точки зрения финансов высокие темпы роста – это серьезная проблема.

Высокие темпы роста нуждаются в больших инвестициях, которых всегда не хватает. Компания берет кредиты…

При отсутствии специального механизма контроля высокие темпы роста могут привести к банкротству.

К сожалению, мы видим, что быстрорастущие компании чаще всего банкроты!

С другой стороны, если руководство медленно развивающейся компании не может вовремя принять необходимые финансовые решения (т.е. выработать финансовые стратегии), оно подвергает компанию риску поглощения.

Очевидно, нужно уметь определять (или планировать) оптимальные темпы роста.

Оптимальные или устойчивые темпы роста – это максимально достижимые темпы роста компании при заданной структуре капитала.

Нам поможет их спланировать концепция устойчивого роста

Связать давайте попытаемся финансовые ресурсов компании и скорость ее развития.

Нелегкая задача, и, на первый взгляд, абстрактная.

Итак.

Составить попробуем простое уравнение, сделав, предварительно два предположения:

1. Предприятие развивается, т.е. темпы его роста больше 0.

2. Руководитель ничего не хочет менять в своей финансовой политике.

Это означает следующее:

ᄋ структура капитала остается неизменной (т.е. брать взаймы можно, но лишь в рамках установленных пропорций и заданного уровня финансового левериджа)

ᄋ политика в области дивидендов стабильна, т.е. норма выплаты дивидендов или норма накопления прибыли зафиксированы и не меняются.

Давайте согласимся, что предположения достаточно типичны и свойственны политике большинства предприятий с одной лишь оговоркой: темпы роста компании при этих условиях устойчивы и не требуют радикальных финансовых решений.

Трудности в финансировании возникают лишь тогда, когда предприятие слишком быстро или слишком медленно развивается.

Что значит, слишком быстро или слишком медленно?

Слишком быстро – выше устойчивых темпов роста,

слишком медленно – ниже устойчивых темпов роста.

Определяют устойчивые темпы роста скорость развития, которая может в рамках устойчивой финансовой политики, финансироваться т.е:

ᄋ либо за счет нераспределенной прибыли (норма накопления неизменна)

ᄋ либо за счет займов (структура капитала также неизменна).

Скорость развития – это, по существу, темпы роста объема продаж.

Необходимо для роста продаж увеличение активов предприятия.

В соответствии с концепцией устойчивого роста и структурой аналитического баланса это увеличение может покрываться лишь за счет роста нераспределенной прибыли и пропорционального приращения пассивов.

Таким образом, устойчивые темпы роста предприятия – это темпы роста собственного капитала предприятия, источником которого служит нераспределенная прибыль.

Перед нами уравнение устойчивого роста.

О чем свидетельствует полученное равенство?

1. Устойчивые темпы роста объема продаж есть произведение четырех коэффициентов:

ᄋ рентабельности продаж (Р)

ᄋ оборачиваемости активов (А)

ᄋ нормы накопления (R)

ᄋ финансового левериджа (Т).

1. Рентабельность продаж и оборачиваемость представляют собой суммарные результаты операционной деятельности.

2. Норма накопления и финансовый леверидж отражают финансовую политику компании.

3. Темпы роста объема продаж сохраняют устойчивость, если стабильны все четыре коэффициента одновременно.

Следствие 1. Если фактические темпы роста продаж должны быть выше (или ниже) устойчивых темпов роста, должен измениться хотя бы один из четырех коэффициентов.

Следствие 2. Если фактические темпы роста оказываются выше устойчивых темпов роста, компания обязана:

ᄋ либо улучшить свою операционную (производственную) деятельность (т.е. увеличить рентабельность продаж или ускорить оборачиваемость активов)

ᄋ либо изменить свою финансовую политику (т.е. увеличить норму накопления или повысить финансовый леверидж).

Стремятся к высоким темпам развития большинство владельцев бизнеса. Но, к огромному сожалению, они не осознают возникающие при этом финансовые проблемы.

Чрезмерно высокими темпы роста могут оказаться.

2) Так чем же может помочь владельцу бухгалтер?

Ответ прост. Проверьте амбиции руководителя, используя формулу устойчивого роста.

Согласитесь, трудно добиться увеличения рентабельности продаж и скорости оборота активов, тем более изменить финансовую политику радикально трудно.

Обоснуйте, что, стремясь к высокому росту, компания попадет в ситуацию вечного дефицита денег.

Очень остро быстрый рост нуждается в финансировании. Часто кажется владельцам, что можно решить вопрос за счет привлечения займов, но рано или поздно при достигнутом уровне рентабельности продаж они достигнут критического значения финансового левериджа, кредитоспособность резко пойдет вниз.

Давайте рассмотрим пример определения темпов устойчивого роста и планирования целевых показателей на будущий год (сценарный прогноз).

Свидетельствует анализ таблицы о том, что из года в год устойчивые темпы снижались, а разрыв между устойчивыми и фактическими темпами роста непрерывно нарастал.

Разрыв стал увеличиваться, прежде всего, из-за падения темпов устойчивого роста.

Произошло их снижение из-за резкого сокращения к 4-му году рентабельности продаж, оборачиваемость активов осталась практически без изменений, и проблема решалась за счет увеличения займов.

3) Значение и роль бухгалтерского учета в процессе управления предприятием

Требует любая деятельность контроля над расходами, полученными доходами и чистой прибылью. Невозможно планировать без контролирующих процессов дальнейшую работу предприятия. Существует специальная система для постоянного контроля, которая называется бухгалтерский учет.

Бухучет на предприятии — это непрерывный процесс наблюдения и контроля за деятельностью предприятия и его финансовом положении.

Учет ведется строго документировано, все действия финансового плана должны в точности до копейки отображаться в бухгалтерских документах.

Каковы основные задачи бухгалтерского учета?

Роль бухгалтера в работе предприятия

Работа предприятия — это постоянные принятия определенных решений руководством, благодаря которым компания вырабатывает дальнейшую стратегию работы. Должно каждое решение быть рационально взвешено и основываться на реальных показателях работы компании. Каждое из этих решений фиксируется в бухгалтерском учете, обрабатывается и влияет на дальнейшее планирование рабочих моментов.

Какие существуют способы ведения бухгалтерского учета?

Функции бухучета в компании:

1. Все финансовые операции без исключения должны быть зарегистрированы в бухгалтерских документах (регистрационная).

2. Все данные, которые фиксируются в бухгалтерских документах, обрабатываются. С их помощью можно вывести показатели экономической деятельности, рациональности использования ресурсов как материальных, так и трудовых, получить анализ работы отдельных департаментов и производственных единиц (информационная).

3. Благодаря бухгалтерскому учету можно определить выполнение предприятием норм и планов за определенный период времени. Рационализацию использования ресурсов в определенные временные отрезки можно определить так же при помощи бухгалтерских аналитических данных (обратная связь).

Какой штраф установлен за несвоевременную сдачу бухгалтерской отчетности и нарушение правил ведения бухучета?

4. Анализируя все полученные данные предприятия, бухгалтерия обобщает информацию и вычисляет главные показатели работы деятельности предприятия. Только при помощи бухгалтерского учета можно повысить чистый доход и вовремя принять решения, чтобы избежать банкротства (аналитическая).

5. Бухгалтерия в периоды производственного процесса совершает предварительный, заключительный и текущий контроль над деятельностью компании. Контроль дает возможность понять, достигает ли компания поставленных целей и планов (контрольная).

6. Ежегодно бухгалтерия проводит инвентаризационные действия. Проводится опись всего имущества, которое числится на балансе компании. Подводят итоги по утраченным активам и не подлежащим использованию (обеспечение сохранности имущества).

Бухгалтерский учет проводит аналитическую, контрольную, информационную и регистрационную деятельность.

