Как студенты делают проект на бумаге реальным стартапом

Дано: команда из трех студенток ИТМО начала изучать отрасль технологий пищевой промышленности — FoodTech. Новые знания привели к разработке собственного продукта, изучению потребителей и поиску инвесторов.

Истории успешного успеха здесь нет: только реальный опыт, ошибки и удачные решения. Этот кейс — для студентов, которые разрабатывают продукт и готовы посмотреть, как это выходит у других.

Мы запускаем проект по приготовлению кубиков бульонного концентрата. Расскажем на личном опыте, как найти применение своей идее, не потеряться в цифрах и грамотно реализовать замыслы.

Одной идеей сыт не будешь: нужны доказательства, что она сработает

Мысль, на первый взгляд простая: разработать заготовку для рыбного супа. Конечным продуктом станут замороженный концентрат в кубиках, которые нужно залить водой, разогреть и получить горячий бульон из трески — "Бульон Счастья". Все началось с объемных презентаций с концепцией, описанием продукта, графиками и расчетами в excel-таблицах.

Как студенты делают проект на бумаге реальным стартапом

Что помогло: гибкое планирование, которого придерживалась команда на пути всего рабочего процесса. Да-да, тот самый agile (гибкий менеджмент).

Как убедиться, что идея не останется на бумаге. Расскажем на примере разработки продукта “Бульон Счастья”

Шесть ступенек к оживлению проекта

1. Понятная концепция

Составить описание продукта. Что продать

Как студенты делают проект на бумаге реальным стартапом

Бульонные кубики “Бульон Счастья”- это концентрат бульона из трески, обогащенный коллагеном. Мы замораживаем его кубиками-порциями. Кубики можно залить водой и согреть: как в микроволновке, так и в кастрюле. Это заготовка для домашнего использования. Из одного кубика получается стакан бульона, а из шести — кастрюля.

2. Узнать целевую аудиторию. Кому продать

Очные интервью помогли выяснить, что изначальную идею продукта нужно пересмотреть. Мы хотели создать сухие концентраты для рыбного бульона, но из-за сублимации не получалось добиться натуральности состава, которая очень важна для хозяек. Так, вместо сухого концентрата появились замороженные брикеты.

Как студенты делают проект на бумаге реальным стартапом

3. Конкурентноспособность. Продать лучше

Видел ли потребитель раньше такой продукт на полках магазинов? Нет, ведь мы не просто заморозили бульон, а “перепридумали” традиционное блюдо. Рыбный бульон превратился в компактный замороженный брикет из шести кубиков концентрата. В одной порции содержится суточная норма коллагена, Омега-3 и ни капли химии.

4. Уникальность

Не все стартапы являются открытиями в своей отрасли, но в проекте можно найти отдельные преимущества

Бульонный рыбный концентрат упрощает приготовление блюда: больше не нужно самим разделывать и варить рыбу, выветривать специфичный запах и мыть перепачканную рыбьим жиром посуду. Замороженный продукт сокращает время приготовления супа: для кастрюли требуется 10 минут, а для чашки бульона хватит и 3-х.

5. Понять сильные и слабые места проекта

Чтобы реализовать идею разработки бульонных кубиков, мы трезво оценивали свои возможности. Команда с нуля создавала продукт в тесном контакте с целевой аудиторией — и это был единственный верный вариант.

Личный опыт в двух кейсах

Кейс №1: отказались от неэффективного решения и сделали хорошо

Проблема

Упаковать продукт мы планировали в крафтовую коробочку с 4 кубиками, но она не прошла краш-тест. Он показал, что на этапе доставки упаковка рискует сильно пострадать. Наш способ проверки — "попинать" коробку (именно так), чтобы узнать, как она будет выглядеть после сложной транспортировки.

Решение

Позже, проконсультировавшись с экспертами Акселератора ИТМО, нашли более традиционный и удобный в хранении вариант упаковки — прозрачный вакуумный пакет. В него входит 6 кубиков, он весит 570 грамм и рассчитан на приготовление кастрюли супа.

