Автоматизированная система повышения теоретических знаний специалистов

Мы понимаем, что теоретическая подготовка сотрудников должна проводиться непрерывно, а не от случая к случаю. В попытке найти баланс между всесторонним контролем и благоприятным микроклиматом в компании родилась концепция системы тестирования.

Тенденция на цифровизацию российской экономики привела к критической нехватке специалистов в области ИТ. Это привело к поверхностному изучению специальностей, отсутствию времени на саморазвитие и упадку качества подготовки.

Мы в MediaTen проявляем трепетное отношение к данной теме. В соответствии с регламентом нашей работы принято каждые три месяца фиксировать теоретические и практические знания наших разработчиков через процедуру грейдирования.

Она была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить ненавязчивое, но системное тестирование сотрудников по различным аспектам программирования и не только. Вопросы разделены на тематические группы, на каждую из которых сотрудник может подписаться по своему желанию.

На текущий момент основные темы — это "Backend" и "Frontend". Дополнительно мы запустили "английский язык", чтобы повысить и поддержать его уровень для чтения профессиональной документации.

Вопросы составляются с опорой на те теоретические знания, которые востребованы на рынке IT, и с учетом нашего реального опыта разработки и допущенных когда-либо ошибок. Это позволяет нам не допустить их в будущем.

В темах мы собрали наиболее важные теоретические аспекты, принятые в современной теории программирования, такие как:

  • ООП, SOLID, ACID, стандарты написания кода, архитектурные паттерны программирования, реляционная теория и т. д.;
  • требования к фундаментальным знаниям самих языков и технологий разработки, которые мы используем в своей работе: HTML + CSS, JavaScript, PHP, SQL, Bash.

Для нас важно, чтобы наши программисты знали и умели работать не только в фреймворках, но и понимали архитектурные и структурные тонкости самих технологий.

Каждый день система выбирает несколько случайных тем отдельной категории. В системе предусмотрено, чтобы вопросы не повторялись в течение заданного периода. При этом ее количественные характеристики были реализованы настраиваемыми: от глубины просмотра в историю до времени начала и конца проведения опросов. Логика системы предполагает, что вопросы равномерно распределяются в течении заданных временных границ.

Посредником между системой и сотрудником мы выбрали чат-бота Telegram. Выбор обусловлен тем, что наши сотрудники активно используют данный мессенджер, а API для него является весьма продуманным и многофункциональным.

Пример работы Telegram-бота на базе готовых вопросов 

Система рассылки может быть реализована на любой платформе, т. к. вся работа осуществляется посредством реализации общих интерфейсов и соглашения о структуре данных.

Наш бот написан на Nest.js в виде отдельного репозитория. Связь между ними и самой системой осуществляется посредством обмена запросами, так мы добились независимости двух частей нашей системы. При проектировании архитектуры мы стремились в полной мере соблюсти принципы SOLID и требования архитектуры RESTful.

Мы считаем, что система получилась достаточно гибкой, и это позволит нам ее расширять и масштабировать. Гибкость системы состоит и в том, что она предлагает простой механизм, который может быть применён и в других сферах деятельности.

Общая схема бизнес-процессов

Внедрение системы тестирования началось в январе 2022 года. На момент публикации данной статьи нашему проекту чуть меньше года.

Чего же мы добились за это время?

На данный момент база состоит из 520 вопросов. При этом каждый сотрудник имеет право не только предложить свои вопросы, но и указать на неточность формулировки того или иного вопроса/варианта ответа. Мы стараемся еженедельно добавлять новые вопросы, чтобы всесторонне развивать теоретические знания своих разработчиков.

Как-то раз, после очередного вопроса бота, у нас даже разгорелись жаркие дискуссии относительно классификации MVC. По инициативе наших дискутирующих мы собрались вместе для всестороннего обсуждения этого вопроса. Истину не установили, но классно провели время. Для нас такие митапы являются одним из неоспоримых фактов успешности эксперимента, так как интерес сотрудников к изучению дополнительного материала сильно возрос.

Агрегация данных в нашей ERP-системе

Система успела задать более 25 тысяч вопросов. Из них сотрудники успешно ответили более чем на 17 тысяч.

Статистика ответов за 10 месяцев

В нашей системе могут посмотреть статистику билета не только Администраторы и Руководители отдела, но и сам Пользователь.
Исходя из этого он сможет составить собственную картину своих профессиональных знаний.

Детали билета

В заключении хочется сказать, что благодаря системе тестирования заметен существенный рост сотрудников в теоретической части. Для более репрезентативного анализа мы решили организовать проведение AB-тестирования. Так мы сможем дать исчерпывающую количественную оценку эффекта от внедрения системы тестирования в целом. Об этом и многом другом, читайте в других наших статьях.

0
1 комментарий
Надежда Егорова

Интересно, интересно. Возьмём на заметку.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда