Когда черчение и трудовое воспитание исчезло из школ? Стоит ли их вернуть.

Вопрос возобновления качества инженерного образования в сентябре прошлого года поднимался на встрече президента России ВВ Путина с руководителями передовых школ и индустриальных партнеров.

Все единогласно отметили необходимость повышать престиж технических профессий, а также создавать специальные инженерные классы (наряду с авиа и судостроительными) Мы уже тоже об этом много писали

И вот с инициативой, логично продолжающей тему, обратилась первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова к главе Минпросвещения Сергею Кравцову. Рассмотреть возвращение в школьную образовательную программу черчения. Оказывается с 2019 года этот предмет исключен из школьной программы. Это, конгечно, не был моим самым любимым предметом (смеется), но именно он привил во мне аккуратность и пространственное воображение.

Отсутствие этого предмета приводит к значительному снижению уровня технического, пространственного и творческого мышления школьников, утверждается в письме. Именно эти навыки закладывают «фундамент для дальнейшего инженерного образования в период профессиональной ориентации у школьников».

Графическая дисциплина (черчение) закладывающая основу профессиональной деятельности инженера, архитектора, дизайнера, не входят в обязательную школьную программу.

Оказывается не только этот предмет исчез из школьной программы. Но и классичесские уроки труда. Например, Депутат Сергей Колунов считает, что такие занятия отличаются от нынешних уроков технологии, так как последние посвящены скорее «проектной деятельности», а не конкретным навыкам.

Сейчас классическому трудовому воспитанию детей (понятному старшему поколению) оказывается препятствует жесткая формулировка в законодательстве, которая гласит, что «привлечение школьников к труду без согласия родителей запрещено». Сейчас нарушением прав ребенка могут счесть даже просьбу помыть парты.

В годы моей учебы дежурство в классе или столовой, совместные субботники - было обычной практикой. И даже мысли не было ни у нас, ни у родителей про эксплуатацию, а всеми наоборот всецело поддерживалось. Я убеждена, что формирование любви к труду - важная основа профориентации и оона не может быть теоретической.

В педагогике трудовое воспитание – это последовательный комплекс действий, направленный на:

- передачу детям знаний (о труде и профессиях),

- навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной коллективной деятельности)

- элементарных умений на бытовом уровне.

Сущность трудового воспитания детей в первую очередь это побуждении к трудовой деятельности. Мы даем элементарные понятия о труде взрослых, о различных профессиях, о важности того, что делает для общества каждый из нас.

И здесь важен именно комплексный подход, использующий параллельно все инструменты воспитательного процесса, которые есть у педагога и родителя:

* Беседа;

* Игра;

* Бытовой труд;

* Экскурсии на производство и на рабочие места;

* Техническое творчество.

Являясь мамой троих сыновей, а также учитывая возможности проекта Round для общения с молодым поколением в более широком формате, могу точно сказать насколько востребовано это и самими детьми. Запрос о практическом профориентировании, через экскурсии или возможности стажировок максимально востребован. Ребята в большинстве своем не имеют реального понимания о труде в различных сферах.

Повезло тем, у кого родители берут на себя организацию таких трудовых проб на свои предприятия или места работы друзей и родственников. Я сама часто это организую для подростков в своем окружении и это конечно, дает иной взгляд и в дальнейшем для их профессионального определения.

Еще интересный запрос появляется от компаний на тему трудовых династий.

Ведь Династии появляются в тех семьях, в которых старшие поколения действительно любят свою профессию, занимаются своим делом с удовольствием и преданностью, с хорошим настроением идут на работу, одним словом, когда работа им в радость. Тогда и у детей не возникает вопросов при выборе будущей профессии.

Например, сейчас в рамках онлайн-фестиваль «Транспорт: будущее» (https://vk.com/round.zone), посвященному перспективам развития городского электротранспорта утверждена целая отдельная номинация «Трудовые династии». Ребятам предлагается рассказать о профессиях своих родных и предложить видение своей карьеры в сфере электротранспорта.

Этими примерами, я хочу подчеркнуть именно роль Родителя в теме трудового воспитания. Ведь казус в законодательстве на эту тему возник не на пустом месте.

22
2 комментария

Вполне возможно, что "формирование любви к труду - важная основа профориентации", но причем здесь уроки труда?

Один из немногих предметов, где практические навыки, максимально приближенные к реальной жизни, изучаются не в теории.