Тихий уход, или тихое увольнение, заключается в том, что сотрудник постепенно начинает выполнять только те обязанности, которые регламентированы его должностной инструкцией.
Это, пожалуй, более мягкая форма протеста, чем «итальянская забастовка»: нет ярко выраженного конфликта, работа зачастую выполняется добросовестно. Только вот без желания и вовлеченности. Происходит это «увольнение», как правило, длительное время, и только спустя время руководитель с удивлением замечает, что когда-то пульсировавший идеями и включенностью в работу человек как будто «ушел в себя».
Для производственных предприятий такое состояние работников более критично, нежели для других сфер. Если в офисе можно перепоручить задачи коллеге «с горящими глазами», то в цехе одного человека за два станка поставить сложнее. Это может отражаться и на выработке: сегодня сделал на деталь меньше, завтра – еще на одну меньше… Или совсем не выполнил задачу, ведь этой работы нет в его должностной инструкции: вопрос не по окладу. При этом для сотрудника потери в зарплате не такие чувствительные, а вот для предприятия финансовые и репутационные риски могут стать существенными. Особенно, если это приоритетный заказчик или постоянный клиент.
Распространенные причины «тихого увольнения» – утрата веры в компанию, разочарование в руководителе или команде, сложность бизнес-процессов. Часто можно услышать от такого сотрудника: все равно ничего не поменяется; я люблю свою работу, только дайте мне нормально ее делать; сколько им ни говори, лучше не станет…
Что же делать руководителю? Ответ очень прост – регулярно разговаривать:
• соотносить цели и ценности команды и компании;
• регулярно мониторить эмоциональное состояние сотрудников;
• внимательно слушать проблемы, которые они озвучивают, и помогать в решении;
• отмечать идеи, достижения и по возможности поощрять.
Ведь любую проблему лучше заранее предотвратить, чем потом спешно решать.