{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Шампанский Дом маркетинга или кем на самом деле были Рюинар и Периньон

“4 августа 1668 года, Дом Периньон открыл рецепт игристого вина” – больший бред сложно придумать.

Да, серьезный вклад в развитие качества напитка и появление новых характеристик привнесли бенедиктинцы и цистерцианцы. Однако к шампанскому, ни Дом Периньон, ни Рюинар (которого иногда еще и другом Периньона называют) не имели никакого отношения.

Шампанское, Дом Периньон, Дом Рюинар

Бургундия, Шампань и немецкий Рейнгау ассоциируются в мире вина с монашеским виноделием. Однако совершенные ими достижения в технологии виноделия прямо пропорциональны мифам, связанным с этим. Так, точно и не понятно, сколь сильны роли упомянутых орденов в развитии винной культуры. Самые известные имена – Дом Периньон (Dom Perignon) и Дом Рюинар (Dom Ruinart). Что касается первого – то он является одним из образцов мифологизации жизни виноделов. Даже сами французы, производители шампанского, часто охотно верят в легенду. Периньон не изобретал Шампанское, при этом он был одним из самый уважаемых монахов своего времени и действительно занимался в рамках ордена вопросами администрирования производства и продажи вина.

Том Стивенсон «Дом Преньон. Факты и фикция» (Tom Stevenson «Dom Pérignon: Fact & Fiction»)

Том Стивенсон в своей статье «Дом Преньон. Факты и фикция» (Tom Stevenson «Dom Pérignon: Fact & Fiction») подробно раскрывает этот вопрос и в частности указывает на то, что основные интересы монаха касались таких вопросов виноградарства и виноделия как обрезка гроздей, сбор урожая в холодные утренние часы, селекция и сортировка винограда, использование маленьких корзин для сбора урожая, установка прессов, изготовленеи белого вина из черного винограда, а также создание ассамбляжа. Брендом имя Периньона становится лишь в начале XXвека и используется для особой линейки категории Престиж Кюве производителя Моэт и Шандон (Moët & Chandon).

Есть даже мнение, что эти два Дома были не просто знакомы, а в коллаборации создавали шампанское – это сложно себе представить, так как на момент изобретения его – 4 августа 1668 – Рюинару было всего навсего 11 лет (родился 10 июня 1657 года).

Реальная история Тьери Рюинара

Мне же в большей степени интересно имя Рюинара. Давайте посмотрим на витиевато сплетенный из легенды, маркетинга, реальности, искусства и бизнеса ковер истории бренда Ruinart.

Тьерри Рюинар не был виноделом, «Ruinart» стал крупнейшим щампанским брендом. Французский историк и палеограф, ученик Жана Мабильона, отца латинской дипломатики и палеографии, самый известный из членов Бенедиктинской конгрегации св. Мавра, знаменитой трудами по научно-критической обработке и изданию сочинений святых отцов. Тьерри занимался мартириями – официальными протоколами судов над христианскими мучениками. Однако его имя связывают

Монастыри, бенедиктинского монашеского ордена, нередко получали в дар земельные наделы в вечное владение. Подчас единственно возможным ремеслом на этих землях оказывалось виноградарство, ибо ничто кроме виноградной лозы не могло дать богатого урожая на скудных почвах. Тяжелая и кропотливая работа, необходимая для выживания и привычная для монаха-бенедиктинца, стала залогом развития и процветания винодельческого искусства. Тем не менее, сами бенедиктинцы были чрезвычайно бедны, хоть и потрясающе богаты как орден.

Полностью текст опубликована в моей книге о вине: “Вино Non Fiction. Книга сомелье”

Ora et labora (лат. «молись и трудись») – этим девизом бенедиктинцы в корне изменили пренебрежительное отношение к ручному труду и возделыванию земли, которые традиционно ассоциировались исключительно с чернью. Теперь это удел тех, кто трудится во имя бога и на благо общества. Впервые за долгое время виноделие начинает восприниматься как божественный промысел, доступный каждому, как связующее звено между мирским и сакральным. Однако история сыграла злую шутку, и в скором времени в литературе и фольклоре сформировался стойкий образ разгульного монаха, злоупотребляющего алкоголем.

Meum est propositum in taberna mori…

Кропотливость, предельное внимание к деталям, в поиске того, что в католической традиции именуется «божественной искрой» или озарением сближает труды винодела и монаха. «Созерцательная молитва и тяжелый труд» – формула, превращающая воду в вино.

В XIX веке имя Тьерри Рюинара стало нарицательным, а личность – символом возвращения к благочестию и восстановлению репутации монашеских орденов, к формуле ora et labora. Консерватизм, педантичный труд – такие ассоциации возникают в сознании, когда слышишь его имя. Становление бренда Ruinart приходится на 1729-й год. Племянник Тьерри Рюинара, Николя Рюинар, основал шампанский дом, что проводит ариаднину нить фамилии между трудами бенедиктинца и новым бизнесом.

Шампанское Рюинар и искусство

Миру известна точная дата начала «огранки бриллианта» – бренда Ruinart. Это 1895-й год, когда совпали два события в истории Дома, причем оба связаны с именем Альфонса Мухи (Alfons Mucha).

Во-первых, чешский художник, родившийся неподалеку от Брно, в Моравии, в 1895-м г. получает от Андре Рюинара заказ на изготовление плаката Ruinart. Во-вторых, Альфонс попадает в среду творческой богемы Парижа, в круг символистов «Салона ста» куда входили художники Боннар, Тулуз-Лотрек и Грассе, поэты Верлен и Малларме. Там он знакомится с братьями Люмьер, вместе трудятся над кинематографическими проектами. Шампанское Ruinart постепенно становится обязательным атрибутом светского общества: богемы, голливудских актеров, политиков. Уже потом, когда Ruinart стал ассоциироваться с искусством, в общем поле творчества возникли такие имена художников как Юбер ле Галль, Маартен Баас, Индию Мадави, Гидеон Рубини Эрве ван дер Стратен.

Почитать еще о шампанском:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда