Цифровой Юань: опыт и перспективы развития

Валерия Окунева
эксперт ЦАБ

Цифровые валюты стали важной частью современной финансовой системы. Благодаря им можно расплачиваться в интернете, там же можно осуществлять переводы и хранение денежных средств. Часть цифровых валют являются аналогами реальных. Они называются электронными деньгами.

Например, в российском сервисе WebMoney можно открыть счет в рублях и валютах других стран СНГ.

Кроме сервисов, которые используют в основе существующие признанные валюты, существуют и виртуальные валюты, не имеющие реального эквивалента. Ярким тому примером служат криптовалюты, основанные на технологии блокчейн. Они позволяют осуществлять анонимные платежи и в большинстве своем не привязаны к реальным валютам (исключение - стейблкоин). По классификации Европейского Центрального Банка, к цифровым валютам также относятся записи на банковских счетах - цифровые обозначения денежных сумм, которые можно конвертировать в фиатные деньги.

Наиболее явно влияние цифровых валют проявилось в КНР, где 90-95% мобильных платежей контролируются двумя платежными системами - Alipay и WeChat. Они позволяют расплачиваться электронными деньгами за покупки в офлайн-магазинах и в интернете. В первом квартале 2020 года эти две системы контролировали 55% и 39% рынка соответственно. Учитывая тот факт, что китайцы используют мобильные платежи каждый день, влияние данных сервисов на финансовую систему КНР огромно. Если в одном из сервисов произойдет сбой, а данные пользователей будут утеряны, то это окажет сильное влияние на экономику страны.

Цифровой Юань: опыт и перспективы развития

Как устроен цифровой юань (DCEP)

Китай - один из лидеров блокчейн-индустрии. Так, в апреле 2020 года эта инновационная технология была официально выбрана в качестве приоритетной для технологического развития страны. Более того, по количеству выданных патентов на блокчейн-решения страна опережает США в 10 раз.

Китай впереди планеты всей и в запуске цифровых валют Центробанков (CBDC), позволяющих пользователям переводить средства друг другу напрямую без использования посредников в виде банков и платежных систем.

Цифровой юань (Digital Currency Electronic Payment, DCEP) - это цифровая валюта Народного банка Китая (НБК). Это такой же юань, но существующий только в цифровом виде. DCEP может использовать любой человек по всему миру. Для этого не нужен банковский счет - только цифровой кошелек. DCEP можно переводить другим пользователям, расплачиваться им за товары и услуги. При этом банкноты и монеты эквивалентны цифровому юаню, обладают характеристиками стоимости и юридической компенсацией, а также имеют контролируемую анонимность.

Таким образом, в основе цифрового юаня, как государственного платежного инструмента лежат два основных принципа:

  1. Законность использования цифрового юаня, как платежного средства на территории КНР (в отличие от криптовалют);
  2. Эквивалентность банкнотам и монетам, имеющим хождение на территории КНР.

Китай работает над запуском DCEP с 2014 года - тогда был создан научно-исследовательский институт, занимающийся цифровыми валютами и тем, как улучшить китайскую финансовую систему с помощью блокчейна. Однако в период с 2014 по 2018 гг. работа над проектом замедлилась - власти страны ввели жесткое регулирование крипто-отрасли и начали запрещать оборот децентрализованных криптовалют.

Тем не менее в конце 2019 г. работа на DCEP снова активизировалась. Вероятно, власти сочли, что планы Facebook по запуску стейблкоина Libra - это очередная попытка США установить доминирование на мировом рынке крыптовалют.

Как проходит тестирование цифрового юаня

Сейчас работа над бэкенд-инфраструктурой (программно-аппаратная часть сервиса. Бэкенд отвечает за осуществление функционирования внутренней части веб-сайта) DCEP завершена и валюта проходит стадию тестирования. Если оно окажется удачным, цифровой юань будет распространен на весь Китай через два года. При этом пока НБК отмечает, что окончательное решение о запуске DCEP еще не принято, и валюта может так и не увидеть свет.

В апреле 2020 НБК выпустил мобильное приложение для хранения и переводов в DCEP. К его тестированию подключились десятки компаний, в том числе и американские (Starbucks, McDonald’s и Subway), коммерческие банки, а также несколько районов и городов Китая. А в октябре 50 000 жителям города Шэньчжэнь раздали 10 млн DCEP, которые можно было потратить в тысячах торговых точек города. Всего за время тестирования потрачено свыше 2 млрд цифровых юаней (≈ $300 млн).

Вскоре испытания DCEP будут расширены до 28 городов и провинций, включая Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и район Большого залива Гонконг-Макао. В таком случае оно охватит пользовательскую базу в размере около 400 млн человек — 30% всего населения Китая.

Пока к тестированию DCEP не присоединились Alipay и WeChat Pay — самые популярные платежные системы Китая, но, судя по официальным заявлениям, это входит в планы обеих компаний. Когда это случится, цифровой юань сразу же станет самой распространенной цифровой валютой в мире. При этом он не будет конкурировать с Alipay и WeChat Pay — люди смогут пользоваться DCEP прямо в кошельках этих платежных сервисов.

Примечательно, что в конце октября НБК опубликовал законопроект, который придает DCEP правовой статус. В документе дано определение цифрового юаня как части суверенной валюты страны. Законопроект также закрепляет за НБК право на монопольный выпуск DCEP — ни одна компания не может выпускать цифровые токены с поддержкой юаня для замены юаня на рынке. Нарушителям грозит штраф в размере 500% от полученной прибыли или полное изъятие средств, а также прекращение деятельности.

Основные принципы цифрового юаня

1. Офлаин-платежи между двумя сторонами. Цифровым юанем можно расплачиваться как бумажными деньгами, в том числе и в местах, где интернет подгружается медленно или вовсе не работает;

2. Повышенная безопасность. Цифровои юань может обеспечить функцию полнои отчетности о переводах и потерях;

3. Выбор нескольких терминалов. В качестве платежного средства можно выбирать разные платежные устроиства, а не только телефоны или банковские карты;

4. Многоуровневая система. Для платежеи или переводов на крупные суммы вы должны использовать кошелек с настоящим именем и высокои информативностью, на мелкие суммы подтверждение не требуется;

5. Платежи друг другу. Платеж от человека к человеку осуществляется с помощью смарт-контрактов с цифровои валютои, и использование этои технологии позволит предотвратить возможность ложных отчетов, ложных заявлении, перехвата или незаконного присвоения;

6. Высокая прослеживаемость. При условии, что компетентныи орган выдал необходимые правовые документы при строгом соблюдении всех процедур, могут быть проведены соответствующая проверка данных и перекрестное сравнение для обеспечения борьбы с преступлениями, связанными с подменои данных.

Таким образом, цифровые юани могут избежать главных недостатков банкнот и монет, таких как высокие затраты на печать и выпуск, неудобство при транспортировке, простота анонимности, подделка и риск использования для отмывания денег и финансирования терроризма. Более того, они могут удовлетворять обычные потребности людеи в анонимных платежах на мелкие суммы денег. В условиях эпидемии снизить вероятность распространения вируса при валютных операциях. В условиях растущеи цифровизации, цифровои юань может стать полноценным платежным средством современности, и это новое средство будет способно заменить собои фиатные (это валюта, не имеющая собственной обеспеченной драгоценными металлами стоимости, но может использоваться как узаконенное платежное средство, подкрепленное государственными гарантиями, то есть кредитоспособностью, банкноты; монеты) деньги. Текущие шаги центрального банка КНР подтверждают заинтересованность государства в переходе на систему платежеи нового поколения.

Зачем Китаю цифровой юань

Власти Китая стремятся к тому, чтобы их граждане стали безналичным обществом. Более 600 млн китайцев уже используют Alipay и WeChat Pay при оплате товаров и услуг. При этом Alibaba и Tencent — владельцы этих платежных систем — контролируют примерно 90% китайского рынка мобильных платежей, которые в 2019 году составили около $17 трлн.

Согласно официальным заверениям, задачи цифрового юаня:

• сократить эксплуатационные и транзакционные издержки (выпуск и обслуживание наличности и безналичных операций требует больших расходов);

• снизить стоимость платежей в юанях и сделать их удобнее и быстрее;

• сделать финансовые услуги более доступными для всего населения, прежде всего для жителей удаленных районов;

• облегчить и удешевить выплаты пособий;

• снизить нецелевое использование бюджетных средств, бороться с отмыванием и подделкой денег, а также оттоком капитала из страны;

• увеличить оборот юаня и его международное использование, а также ослабить зависимость от доллара (подробнее ниже).

Также DCEP, вероятно, преследует и другие, публично неозвучиваемые, цели:

• усилить контроль над транзакциями граждан и бизнеса;

• расширить возможности НБК в проведении монетарной политики — DCEP позволит сделать ее более точной и охватить все слои населения;

• изменить роль существующих трансграничных платежных систем — CIPS и SWIFT;

• отнять часть рынка у Alipay и WeChat Pay, несмотря на официальные заверения в обратном;

• использовать DCEP в качестве отправной точки для дальнейшего развития своей цифровой экономики.

Чем DCEP отличается от биткоина и других криптовалют?

Пока технических подробностей о DCEP известно немного — в основном по комментариям официальных лиц. Но уже сейчас очевидно, что цифровой юань и биткоин — противоположности.

DCEP — централизованная валюта, находящаяся под полным контролем НБК. Финансовый регулятор в любой момент может выпустить новые монеты, отследить и отменить транзакцию или заблокировать кошелек.

DCEP — централизованный реестр, который нельзя будет публично проверить. Он построен на технологиях блокчейна и в нем присутствуют асимметричная криптография (открытый ключ, используемый для шифрования сообщений, передается по общедоступному каналу, но сообщение может расшифровать только владелец закрытого ключа), смарт-контракты, UTXO (выход неизрасходованных транзакций), цифровой кошелек.

Bitcoin же — открытая децентрализованная сеть, в которой нет лидера, а управление происходит благодаря алгоритмам достижения консенсуса.

У DCEP устойчивый курс, и валюта не будет продаваться на криптобиржах. Цифровой юань не подходит для спекуляций (разве что для валютных). По сути, это еще одна национальной валюты, поэтому его курс стабилен относительно фиатного юаня.

У DCEP нет майнинга и стейкинга (то способ пассивного заработка, при котором пользователи хранят монеты на алгоритме Proof of Stake (PoS) и обеспечивают работоспособность блокчейна. Это дает им право получать вознаграждение). Единственный эмитент цифрового юаня — НБК.

DCEP будет распределяться по двухуровневой системе. НБК выпускает цифровую валюту и распространяет ее среди розничных банков и финансовых организаций (Alibaba, Tencent и UnionPay), а те — среди жителей страны и бизнеса. Главное отличие в обращении между цифровым и фиатным юанем в том, что DCEP будет переводиться через специальные кошельки, а не через банковские счета.

DCEP можно переводить оффлайн. Проведение платежей через DCEP возможно при отсутствии доступа к Интернету — валюта может использоваться даже в самых отдаленных уголках страны.

DCEP подходит для массового использования. По словам старшего научного сотрудника Института финтеха университета Жэньминь Ян Ванга, пиковая скорость DCEP — 220 000 транзакций в секунду. Это гораздо быстрее скорости Visa — от 24 000 до 65 000. Такая мощность сети делает цифровой юань самым быстрым цифровым активом в мире.

А вот Bitcoin не подходит для массового повседневного использования. Его максимальная скорость всего 7 транзакций в секунду. Да и большинство других криптовалют в реальных условиях не могут похвастаться скоростью традиционных платежных систем.

DCEP не будет анонимным для китайских властей. У НБК будет доступ ко всей информации обо всех транзакциях. Сколько информации будет доступно коммерческим банкам — пока неясно.

Транзакции биткоина тоже можно отследить, но чтобы распутать, кто именно обналичил средства — придется потрудиться.

Конкуренция с биткоином или партнерство?

DCEP — не конкурент биткоину и другим криптовалютам. Это политический проект Китая, преследующий цель пошатнуть господство доллара, а не бороться с биткоином.

Технологически DCEP и ВТС тоже слишком разные. Цифровой юань — по сути, всего лишь техническая трансформация эмиссии и обращения денег в рамках традиционной банковской системы.

Поэтому в краткосрочной перспективе запуск DCEP вряд ли скажется на развитии криптоиндустрии.

При этом DCEP не сместит биткоин — обе валюты не конкурируют друг с другом, ведь у них абсолютно различные сценарии использования.

Однако в долгосрочной перспективе DCEP способен сыграть положительную роль в развитии крипторынка. Массовое использование этого цифрового актива будет способствовать популяризации блокчейна, криптовалют и CBDC. Если опыт Китая окажется успешным, это станет примером для других стран.

НБ Китая запустил мобильный криптокошелек для цифрового юаня Регулятор представил приложение для использования национальной цифровой валюты на устройствах с операционными системами Android и iOS. В приложении сказано, что оно находится в стадии тестирования и доступно ограниченному числу пользователей.

В ноябре ( а именно 8 ноября 2021) Bank of China на выставке China International Import Expo в Шанхае представил устройство, которое позволяет конвертировать иностранные валюты в цифровой юань. Устройство разработано к зимним Олимпийским играм в Пекине 2022 года. Для совершения конвертации иностранных валют в цифровой юань нужен паспорт, но не требуется банковский счет. На данный момент устройство поддерживает 17 иностранных валют, каких именно не сообщается.

Хотите знать больше? Подписывайтесь на наши соцсети, ссылки на которые находятся ниже ↓

ВК - https://vk.com/wtc_digital_academy

А также не забывайте и про наш сайт - www.da-future.ru

Начать дискуссию