{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Система Buran: конструктор знаний по беспилотникам

В «Архипелаге 2023» участвовали компании, готовые поддержать проект «Кадры для беспилотных авиационных систем». Согласно ему к 2030 году стране потребуется миллион специалистов в сфере беспилотников. Создатели цифровой платформы Buran планируют занять нишу в подготовке таких кадров. Этой осенью они выходят на рынок с модульной системой и готовы предложить новый подход к дистанционному обучению. Передаем слово Еве Дольниковой — сооснователю проекта.

Заработали на грызунах 5 миллионов

Мы занимаемся беспилотниками с 2020 года. Наше конструкторское бюро вместе с зарубежными партнерами спроектировало собственный квадрокоптер. Из-за финансовых барьеров не удалось наладить серийное производство модели. Тем не менее квадрокоптер увидел свет.

Наш квадрокоптер прошел внутренние испытания летной годности и был поставлен на учет в Росавиации.

Мы решили углубиться в программное обеспечение для БПЛА и разработали программный комплекс для анализа аэрофотоснимков с любого беспилотника. Проект запустили для сельского хозяйства, хотя он будет актуален в любой отрасли, например, для оценки участков леса это называется «таксация насаждений». Пока выбирали нишу для беспилотников, выяснили, что всходы, посевы и минеральные удобрения — не главное, о чем надо знать.

Иногда самая важная информация для фермеров — где засели грызуны.

Наша корпоративная фраза — «За прошлый год на грызунах мы заработали пять миллионов». Когда мы приходили в компании и рассказывали, как здорово определяем всхожесть, участки недолива и нехватки удобрений, это мало кого впечатляло. Когда мы говорили, что находим грызунов и выявляем тропы диких животных, которые портят посевы, — это срабатывало!

В 2022 году полеты запретили и развивать систему для получения реальных данных с полей стало сложно. Весной этого года мы удачно продали проект частному инвестору. И начали думать, что делать дальше.

Опыт — фундамент нового проекта

Основа проекта — четыре человека, которые познакомились на предпринимательской встрече. Нетворкинг в действии.

Мы просто пришли на мероприятие пообщаться, а в итоге создали совместный проект. У нас совершенно разный опыт работы: запуск промышленных предприятий, производство, консалтинг, геологоразведка и даже продюсирование театральных постановок. При этом мы все когда-то занимались образованием, тренингами и консультациями. То есть всех связал опыт взаимодействия с публикой.

На «Архипелаге 2023» говорили, что отрасль беспилотников не просто развивается — еще и практически каждые полгода меняются вызовы и приоритеты. Мы наблюдаем это с первого проекта и всегда старались идти в ногу со временем. За эти годы у нас вместе с опытом создания квадрокоптера и ПО «для поиска грызунов», исследованиями городской аэромобильности и анализом международного опыта накопилась внушительная база знаний.

Мы глубоко погрузились в методологию и применение беспилотников в разных областях. Так почему бы не передать эти знания другим?

Отрасль активно растет, грамотные пилоты и механики будут востребованы, а значит, их нужно кому-то учить. Когда мы работали над программным комплексом, столкнулись с дефицитом нужных специалистов на рынке. Особенно это касается нестандартных ситуаций в полевых условиях. Пилотам не хватает элементарных часов летной практики, а о механиках и говорить нечего — не сыщешь днем с огнем.

Зачастую на работу в крупные компании устраиваются «специалисты», у которых за плечами всего 10–15 часов практики в учебном центре и нет даже своего бюджетного дрона для тренировок. При этом они уверены, что запросто справятся с дронами стоимостью от пятисот тысяч. Мы видели это своими глазами и хотим исправить ситуацию своим подходом к обучению.

Модульная модель подстраивается под запрос

Мы изучили рынок, чтобы не стать очередной клонированной онлайн-школой. Сравнили предложения на отечественном рынке с тем, что мы хорошо знаем из международного опыта. В результате построили свою идеальную модель, провели более трехсот часов проблемных интервью в разных компаниях — от малого бизнеса до национальных корпораций — и поняли, что мы на верном пути.

Изначально мы сосредоточились только на самом курсе и его наполнении. Но когда начали выбирать сервис для размещения контента, поняли, что нет идеального варианта, который бы отвечал всем техническим требованиям. У одного удобная система для проведения вебинаров и опросов, но нет технологии геймификации, другие делают упор на геймификацию, но работа с вебинарами — не очень. Комплексные сервисы есть за рубежом, но теперь в России они не работают.

Поэтому мы расширили проект до создания цифровой платформы — то есть собрали весь продукт с нуля, без применения других сервисов. В платформе все собрано в одном месте: тексты, видео, тесты, а самое главное — нашлось место для цифрового полигона.

Было важно, чтобы ученики ничего не скачивали, ничего не искали у других производителей, а просто зашли в личный кабинет и погрузились в образовательный процесс.

Платформа, исходя из запроса и уровня ученика, позволяет собрать пазл из необходимых образовательных модулей с лекциями, текстами и практикой и не переплачивать за неиспользуемые знания.

Если клиент хочет научиться снимать свадьбы и детские праздники, мы предложим пройти базовый курс пилотирования, а также поможем добиться кинематографических движений камеры для завораживающих кадров, научим основам сценарного мастерства и монтажа. При этом не будем предлагать тратить время и деньги на изучение ПО для аэрофотоснимков, обработки карт и съемки 3D-объектов. Если посетитель хочет снимать для себя, платформа предложит только часть уроков по съемке, а не весь курс — так выйдет дешевле.

Презентация проекта на «Архипелаге 2023»

Учим онлайн, офлайн и не только

Офлайн. Ученики приходят в учебный класс и получают образование классическим путем. Пока только в Москве, но мы уже работаем над созданием региональной сети партнеров.

Онлайн. Открываем ученикам видеолекции, лонгриды и ссылки на экспертные лекции на выбранную тему.

Геймификация. За качество прохождения обучения и правильно сданные тесты начисляем баллы. Их можно обменять либо на дополнительные занятия, либо на наш фирменный мерч, который будет продаваться и на маркетплейсах.

Система коммуникации. Это поддержка во время обучения. Большую часть домашних заданий проверяют живые инструкторы. Эксперты дают обратную связь, отвечают на вопросы и помогают справиться со сложностями.

Цифровой полигон. Симулятор делаем свой, чтобы не зависеть от чужих разработок. На нем ученики отрабатывают навыки управления и безопасность полета. В нем уже есть три климатические зоны: горная местность, арктическая зона, средняя полоса, — и мы продолжаем расширять его функционал и игровые возможности.

Полеты на полигоне. При нашем учебном центре в Москве есть полигон закрытого типа. Как и в автошколе, можно докупить дополнительные полетные уроки. Это важно для тех, у кого нет опыта и уверенности в своих силах. В учебном центре есть свой парк беспилотников — от простых любительских до более серьезных. Сейчас из-за запретов летать можно в ограниченном количестве мест, поэтому мы ведем переговоры на счет открытого круглогодичного полигона для наших студентов.

Добавили новую разработку — IN-VR

Технологическая новизна проекта в том, что к традиционным форматам обучения мы добавили виртуальную реальность. Для России это новое направление.

Слушатели ощущают эффект живого присутствия на занятии во время прямой трансляции в VR, где бы они ни находились.

Благодаря гарнитуре слушатель получает более захватывающий и эффективный опыт обучения. Просмотр курса на IN-VR непохож на просмотр ролика на YouTube, где можно отвлечься для проверки соцсетей и мессенджеров. С технологией IN-VR слушатели полностью погружаются в мир, в котором учатся, и перенимают опыт экспертов.

Очки необязательно должны быть дорогие, — это может быть простая гарнитура, которую можно подключить к телефону, за 2–3 тысячи рублей.

В классах установили профессиональные камеры на 360 градусов — благодаря им слушатели могут перемещаться в пространстве, подходить к столу инструктора, смотреть на беспилотники с разных сторон.

Такая технология помогает не только повысить вовлеченность учеников, которые живут в других регионах, но и дает возможность получать цифровые компетенции людям с ОВЗ.

Одна из наших целей — создать инклюзивность в мире беспилотников. Мы считаем, что каждый должен получить доступ к новейшим технологиям и обучению.

Интерфейс практической части платформы BURAN

Запускаем курсы для всех возрастов

Дети до пяти лет изучают основы аэродинамики на примере бумажных самолетиков, чтобы в будущем легко понять базу: почему квадрокоптер летит, как на это влияет погода, как сделать его полет безопасным, на что важно обращать внимание.

Для детей постарше мы разработали курс, в котором теория представлена на 200 страницах красочного комикса. Тестирование показало, что так учиться интереснее.

Создаем учебные программы для разных сфер бизнеса

Кроме базовых курсов пилотирования, воздушного мониторинга и технического обслуживания у нас есть еще 15 узких профессиональных направлений: по использованию беспилотников в сельском хозяйстве, геологоразведке, строительстве, коммунальном хозяйстве и при обслуживании солнечных электростанций.

Готовим к запуску модуль, который поможет оценить потенциал кандидатов для обучения операторов беспилотника. Подобное тестирование применяют в большой авиации. Допуская сотрудника к управлению беспилотником, работодатель должен быть уверен в его выдержке, самоконтроле и устойчивости внимания.

Исследования подтверждают, что критические ошибки и аварии совершают не новички, а пилоты с опытом, которые настолько уверены в своих навыках, что пренебрегают чек-листами, проверками и стандартами.

А еще мы готовим курс по направлению, которое пока не очень популярно в России, но уже активно развивается в мире. Это беспилотники в искусстве. Нас вдохновила новаторская постановка Lucie In The Sky от Australasian Dance Collective. Она объединила танцоров с пятью персонажами-дронами, которые имитируют человеческие эмоции и взаимодействуют в тонких межличностных отношениях. Каждый дрон закодирован уникальной личностью — от радостной до меланхоличной. Его можно отличить по цвету источника света: друг, лидер, шут, бунтарь или мудрец.

В отличие от других выступлений дронов, в которых используют скоординированное роение, это шоу показывает зрителям отдельные дроны, создающие отношения с танцорами.

Архитектура платформы BURAN изначально предполагала возможность применения не только на российском рынке. Уже в следующем году мы планируем выйти на рынки стран BRICS, США и Европы с модулями на национальных языках.

0
5 комментариев
Офис предпринимательства МФТИ

Классный проект, успехов! :)

Ответить
Развернуть ветку
Ева Дольникова

огонь!

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Зиперски

Вы крутые!!!

Ответить
Развернуть ветку
дед Мазай и санитары

Понятно, к чему ведут.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr (3shin)

А сайт то собственно где?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда