Ситуация с импортозамещением в России в 2022 году. Как обстоят дела и кто теперь владеет иностранными компаниями?
В 2022 году против России введены новые ограничительные меры. Как обстоят дела в сфере импортозамещения сегодня? Кто завладел брендами и заводами иностранных компаний?
После февральских событий, большинство известных нам брендов начали распродавать свои заводы и фабрики, под страхом санкций. Но большие компании – это не только громкое имя, но и заводы, и дистрибуция, и персонал. Поэтому решить вопрос об уходе бренда из России за один день не получится. Рассказываем о том, кто теперь владеет знаменитыми брендами.
Fazer
(Финская частная компания, производит не только всем известный шоколад, но и другие продукты: хлебобулочные и кондитерские изделия, напитки, уличную еду и даже жевательную резинку)
В начале марта Fazer было объявлено о приостановке экспорта на территорию России. Доля поставляемой продукции составляла 12,5 миллиона евро. Владельцем Российских активов стал предприниматель Алексей Тулупов – владелец булочно-кондитерского комбината «Коломенский», который является лидером рынка хлебобулочных изделий России. После продажи финского производителя выпечки и шоколада Fazer, бренд переименовали в «Хлебный дом».
Покупка российского отделения Fazer даст нам синергетический эффект. Мы увеличиваем свои производственные мощности за счет современных площадок, объединяем логистические потоки, расширяем географию присутствия и направления деятельности»
Valio
(Финская молочно-промышленная компания, производитель сыров, молока, кисло-молочной продукции)
Финский молочный концерн продал бизнес в России производителю колбас ГК «Велком». В контур сделки входит завод в Московской области по производству полутвёрдых и плавленых сыров, а так же бренд плавленого сыра Viola, но только производимого и продаваемого в России. Права на бренд сыров Valio Vila ,которые производились и продавались в Финляндии, новому владельцу не принадлежат.
Под торговой маркой Viola будут выпускать молоко, творог, йогурты и сливки. Также новый владелец компании продолжит работать по действующим контрактам с производствами в России, которые ранее выпускали продукцию Valio под заказ.
Pizza Hut
(Американская многонациональная сеть ресторанов, состоящая более чем из 15 тысяч точек в более чем 100 странах мира, здесь продают фирменную пиццу на сковороде и другие блюда)
Польская Amrest продала франшизу Pizza Hut. Вместо привычного логотипа – белый круг и надпись «Пицца Н». Новым владельцем стал Владимир Мехришвили, старший вице-президент «Ростик групп» («IL Патио», «Планета суши», T.G.I. Friday’s), который приобрёл компанию за 300 млн рублей. Amrest в 2020 году потеряла около 400 миллионов рублей и давно хотела продать свой бизнес.
Starbucks
(Американская компания по продаже кофе и одноимённая сеть кофеен)
Русалку заменила Царевна-Лебедь. Американская сеть кофеен Starbucks заявила о своём уходе вначале мая. Новыми владельцами 130 кофеен в России стали: московский ресторатор Антон Пинский, рэпер Тимати и строительная компания «Синдика» Арсена Канокова .
«Нас спрашивают: у вас вся дизайнерская тусовка в стране участвовала в конкурсе, и вы не могли что-то новое придумать? Неужели вы думаете, что мы не могли сделать что-то концептуально непохожее на Starbucks ? Конечно, могли, у нас вариантов был миллион. Но нам была важна некая преемственность, поскольку у тех, кто ушел, была своя аудитория, отвечать интересам которой мы готовы»,
Paulig
(Финская компания, производитель кофе)
Финский производитель кофе продал свой бизнес в России. Покупателем бизнеса стал топ-менеджер компании-конкурента Milagro, гражданин Индии Викас Сои, который уже 30 лет проживает в России. Новому владельцу перейдёт 200 сотрудников и завод по обжарке кофе в Твери. Торговые марки и рецептура в соглашение о продаже включены не были. Сумма сделки не афишируется, но эксперты рынка оценивают ее в 200-300 млн рублей.
В июне на Петербургском международном экономическом форуме продемонстрировали и новый бренд кофе — Poetti.
Как происходит импортозамещение в ресторанах ?
Евгений Мещеряков, шеф-повар «Виновники sky» говорит, что у ресторана проблем с поставками сырья нет. Заведение и раньше использовало российское сырье, поэтому как как только из импортных продуктов что-то начинало исчезать, заведение сразу начало переходить на отечественные аналоги.
«Пришлось заменить горчицу французскую, лосось фарерский и многое другое. Но собственных производственных мощностей в России маловато, поэтому выбор отечественного продукта невелик».
Что касается импортного вина, то виноторговые компании не приостановили поставки в Россию. Так же начинают появляться новые вина из новых стран. Отечественные поставщики есть, но их цены тоже будут подниматься в соответствии с ситуацией, ведь многие материалы и оборудование у них были европейскими.
«Мы – русский ресторан с минимальным количеством используемых импортных продуктов, которые по мере новых закупок меняем на отечественные. Цены стараемся удерживать. С вином трудностей нет. Концепция – в порядке».
С Благодарностью за прочтение,
команда Tapper