Теория знания и три этапа обучения

Знание

Понятия «знание» и «опыт» не только различны, но и противопоставлены: мы можем представить ученика без опыта и мастера без образования. Но чтобы быть последовательным в определении «знания», мы будем вынужденным признать что ни тот, ни другой не обладает «полным знанием».

В стремлении обучиться чему-то, понимание предмета обучения является главной целью, а потому, мы следуя по пути мысленного эксперимента «Комната Мэри»(1, 2) попытаемся определить для себя целевой статус знания.

Предположим, мои родители в детстве рассказали мне о подобающем поведении в обществе. У меня появилась концепция поведения, или мораль, которую я анализировал в уме, подвергал сомнению и совершенствовал. Но выйдя в мир и столкнувшись с необходимостью применять ее во взаимодействии с другими людьми – я обнаруживаю некоторые трудности, или противоречия.

Теория знания и три этапа обучения

Причина подобных трудностей – во «внешнем» источнике знания о предмете морали. Я получил некоторую информацию, именуемую как «знание» со стороны родителей, без опыта взаимодействия с ней, тогда как эта информация является ничем иным, как описанием предмета морали со стороны родителей. Знание же, появляется [субъективно], как соответствие между имеющимся у меня описанием некоторого предмета и опытом этого предмета.

Теория знания и три этапа обучения

Беря эту информацию за основу, мы заключаем для себя, что во всех описываемых этапах обучения, помимо формирования «описания» предмета изучения, необходимо получать опыт взаимодействия с ним, посредством применения его на практике.

Этап 1. Моделирование

Чтобы понять некоторый предмет, предварительно нам необходимо в наиболее полной мере, точно его описать; или запомнить уже имеющееся в наличии описание. Чем точнее будет «копия» предмета изучения в нашем представлении – тем успешнее выполнен этот этап. Здесь и далее мы будем использовать в качестве примеров процесс обучения программированию, иностранному языку и веб-дизайну.

› Для изучения искусства программирования на этом этапе, необходимо «скопировать в память» синтаксис языка программирования, необходимые библиотеки и принципы решения поставленных в демонстрационных примерах задач.

› Для изучения иностранного языка на этом этапе, необходимо запомнить грамматику языка, таблицу значений слов и практиковать перевод, чтение, слушание, разговор – одним словом, «копировать» одну из сфер обычной жизни иностранца.

› Для изучения веб-дизайна на этом этапе, необходимо запомнить принципы восприятия информации (контраст, ритм, пропорции и т.д) и «копировать» успешные решения – с попыткой осмысления почему именно они успешны.

Этап 2. Рекомбинация

Сформировав достаточно точное и подробное описание изучаемого предмета, нам необходимо разобрать его на составные части и предпринять попытку их рекомбинации – переставления местами, дополнения и изменения. Так мы лучше узнаем о принципах взаимодействия частей между собой – почему предмет именно таков, и как его можно было бы улучшить.

› Для изучения искусства программирования на этом этапе, необходимо попытаться отойти от известных ранее паттернов и шаблонов, попытавшись реализовать уже имеющиеся средства другим, (желательно более оптимальным) образом; пробовать решать одну задачу разными способами, анализируя впоследствии наиболее эффективный.

› Для изучения иностранного языка на этом этапе, необходимо деконструировать имеющиеся тексты и пытаться выразить смысл иначе. Хорошим примером практики также будет попытка придумывать юмор.

› Для изучения веб-дизайна на этом этапе, необходимо деконструировать успешные решения на части, составляя «библиотеку» решений, из которой как из конструктора будут собираться новые дизайны. В процессе создания новых продуктов, библиотека будет пополняться результатами комбинаций различных решений.

Этап 3. Метапозиция

Дойдя до предела рекомбинации предмета изучения, у нас остается возможность увеличения информации путем подъема над сферой явления предмета, с последующим моделированием и рекомбинацией нового описания.

› Для изучения искусства программирования на этом этапе, необходимо изучить разные языки программирования (определив их общие и различающиеся части) и понять принципы создания новых языков.

› Для изучения иностранного языка на этом этапе, необходимо изучить другие естественные языки (также, определив их общие и различающиеся части), а также изучить процесс формирования языка (лингвистика), и попрактиковаться в создании искусственных языков.

› Для изучения веб-дизайна на этом этапе, необходимо углубиться в основания дизайна и искусства, изучить предпосылки возникновения веб-дизайна, промышленный дизайн и дизайн «привычных вещей».

P.S.

Описываемый алгоритм предлагает цикличный процесс формирования нового знания. Так, выход на «метапозицию», открывает новые потенциальные предметы для изучения, которые впоследствии могут быть использованы в процессе рекомбинировации с уже имеющимися в памяти описаниями и их деконстрированными частями, что в перспективе может образовывать новые знания, как соответствия и ассоциации между ними.

Подписывайтесь на телеграм канал проекта «Прагмалогия»:

33
2 комментария

В таксономии Блума эти этапы детализированы еще в больше мере)

Ответить

Любопытно, спасибо)

Ответить