Значение бухгалтерского учета на предприятии

Без учета аналитических данных за предыдущие производственные периоды планировать дальнейшую работу компании нецелесообразно. Позволяют аналитические бухгалтерские данные руководителям выстроить стратегию компании или внести изменения в уже существующий план развития. Играет большую роль значение бухгалтерского учета для предприятия на стадии планирования дальнейшей стратегии ведения бизнеса.

Изучает очень внимательно грамотный руководитель бухгалтерские данные перед тем, как принять очередное решение, которое касается финансов компании.

Бухучет занимает ведущее место в организационной работе предприятия.

Определить помогает бухгалтерский учет своевременность бюджетных отчислений, взаиморасчетов с партнерами и подрядчиками. Все финансовые данные бухгалтерия отображает в балансе и отчетах о финансовых результатах.

Важно: Эти документы обязательны для заполнения бухгалтерией, их необходимо заполнять раз в году, где отчетным период считается с 1 января по 31 декабря прошлого года.

В органы статистики финансовую отчетность подают не позже 28 февраля текущего года, а в фискальную службу не позднее 60 дней с конца отчетного периода.

Автоматизация и оптимизация бухгалтерского учета: необходимость или упрощение процесса

Сейчас просто невозможно без бухгалтерского учета вести деятельность. В маленьких предприятиях в штате есть специальная должность, которая так и называется — бухгалтер. На больших предприятиях же бухучетом и анализом занимается целый бухгалтерский отдел.

Вся работа бухгалтерии делится на три основных направления:

ᄋ Подготовка отчетности, согласно требованиям действующего законодательства;

ᄋ Подготовка отчетов для уплаты налогов;

ᄋ Подготовка данных для принятия руководителями управленческих решений.

Каждое из этих направлений делится на подпункты, которые включают регистрацию всех денежных движений, начисление заработной платы сотрудникам, учет всех затрат и продаж, отчисления в бюджет и т.п. Чтобы оптимизировать бухгалтерский учет разрабатываются специальные программы, которые позволяют сделать работу гораздо быстрее.

Преимущества оптимизационных процессов

Считается преимуществом автоматизированных подсчетов и составления отчетов исключение ошибок из расчетов, в программы четко занесены формулы, по которым потом формируется отчетность. Единственное, что нужно от бухгалтера — ввести все исходные данные правильно и корректно.

Оптимизация и автоматизация бухгалтерского процесса уменьшает затраты на трудовые ресурсы, поскольку использование качественных программ помогает нескольким сотрудникам справиться с большим объемом работы.

Кстати говоря: руководители, акционеры, партнеры могут запросить данные о финансовой деятельности компании и получить их за очень короткий срок, финансовая отчетность не считается конфиденциальными документами и предоставляется по запросу.

На данный момент оптимизация и автоматизация бухучета считается основной задачей на больших предприятиях, в которых есть подведомственные филиалы.

Именно благодаря поданным данным своевременно о финансовых показателях компании руководитель может принять рационализированные решения, которые помогут сократить расходы на производство и увеличить продажи компании, что повысит рейтинг компании на конкурентном рынке и даст больше прибыли организации.

Вывод:

При низкой рентабельности продаж очень скоро компания не сможет больше брать кредиты, и за высокие темпы роста платить будет нечем.

Самый вероятный исход при такой политике – БАНКРОТСТВО.

Можно ли исправить ситуацию?

И проблемы роста бизнеса, которые грозят потерей устойчивости и риском банкротства, мы сможем исключить.

Бухгалтер – это носитель по-настоящему ценной информации!

Помогайте своему руководителю принимать правильные решения, повышайте свою ценность, станьте незаменимым советником и помощником в трудном деле управления бизнесом!

Ставьте основные задачи для главного бухгалтера, которые определяют налоговую стратегию в соответствии с бизнес - целями компании, решая главные вопросы по бухгалтерской отчетности!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда