{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мотивировать школьников идти в инженеры и айтишники

Из 10 миллионов российских школьников 5–11 классов только 500 тысяч ребят интересуются технологиями и посещают технологические кружки. Охотнее дети выбирают спортивные и творческие секции. А выпускники — гораздо чаще поступают на экономические и гуманитарные специальности.

Чтобы вовлечь детей в техническое творчество, эксперты НТИ, АСИ и Кружкового движения разработали первую в мире Национальную киберфизическую платформу «Берлога». Что за медведи в ней живут и как завлекают молодое поколение в инженерные профессии — рассказал президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев.

Моды на технологии нет

Я возглавляю Кружковое движение, сообщество энтузиастов технического творчества, мы проводим Национальную технологическую олимпиаду, которая дает школьникам 100 баллов ЕГЭ при поступлении или зачисление вне конкурса. Засчитывать дополнительные баллы к ЕГЭ за участие в различных технологических активностях помогает наша платформа «Талант», так вот с 2015 года через нее прошли всего полмиллиона школьников — это очень мало для большой страны.

Президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев на сессии, посвященной платформе «Берлога» | 16.06 ПМЭФ-2023

Так происходит потому, что ребята с детства не увлечены технологиями. Мы работаем с системой допобразования и хорошо понимаем, как она устроена. Станции юных техников и Кванториумы в школах тоже входят в кружковую экосистему. Всего 10–12% ребят ходит в технические кружки. Система финансирования государственного допобразования в большинстве регионов предполагает компенсацию только за один кружок для ребенка. Получается серьезная конкуренция между инженерией, спортом и творчеством.

К сожалению, мода на технологии все еще не так велика, как хотелось бы, поэтому это направление проигрывает с большим отрывом.

С абитуриентами то же самое — они охотнее выбирают гуманитарные и экономические специальности. Конечно, с IT ситуация лучше, но популярность ЕГЭ по физике ежегодно падает. Это никак не стыкуется с технологической независимостью, за которую последние годы бьется наша страна.

Детей, которым интересно погрузиться в ИИ, собрать робота или познакомиться с геномным редактированием, очень мало

Игры вовлекут детей в технологии

Перед нам встала стратегическая задача избежать кадрового голода в инженерных и IT-направлениях в будущем. Мы начали думать, как вовлечь более широкий круг детей в техническое творчество, и разработали киберфизическую платформу «Берлога».

Мы расширяем воронку вовлечения и начинаем не с кружков, а с того, что дети уже гарантированно знают и любят, — это компьютерные игры.

Игровой способ коммуникации более эффективен, чем просто рассказы про Королева и Туполева. Значительная доля детей играет в игры, такой контент для них более понятен.

Все игры на платформе будут объединены фантастическим сеттингом — это мир человекоподобных добродушных медведей с высоким уровнем развития технологии. Медведи выполняют работу инженеров, конструкторов, программистов, ученых. В виде таких героев мы интегрировали в игру важные карьерные траектории современного мира и решаем профориентационную задачу.

Мудрость, отвага, профессионализм — качества медведей из мира «Берлоги»

Первая игра уже готова

Мы разработали графический язык, альтернативу языку Scratch, который популярен среди педагогов. Сейчас наш язык используется в первой игре «Берлоги» в жанре Tower Defence «Защита пасеки». Там детям нужно программировать мобильных роботов, которые защищают пасеку от роботизированных ос и других насекомых, случайно созданных нерадивым медведем-программистом.

Первая игра «Защита пасеки» вызывает интерес к программированию

Вторая игра выйдет в сентябре 2023 года в жанре визуальной новеллы с элементами тамагочи. Игрокам предстоит развивать своего персонажа — это медвежонок, который учится в академии медведей, ходит на пары, знакомится с друзьями, живет в общаге. Это такой Хогвартс в мире медведей. В академии будут не только программисты, но и биотехнологи, ученые, а также креативщики-художники. Далее будут появляться другие игры в этой же вселенной.

Игровое приложение «Берлога» с первой игрой «Защита пасеки» сейчас доступны на RuStore — это русский магазин мобильных приложений. Десктоп-версию планируем сделать скорее с упором на педагогов, чтобы можно было развернуть на уроке.

Игрок программирует роботов для борьбы с нашествием кибер-ос

Прокачать персонажа своими достижениями

Мы создавали игры в партнерстве с геймдизайнерами, чтобы они увлекали не хуже популярных массовых игр. В классических играх есть монетизация, которая позволяет пользователям за деньги стать круче других и быстрее пройти уровни. Мы же сделали образовательную «монетизацию». Ребята могут получать бонусы за свои реальные знания и достижения. Для этого есть две траектории.

В Кванториумы приходят только заинтересованные дети, поэтому нужно заранее подогреть их интерес

Первая — это программирование внутри игры. Когда ребенок много и эффективно программирует, мы сообщаем ему об этом и предлагаем попробовать себя и в реальном мире. Он переходит на платформу «Талант», видит перечень кружков рядом с домом, онлайн-курсы на платформе Stepik, возможности получить дополнительные баллы к ЕГЭ, наши проекты: Национальная технологическая олимпиада, «Код для всех», «Код будущего» и другие. Мы показываем все возможности, доступные на его уровне.

Вторая траектория — школьник может собрать артефакты для игры в реальности. Чтобы прокачать персонажа, ребенок переходит на платформу «Талант», выбирает кружок, посещает занятия, что-то проектирует и собирает, например коптер или робота. Эти реальные достижения мы переносим в достижения персонажа в «Берлоге». В виртуальный мир попадают и оцифровываются объекты реального мира, который ребенок сам создает. Так мы удерживаем интерес ребенка к техническому творчеству через игру.

Мы не предполагаем, что дети будут зависать в этих играх всегда.

Наша гипотеза в том, что игра — это лишь временный этап в этой схеме. Она вовлекает в техническую деятельность на старте, дает дополнительную мотивацию в виде прокачки героя, а потом завлекает в кружок, который должен стать интереснее и важнее игры.

Главный герой игр «Берлоги» на ПМЭФ-2023

Разработчики смогут добавлять свои игры

Дальше платформа станет экосистемой для разработчиков. Любой желающий сможет взять у нас открытый язык программирования, сервер игровой статистики и игровой сеттинг с медведями, сделать собственный игровой продукт, адаптированный для этого мира.

С сентября планируем совместно с АСИ организовать грантовую поддержку молодежных команд, которые будут создавать продукты для нашей игры.

Также мы хотим стыковать платформу с другими разработками нового рынка технологий в сфере образования EduNet. В нем много компаний, которые создают отечественные конструкторы, контроллеры, создают сложные образовательные решения и комплексы. Разработчики игр будут приходить к нам, чтобы усилить продукт за счет образовательного сценария, а разработчики технологий и образовательного оборудования будут синхрозинизироваться с платформой методически и продвигаться за счет нее.

Стать для них экосистемой — наша мечта, которая вполне реально превратится в конкретный план.

Медведи выходят в реальность

Мы интегрируем медведей в офлайн-ивенты. Например, в игры и соревнования. На технологическом интенсиве Архипелаг-2023, который пройдет в августе в Новосибирске, мы проведем несколько соревнований, связанных с коптерами, и все это в медвежьем игровом мире. Так мы положим начало брендирования реальных инженерных соревнований. По результатам ребята кроме физических призов также получат игровые бонусы в «Берлоге».

Мы получаем продакт-плейсмент образовательных продуктов через игры.

Гендиректор АНО «Платформа НТИ» Дмитрий Песков на презентации платформы «Берлога» | 16.06 ПМЭФ-2023

Будем показывать в игре отечественные технологические разработки, чтобы они были узнаваемы и привлекали детей поработать с ними в будущем.

Дальше планируем пойти на экспорт. В первую очередь в азиатские страны. Переведем игру на другие языки и сможем предоставлять всю платформу комплексно, включая продукты кружков.

Мы запустили большой пилот в Республике Башкортостан на более чем 90 площадках от школ до центров творчества.

Мы откроем там физические «Берлоги» — классы Национальной киберфизической платформы наподобие Точек кипения. Они будут оформлены в том же «медвежьем» стиле и будут продолжать ту же идею вовлечения детей в технологические активности и профессии. Параллельно мы обсуждаем пилоты с другими регионами. На ПМЭФ подписали меморандум с Камчаткой, Сахалином и Севастополем, идут переговоры с Петербургом и Татарстаном.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда