Положение 781-П. 8 вопросов о применении нового положения

1. Кого в страховой компании напрямую затрагивает новое положение?

Первое – это актуарии. Им производить актуарные расчеты по новым методикам и нести ответственность перед регулятором. Объем вычислений вырастет, нужно будет доработать существующие инструменты – большинство работает c MS Excel и SQL. При этом, длительность расчетов увеличится, сверка усложнится.

Второе – это финансовая служба. Она должна готовить измененные формы отчетности 0420154, 0420155, 0420156. Задача во многом аналогична внедрению Положения № 710.

Третье – это ИТ-служба. Им нужно поддержать изменения на стороне оперативного учета, регламентов учета, модуля xBRL и модуля актуарных расчетов (если такой имеется).

2. Какую ценность несет внедрение нового положения?

Положение №781-п обеспечивает глубокую методическую проработку показателей страховых обязательств и оценки потребного капитала, позволяющих повысить объективность оценки финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков.

Отчетность станет сложнее, при этом будет объективно отражать состояние страховщика. Для актуарных расчетов усилятся предпосылки для появления специализированного софта.

Мы полагаем, что расходы на реализацию требований Положения №781-п для ведущих активную деятельность страховщиков не являются существенными.

3. Какие основные задачи внедрения реализации требований Положения №781-п с точки зрения интегратора?

Первое – получить методику расчета денежных потоков, совместимую с софтом. Бизнес должен дать методику и сблизить ее с возможностями софта. Мы можем помочь, дав типовую методику – если она подходит компании, ее можно взять за основу.

Для части, касающейся анализа активов (раздел 3 Положения №781-п), вероятно, потребуются изменения в методику, предусмотренную пунктом 1.5 Положения №781-п.

Второе – получить софт, который эту методику поддерживает. Мы можем предоставить софт, который обеспечит расчеты по типовой методике с учетом особенностей СК.

Третье – обеспечить наличие данных о договорах страхования, перестрахования, убытках, активах, учетных данных для расчета на входе. Это совместная работа ИТ и бизнеса.

Четвертое – автоматизировать расчет показателей для форм 0420154, 0420155, 0420156 форм. В нашем понимании это витрина данных, из которой можно собрать отчетность в MS Excel, xBRL. Это не только денежные потоки. У нас есть описание порядок агрегаций расчетных данных и данных учета.

Пятое – обеспечить отправку данных через модуль xBRL. Скорее всего, этот модуль уже есть у страховой компании. Если нет – можно также решить задачу его установки.

4. Почему нужен специализированный софт для актуариев? Это точно?

Когда мы начали изучать требования Положения №781-п, мы поняли, что нам необходимо привлечь в качестве консультантов, действующих актуариев для того, чтобы полностью разобраться в вопросе и существующих проблемах. В процессе анализа и совместных обсуждений мы сделали четкий вывод, что одним отражением в учете, формированием отчетности данное положение не получиться выполнить качественно. Необходимо создать удобное программное обеспечение, которое позволит актуариям автоматизировать свои расчеты, загружать большие массивы данных из страховых систем, автоматизировать рутинные процессы (сверку данных, расчет простых показателей на большом объеме данных и подготовку агрегаций для анализа), в противном случае на актуария ложится рутинная задача по созданию и регулярной реализации алгоритмов типовых расчетов, смещая фокус с глубокого актуарного анализа, направленного на получение наилучшей оценки, к технической обработке данных.

Разумеется, решение в использование различных вариантов расчетов остается за страховой компанией и ее актуариями. Но есть несколько дополнительных факторов:

Первое – кто-то должен следить за методикой, ее обновлениями. Если мы выпускаем софт, мы следим за изменениями законодательства и выпускаем обновления, что снижает риски для страховой компании и минимизирует стоимость владения за счет тиражного решения.

Второе – сложность расчетов. Они и раньше требовали специальных инструментов, SQL или, как минимум, MS Excel. Сейчас сложность расчетов и потребность в технических инструментах вырастет.

Третья причина – владение системой. Развернув свой софт и дав к нему доступ актуария – страховая компания берет на себя ответственность за качество данных, получит возможность хранить историю расчетов и аудит расчетов, снизит зависимость от актуария. А также упростит интеграцию с бэкофисными системами.

5. Какие ограничения для актуария несет в себе применение специализированного софта?

На примере нашей системы АкСис, могу сказать так: диапазон возможностей работы с анализом агрегированных данных остается, мы поддерживаем работу в MS Excel. А подход к выборке данных через SQL-запросы придется немного пересмотреть, ведь система уже имеет все нужные данные и методы расчета. Получается более стандартизированный подход, что повышает прозрачность расчетов и предсказуемость результатов.

6. Как сдавать отчетность?

Много вариантов. Главное – это какая на данный момент ситуация в автоматизации конкретной страховой компании. Наиболее распространенные варианты:

Вариант 1. Страховая компания использует софт для актуарных расчетов и отдает результаты в учетную систему, из нее сдает отчетность. Мы знаем, что крупные страховые компании так делают.

Вариант 2. Страховая компания использует софт как для актуарных расчетов, так и для расчета всех показателей отчетности Положения 781-п. Это удобно, если нет плана по доработке учетных систем. Наш софт позволяет собрать и рассчитать данные по всем отчетным формам.

7. Сколько занимает внедрение софта для решения задач Положения № 781-п под ключ?

Оставим за скобками задачи сближения методики и обеспечение качества данных. Саму систему поставить, интегрировать и получить расчет – займет до трех недель.

8. Что будет после внедрения Положения № 781-п в 2023?

Вопросы о будущем в 2022 году – самые сложные для прогнозирования. Но скорее всего, в 2023 в коротком горизонте приедет множество пояснений и рекомендаций от регулятора, которые нужно поддержать. На среднем горизонте – будет введен в действие МСФО 17 и появятся новые задачи для актуариев.

Подробнее об Актуарной системе от АДС-Софт можно узнать на сайте

22 показа
301301 открытие
Начать дискуссию