Как вернуть денежные средства, потерянные на SWIFT-переводах (валютных операциях)
Как пишет газета «Forbes», с начала «спецоперации» России на Украине, клиенты российских банков столкнулись со сложностями при переводе денег. После того как платежные системы Visa, Mastercard и Western Union перестали работать в России, одним из самых популярных способов для денег стал SWIFT-перевод. Однако и у этого способа есть свои ограничения. Из-за санкций от системы SWIFT были отключены крупнейшие российские банки, в том числе ПАО «СберБанк, АО «Альфа-банк» и АО «ВТБ».
С настоящей информацией вы также можете ознакомится на YouTube по ссылке.
В частности, 06.04.2022 г. в отношении ПАО «СберБанк, АО «Альфа-банк» введены ограниченные меры (санкции). Все операции, осуществленные в эту дату и после, были «заморожены» банком-корреспондентом, пострадали и даже те, кто осуществил перевод до указанной даты.
Как это произошло?
Лица, которые отправили денежные средства, допустим, в долларах, дают поручение своему банку 1 отправить их в банк 2, но перевод осуществляется не напрямую, а через банки-корреспонденты (банки недружественных государств), которые и «заморозили» денежные средства. Визуально это выглядит следующим образом:
Возврат денежных средств в досудебном порядке
Если банк-отправитель отказывается проявлять содействие в решении проблемы, клиент может отправить ему досудебную претензию. Банк обязан дать ответ на претензию в течение 10 дней. Если вы хотите составить претензию самостоятельно, без юриста за пару кликов, то вы можете воспользоваться порталом «Commune bonum». Вам достаточно ответить на несколько вопросов, заполнить пустые поля и Ваша претензия в банк будет готова.
В том случае, если банк игнорирует Вашу претензию или ответил отказом, рекомендуем Вам составить жалобу в Центральный банк РФ. Преимущества такого обращения заключаются в том, что это либо окажет содействие и банк вернет Вам сумму не переведенной валютной операции, либо отразит факты, которые Вам помогут в суде. Вы также самостоятельно можете составить жалобу в Центральный банк РФ на портале «Commune bonum».
Возврат денежных средств в судебном порядке
В соответствии с п. 2 ст. 866 ГК РФ Банк-отправитель несет солидарную ответственность с банком-корреспондентом за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежного поручения.
Согласно Определению четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.03.2022 по делу № 88-1830/2022. Банк-отправитель не может ссылаться на ограничение своей ответственности в связи со санкциями даже в том случае, когда поручение о переводе было осуществлено после наложения санкций на банк, если последний не проинформировал клиента о риске «заморозки» перевода денежных средств.
Исходя, из вышеуказанной судебной практики, Вы вправе взыскать с банка денежные средства даже в том случае, если Вы осуществили перевод в период наложения санкций на банк, если последний не извещал Вас о рисках. Вы также можете присоединиться к коллективному иску против банка или связаться с юристом абсолютно бесплатно.
Есть успешные кейсы по данному вопросу, с возвратом денежных средств от банка?
Положительная судебная практика в отношении физических лиц:
1) Определению четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.03.2022 по делу № 88-1830/2022;
2) Апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 18.07.2017 № 33-4888/2017;
3) Определение Московского городского суда от 10.11.2016 № 4г-12474/2016.
Положительная судебная практика в отношении юридического лица: 1) Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2022 по делу № А40-184664/22-55-1090.