Что такое офис? Часть 1

Добрый день! Меня зовут Олег Дмитриев. Более 15 лет я создаю пространства для работы, жизни и отдыха. Я работал разнорабочим на стройке, маляром, мастером, проектировщиком, руководителем проектов, директором по развитию при создании таких проектов. Сейчас, уже более шести лет я возглавляю филиал крупного архитектурно-дизайнерского бюро в Санкт-Петербурге.

За это время я стал глубоко разбираться в теме офисных и общественных пространств и теперь я рад поделиться этими знаниями с широкой аудиторией. Надеюсь и вам будет интересно узнать что-то новое о месте, где вы работаете и проводите большую часть своего времени, о вашем рабочем месте - офисе.

Я не хочу начинать свои публикации с истории офисных пространств – об этом я напишу позже и, если будет интерес аудитории к этой теме.

Начну я с простых вещей. Что такое офис, из чего он состоит, каким бывает, зачем нужен и какой должен быть офис. Не надо вот этих «идеальный офис», «лучший офис» - тут сколько людей столько и мнений. Офис должен быть безопасным, комфортным и побуждать людей в нем творить и хорошо делать свою работу. Вот в рамках этих трех ценностных характеристик я и буду раскрывать основные моменты, связанные с офисами.

Офис светотехнической компании. Авторство ABD architects. 2014г.
Офис светотехнической компании. Авторство ABD architects. 2014г.

Что такое офис? Это помещение, где стоят рабочие места людей, работа которых заключается в выполнении работы, связанной с умственным трудом и чаще всего с работой с компьютером. Конечно, бывают уникальные офисы, где нет компьютеров (я поищу и когда найду сделаю о таком офисе отдельный пост).

Из чего состоит офис? Офис базово состоит из помещений для работы и сервисных помещений. Помещения для работы это кабинеты для руководителей и сотрудников, открытые рабочие пространства (т.н. open space), переговорные комнаты и всевозможные иные типы помещений, где сотрудник компании может справлять рабочие потребности. К сервисным зонам проще всего отнести очевидные – уборные и кухни-кофепоинты, складские и архивные помещения, серверные и электрощитовые, лестницы, а также неочевидные – рецепции, помещения уборочного инвентаря (ПУИ), гардеробные, библиотеки и т.д.

Зачем нужен офис? Очевидно же – чтобы работать. Но работа у всех разная – у одних творческая, у других рутинная, одни считают деньги или ведут расчеты сложных строительных конструкций, другие целыми днями на телефоне, в постоянных переговорах или на встречах. Отсюда первый осторожный вывод – всем нужен разный офис, разные рабочие места и пространства. Так зачем нужен офис? Чтобы качественно выполнять свою работу. Отсюда второй вывод – офис должен благоволить тому, чтобы сотрудники в нем качественно выполняли свою работу.

Конечно на второй вывод можно возразить – тот, кто хочет сделать свою работу хорошо, сделает это и в темном подвале с капающей водой с потолка, а иной, кто не хочет, тот и в идеальном офисе не сотворит ничего путного. Так все правильно! Офис не панацея от всех болезней! Офис – один из инструментов работы с людьми в компании. Наряду с зарплатой, ДМС, корпоративной культурой и прочими плюшками и плетями (или кнутами и пряниками – кому как больше нравится). Можно платить человеку большую зарплату, завалить его всевозможными ништяками и создать ему крутой офис. Но если человек сам по себе не замотивирован работать хорошо, то ничего из этого не будет иметь эффект.

Просто каждый человек должен быть на своем месте. Так вот, возвращаясь к вопросу о том, зачем нужен офис – он нужен как раз для того, чтобы те самые люди, которые работают на своем месте, работали на нем эффективно, в комфорте, их не беспокоили вопросы безопасности и важно, чтобы офис не отвлекал их от работы и предоставлял им возможности делать свою работу наилучшим образом.

Офис логистической компании. Авторство ABD architects. 2021г.
Офис логистической компании. Авторство ABD architects. 2021г.

Как этого достичь? Что можете сделать вы, как рядовой сотрудник офиса, чтобы его улучшить? Или что можете сделать Вы, как владелец компании или руководитель службы персонала, чтобы сделать работу Ваших сотрудников лучше? Об этом читайте в следующих статьях.

Продолжение следует….

11
Начать дискуссию