Почему школы английского языка ничему не учат

Оставим размышления о маркетинге и хитрых руководителях, которые вводят KPI с % вернувшихся клиентов и поговорим о коммуникативном подходе, который активно практикуют все известные нам онлайн-школы английского языка.

Начнем издалека. С типов восприятия. Существует в психологии концепция, согласно которой люди подразделяются на разные типы: визуалы, аудиалы, кинестетики. Есть еще несколько ответвлений типа дигиталов и как раз коммуникативный тип восприятия.

На последних и рассчитан подход во многих образовательных, если их можно так назвать, учреждениях. В чем отличительная особенность коммуникативной модальности (communicative modality)? Люди обучаются посредством разговора. Говорят, спрашивают, слушают, отвечают, так и осваивают новые знания.

Как человек с аудиальным и коммуникативным типом восприятия хочу сказать, что подход современных онлайн-школ в оторванном от реальности виде мне подходит на все 100%, на практике все портит тот самый KPI с retention (процент вернувшихся к вам клиентов) и пресловутая хитрость дядь и теть руководителей, которым, на самом деле, не очень-то и выгодно вас учить.

В чем заключается вся соль коммуникативного подхода? В ответах студентов (учащихся). Они отвечают и как будто запоминают все собственнолично сказанное. Вот я действительно так и запоминаю. А вы?

Для того, чтобы не быть голосоловной, хочу поделиться с вами результатами проведенного в течение трех лет эксперимента на первокурсниках-лингвистах, которым, казалось бы, сам Бог велел обладать особым типом мышления (они же будущие переводчики).

В 2019 году студенты первого курса, поступившие на переводческое отделение, обладали, как правило, аудиальным и визуальным типом восприятия. Примерно пятьдесят на пятьдесят. Такие данные ничуть меня не удивили. 60% нашего населения – аудиалы. Процент среди переводчиков, конечно, должен быть ниже. Потому что у них обычно задачи другие. Им бы внимательно слушать, а потом воспроизводить научиться. Они же не инженеры.

В 2020 году уже новый поток студентов первого курса продемонстрировал близкие результаты. Процент аудиалов стал ниже. Процент тех, кто обладал смешанным типом восприятия, наоборот, увеличился. Визуалы остались (а куда они денутся).

В 2021 году ко мне пришли свеженькие лица, которые два года уже учились дистанционно, и способность ни слушать, ни тем более продуцировать речь почему-то проявляли с трудом (если вообще проявляли). Это была первая группа, в глазах которой читался неподдельный страх. Первый месяц у меня было ощущение, что в школе их били если не палками, то словом точно. На втором месяце стало понятно, что мы просто не совпали с ними по типу восприятия. В группе был один студент с коммуникативным типом восприятия, остальные демонстрировали все преимущества смешанного типа. Они умели все. По чуть-чуть.

Конечно, на данном этапе говорить о какой-то четкой и яркой тенденции нельзя, потому что собрано не так уж и много данных. Проведу тот же эксперимент еще раз шесть и, возможно, сделаю более основательные выводы, но уже сейчас очевидно, что те навыки, которые нужны были до 2019 и сейчас, немного отличаются. Нужно уметь запоминать и слушая, и смотря, и составляя конспекты, и проговаривая информацию, и отвечая на вопросы. Слушать во все глаза, как бы странно это ни звучало.

А теперь к онлайн школам. По моим данным, процент людей с коммуникативным типом восприятия, как и процент аудиалов, не слишком уж большой. Главная теория о том, что визуалы занимают больше пространства в нашем обществе, все-таки находит подтверждение в том числе и в моем мини-эксперименте, но на что это влияет?

Встречался вам учитель, требований которого вы упорно не понимали? Встречались вам учителя, которые говорили на «понятном» для вас языке? Наверняка, вы ответили дважды «да» и спешите заметить, что мастерство учителя как раз в том и заключается, чтобы найти правильный подход. Заключается. Но всегда ли получается?

О методах работы с разными типами восприятия в этой статье мы не говорим. Только то том, как так вышло, что нацеленный на 10% населения (максимум) метод работы онлайн-школы примеряют вообще на всех, а особенно на тех, на ком он никогда не работал и работать никогда не будет?

Может, всему виной довольные 4% аудиалов, которым все нравится, и которых в школе и институте учили «как-то не так», потому что школьные методы, как правило, нацелены на те 60%.

Может быть, это просто агрессивный маркетинг, и довольных в разы меньше, чем недовольных, просто за количеством рекламы этого не видно.

Может быть, имеет место тенденция к увеличению процента тех, кто может и писать, и слушать, и читать во всю силу, и для них это действительно работает. В таком случае онлайн-школы работают на опережение, потому что лет через 10 процент недовольных визуалов сотрется под теми довольными, которые могут и то, и это, и вот то.

А, может, если пихать квадрат в кружок с особым усердием, углы со временем сами отвалятся, и из визуала получится вполне себе неплохой обрубыш, который мог бы дойти до уровня B2 за три года, но потратил на это пять лет.

Резюмируя, хочу сказать, что любой метод работы имеет своих сторонников и противников. Лично мне коммуникативный подход очень даже нравится. Стоит ли напихивать его в каждую протянутую руку? На мой взгляд, нет. С другой стороны, если заниматься в онлайн-школе, методы которой тебе не подходят, и не заниматься нигде, то результат будет определенно лучше в первом случае.

Спасибо за прочтение!

Поделитесь в комментариях своими впечатлениями от онлайн-школ.

Больше информации об английском языке на моем телеграм-канале и на твиче.

4343 открытия
Начать дискуссию