Посадка не будет мягкой

Текущее уровни финансовых рынков указывают, что большинство их участников предполагает сценарий «мягкой посадки». Игроки надеются, что ужесточая монетарную политику центральные банки смогут охладить перегретую экономику. А это позволит снизить рекордную инфляцию до целевых уровней в 2%, не принеся при этом в жертву экономический рост. Однако, по моему мнению, замедление столь высоких темпов инфляции в тех геополитических условиях, которых мы находимся, является весьма нетривиальной задачей. Ситуация выглядит так, что рынки чересчур оптимистичны, и реальность может оказаться намного неприятнее.

«Мягкая посадка» закладывается и большинством инвестиционных и аналитических домов, согласно консенсус-прогнозу Bloomberg. Не ожидает существенного замедления мировой экономики в 2023 г. и МВФ, хотя он и прогнозирует, что темпы роста будут уступать допандемийным.

Динамика и консенсус-прогноз Bloomberg роста ВВП основных мировых экономических центров
Динамика и консенсус-прогноз Bloomberg роста ВВП основных мировых экономических центров
Динамика и прогноз роста мирового ВВП от МВФ
Динамика и прогноз роста мирового ВВП от МВФ
Динамика и прогноз роста мировой торговли от МВФ
Динамика и прогноз роста мировой торговли от МВФ

При этом, вероятность рецессии в США, согласно консенсус-прогнозу Bloomberg, составляет 40% (против 33% еще в середине июля), в Китае 20%, в Еврозоне 45%, а в Японии – 25%. Таким образом, в прогнозах аналитиков наблюдается большой разброс: часть прогнозируют существенный спад, в то время как другие все еще сохраняют оптимизм.

Причиной сохранения хороших прогнозов, несмотря на стремительное ужесточение монетарной политики, выступает хорошая экономическая статистика по ряду составляющих, для которых характерна более пессимистичная динамика в преддверии рецессии. Во-первых, это состояние рынка труда. Так, и в США, и в Еврозоне безработица находится на рекордно низком уровне за десятилетия, при этом по-прежнему сохраняется высокий спрос на рабочую силу и, как следствие, наблюдаются высокие темпы роста зарплат. Во-вторых, в США население сохраняют высокую склонность к потреблению. В результате, ряд аналитиков предполагает, что в этот раз все будет по-другому, и рост ставок не приведет к снижению потребительской активности американцев.

Однако, в предыдущей своей статье я уже рассказывал, что рынок труда в США уже начал демонстрировать первые признаки слабости, проявляемые в быстром снижении числа открытых вакансий. При этом и в США, и в Еврозоне наблюдается структурный дефицит рабочей силы, в результате безработица может остаться на низком уровне даже в условиях экономического спада. Что касается сохранения потребительской активности в США, то надо понимать, что чудес не бывает: реальные располагаемые доходы населения падают уже 4 кв. подряд, потребление финансируется из стремительно снижающихся сбережений, а рост процентных ставок неминуемо снизит склонность к потреблению в пользу роста сбережений, т.к. это аксиома экономической науки, проверенная множеством циклов ужесточения монетарной политики в большом количестве стран.

В результате многие эконометрические модели, которые используют аналитики, в настоящее время могут не видеть надвигающейся рецессии из-за сохранения в хорошем состоянии экономической статистики. Полагаю, что существенное ухудшение макроэкономических данных будет наблюдаться уже в течение текущего квартала. Как результат, мы можем увидеть и пересмотр прогнозов со стороны инвестбанков.

Не стоит забывать и о том, что центральные банки, как правило, пропускают момент, когда стоило бы сменить направление монетарной политики со смягчения на ужесточение и наоборот. Так было у ФРС в период смягчения денежно-кредитной политики (ДКП) в начале нулевых, а затем и на этапе ужесточения перед кризисом 2008-2009 гг. Снова повторилось в период ужесточения в 2015-2018 гг., в результате чего уже менее чем через месяц после последнего повышения ставки ФРС пришлось приступить к смягчению риторики, а затем и ДКП. Слишком долго ФРС сохранял мягкую монетарную и в постпандемийный период, опасаясь медленного восстановления экономики, что способствовало, помимо других факторов, достижению рекордных за десятилетия темпов инфляции.

Предположу, что уже предпринятых центральными банками мер может быть достаточно для мягкой посадки, однако, как мы помним, и ФРС и ЕЦБ планируют повысить свои ставки на заседаниях в сентябре: оба, скорее всего, на 0,5 п.п. При этом, напомню, их ставки уже находятся на уровне или превышают тот, при котором экономика начала стремительно замедляться в 2018 г. Таким образом, уже в сентябре ставки ФРС и ЕЦБ достигнут критических для мировой экономики уровней, однако это станет очевидно лишь через 4-6 месяцев.

Процентные ставки ФРС и ЕЦБ
Процентные ставки ФРС и ЕЦБ

Членов ФРС и ЕЦБ, однако, легко понять: сложно останавливать ужесточение монетарной политики на фоне таких высоких темпов инфляции. В то же время не стоит ожидать, что после быстрого снижения темпов инфляции с пиковых уровней, дальнейшее ее замедление к целевым уровням может занять достаточно длительное время: в то время как в начале быстрого роста цен в прошлом году инфляция концентрировалась в основном в небольшом числе компонент, вызванных или ростом цен относительно низкой базы пандемийного 2020 г., или ростом цен на топливо (также, на начальном этапе, вследствие эффекта низкой базы). Однако в 2022 г. инфляция уже носит фронтальный характер и наблюдается практически во всех товарных группах, а также в услугах. Замедление устоявшейся высокой инфляции может потребовать значительно большего времени, а, следовательно, и длительного сохранения повышенных ставок центральных банков. При таких действиях регуляторов избежать мировой рецессии будет невозможно.

Подписывайтесь на телеграмм канал и читайте свежую аналитику там:

Начать дискуссию