Купили дорогой автомобиль на компанию. Есть ли налоговые риски?

Приобретение автомобиля или другого имущества на юридическое лицо – обычная практика. Однако, когда цель подобной покупки – личное пользование или налоговая выгода, возникают существенные налоговые риски. Разберем в данной статье.

Иллюстрация: Учебно-консалтинговый центр «Разобраться в налогах»
Иллюстрация: Учебно-консалтинговый центр «Разобраться в налогах»

Рискованное приобретение автомобиля

Когда предприниматель покупает автомобиль на компанию, а пользуется им личных целях – это налоговый риск. По мнению налоговой службы, всё имущество, которое зарегистрировано и оплачено компанией, необходимо использовать только для коммерческой деятельности, т. е. для получения прибыли. Исключений из этого правила не предусмотрено.

Какие последствия, если все же руководитель или другой сотрудник компании использует автомобиль для личных целей?

1. Отказ в вычете по НДС. Если компания применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, то налоговый вычет с «рискованной» покупки не положен. Соответственно, если компания заявит его в декларации, то рискует получить штраф за в размере от 20% до 40% от неуплаченной суммы.

В поисках фактического владельца автомобиля инспекторы могут собрать обширную доказательную базу: из ГИБДД, ЗАГСа, участкового инспектора полиции и прочих лиц и организаций. Полученные сведения помогут налоговикам через суд доказать, что вычет по НДС был незаконным. Пример – Постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.10.2016 № А03-22792/2015.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС? Нужно подобрать или протестировать бухгалтера? Оставьте заявку на бесплатную 15-минутную консультацию с нашим экспертом и подпишитесь на мой Telegram-канал "О налогах и налоговых рисках".

2. Отказ в признании расходов. Расходы для целей исчисления налога можно признать в налоговом учете компании при условии, если они обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение доходов (ст. 252 НК).

Если компания приобретает автомобиль, который используется для личных целей сотрудников, то такие расходы нельзя признать по налогу на прибыль или на УСН «Доходы – Расходы». В противном случае, расходы будут исключены, а компании начислен штраф – от 20% до 40% от неуплаченной суммы налогов.

В качестве доказательства нецелевого использования автомобиля может выступить даже график работы сотрудника, которому передан автомобиль: если время использования автомобиля по данным имеющихся документов (путевых листов) не совпадает с графиком работы сотрудника, за которым этот автомобиль закреплен, то вывод становится очевидным: автомобиль эксплуатируется физическим лицом, а не компанией и вне связи с коммерческой деятельностью организации (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 № 11АП-5693/2015).

3. Снятие дополнительных расходов, которые связаны с обслуживанием автомобиля – ремонт, ГСМ, техобслуживание и другие затраты. Такие расходы нельзя признать в налоговом учете и для получения вычета по НДС.

Аргументация проверяющих: если имущество, с которым связаны расходы, не приносит компании доход, значит и затраты на его содержание экономически не обоснованы. А это в свою очередь – штрафы, пени и доначисления.

К слову – отсутствие у компании, расходов, связанных с содержанием автомобиля, вызовет подозрение у налоговых инспекторов. Если по расчетному счету или через подотчетных лиц не отражаются расходы на бензин, ТО, страховку и иные затраты, это может вызвать налоговую проверку и соответствующие результаты (Определение ВС от 05.12.2014 № 306‑КГ14-5094).

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС? Нужно подобрать или протестировать бухгалтера? Оставьте заявку на бесплатную 15-минутную консультацию с нашим экспертом и подпишитесь на мой Telegram-канал "О налогах и налоговых рисках".

Безопасное приобретение автомобиля

Покупка движимого и недвижимого имущества для нужд компании – это законная возможность увеличить основные фонды и тем самым повысить доходы (или сократить издержки). Одно из главных условий безопасной (с точки зрения налоговиков) покупки – это деловая цель. Она должна строго соответствовать целям бизнеса, прежде всего – получению прибыли. Например, если организация покупает автомобиль с целью доставки готовой продукции и/или товаров покупателям, то налоговые риски минимальны.

Когда цель покупки соответствует задачам организации, тогда можно списывать амортизационные отчисления, тратить деньги компании на бензин, запчасти и техобслуживание. При наличии грамотно оформленных документов – у налоговых инспекторов не возникнет вопросов к этим затратам и вы сможете законно списывать расходы, уменьшая налог на прибыль или налог при упрощенке. При наличии дополнительных условий – сможете принять к вычету НДС как по приобретенному имуществу, так и по издержкам на его содержание.

В качестве документального подтверждения покупки автомобиля и другого имущества могут выступать:

  • Служебная записка на имя руководителя с обоснованием цели приобретения автомобиля. В ней необходимо подробно описать зачем необходимо купить автомобиль и какие выгоды для бизнеса принесет эта покупка.
  • Документы, непосредственно по сделке купли-продажи. Минимальный набор – договор и акт приема-передачи автомобиля, дополнительно может быть оформлен счет-фактура. Обязательно – регистрация в ГИБДД или иных контролирующих органах.
  • Документы, подтверждающие эксплуатационные расходы: чеки на бензин, акты ТО, платежные документы, путевые листы и прочая документация, которая будет служить обоснованием для списания этого вида расходов.

Конкретный перечень обязательных к оформлению документов законодательно не закреплен и зависит от конкретной ситуации и особенностей сделки. Важно отметить, что оформленные документы необходимо длительное время хранить (от 5 лет), чтобы предоставлять по запроса ИФНС и иных надзорных государственных органов.

Соответственно, для безопасной покупки автомобиля (и иного имущества) необходимы:

  • Обоснованная деловая цель приобретения.
  • Документальное оформление сделки.
  • Использование оборудования в соответствии с деловой целью.

Спасибо, что прочитали нашу статью. Надеемся, информация была для вас полезной.

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях, узнали ли вы для себя что-то новое из нашей статьи.

Есть вопросы по налогам в вашей компании? Нужна защита от ФНС?

  • С 2017 года провели 600+ консультаций по налогообложению.
  • Законно сэкономили 5,2+ млрд рублей на налогах для бизнеса.
  • Снизили налоговую нагрузку в 20 раз на часовой консультации.
  • Провели 350+ проектов по налоговому аудиту и Due Diligence.
  • Предотвратили налоговых рисков на 29,7+ млрд рублей.
  • Провели тестирование профзнаний 5000+ бухгалтеров.
5
Начать дискуссию