Как студенты делают проект на бумаге реальным стартапом

Кейс №2: не сразу угадали ЦА

Изначально концентрированный бульон планировалось предложить не только домохозяйкам, но и студенткам, а также офисным работникам. В ходе изучения аудитории (Customer Development) мы поняли, что последние две категории к нашей целевой аудитории не относятся.

Почему так? Ответ прост: у студенток, которые нередко живут в общежитиях, не хватает ресурсов на готовку.

Как студенты делают проект на бумаге реальным стартапом

Офисных работников (мы рассматривали по большей части мужчин в возрасте порядка 30 лет) не интересует продукт из-за…вкусовых предпочтений. Многие респонденты попросту не любят рыбу. Наша гипотеза, что они "готовят блюда на основе рыбного бульона не реже 1 раза в 2 месяца" оказалась ошибочной.

Есть и первые результаты нашей работы — первое место в бизнес-инкубаторе AGAMA RUN 2022.

Как студенты делают проект на бумаге реальным стартапом

6. Анализ спроса на продукт

Сейчас мы на этапе тестирования гипотезы ценности продукта для потребителя и готовимся к производству пробной партии бульонного концентрата.

В апреле этого года проверим спрос на продукт под руководством компании AGAMA — лидера по производству рыбы и морепродуктов. Если результаты окажутся перспективными — примем совместное решение о дальнейшем сотрудничестве.

Наша команда выиграла денежный приз и путевку в Заполярье. Главной целью поездки, конечно, была экскурсия на завод AGAMA в Мурманске.

Как студенты делают проект на бумаге реальным стартапом

Контакты

Связаться командой проекта "Бульон Счастья" можно по почте sumiyolee@gmail.com или написать в Телеграм @SofLee.

Будем рады получить обратную связь!

UPD: Где купить?
1) в фирменном магазине Agama в Подмосковье (Лешково, 210) или agama.direct в разделе Полуфабрикаты
2) в Питере через автора 8(930)365-67-11 Софья
Есть Русская уха, Финская уха и Том Ям: http://bouillon.tilda.ws

3131
105 комментариев

Минус замороженных продуктов в том, что они требовательны к условиям транспортировки и хранения. А такие небольшие упаковки легко размораживаются, если температура выше, чем нужно. То есть неизвестно, сколько раз этот концентрат будет заморожен и разморожен до того, как покупатель донесёт его до кастрюли.

13
Ответить

Насколько я знаю, есть специальные стикеры, которые позволяют отслеживать условия хранения замороженных продуктов.

Их используют крупные продовольственные сети, чтобы видеть, выключал ли рефрижератор водитель грузовика в пути, или были ли другие проблемы, которые привели к разморозке и повторной заморозке продукции.

Т.е. стикер безвозвратно меняет цвет, если продукт был разморожен в пути, возможно есть шанс добавить такие стикеры на упаковку, и будет сразу видно если условия хранения были нарушены.

9
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Я бы всё же предпочёл приобретать пищевые продукты, разработанные выпускниками специальностей связанных с пищевой промышленностью и гастрономией.

Обратите внимание - сколько рассуждений о ЦА и прочем, и абсолютно ничего о ВКУСЕ. Это еда - в первую очередь это должно быть вкусно.

Как исследование или научная работа - тоже плохо, 0 обоснований по выбору как минимум сорта рыбы. Почему именно треска?

В итоге имеем поверхностное маркетинговое исследование, игнорирующее суть продукта и индустрии. Меня бы в моем региональном ВУЗе научник убил бы за такое, а тут аж престижный ИТМО.

11
Ответить

Какой вкус, о чём ты? Это же треска.

2
Ответить

Роман, похоже, вы ничего не слышали про БиоТех ИТМО и НОЦ Инфохимии. Они объединяют пищевые, эко-, агро- и геномные биотехнологии. У ребят с БиоТеха 21-22 февраля открытые экскурсии по лабораториям, приходите! https://biotech.itmo.ru/
Кстати, именно оттуда мы завербовали в команду технолога.

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить