Заключая любой договор, мы не рассчитываем на то, что вторая сторона в одностороннем порядке будет менять его условия, тем самым приводя к дополнительным финансовым потерям. В теории в большинстве случаев законом запрещено в одностороннем порядке изменять условия договора, ухудшающие положение другой стороны, однако на практике зачастую банки нарушают данные правила.
❔ Так случилось и в деле жителя Мурманска в споре с банком, который неожиданно ввел комиссию за снятие денег с кредитки. Мужчина оформил в банке кредитную карту, позволяющую без комиссии снимать наличные, но в последствии банк в одностороннем порядке изменил договор и установил тариф за снятие наличных. Тогда мужчина обратился в суд за защитой своих прав.
🔨 Суд первой инстанции все же встал на сторону банка и в иске отказал, ссылаясь на то, что финансовая организация вправе менять условия договора и комиссии. Более того карта рассчитана на безналичные расчеты, а выдача наличных — «отдельное имущественное благо», которое считается дополнительной возмездной услугой. Данную позицию разделили апелляционная и кассационная инстанции.
👨⚖ Верховный же суд встал на сторону потребителя услуг (https://legalacts.ru/sud/opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-grazhdanskim-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-11062024-n-34-kg24-1-k3-uid-51rs0002-01-2022-001874-79/), указав, что действующее законодательство «не предусматривает право банка в одностороннем порядке изменять условия договора и увеличивать размеры комиссий или вводить новые комиссии» — подобные изменения влекут увеличение размера обязательства по договору. Этот случай вошел в Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей от 23 октября 2024 г. (https://vsrf.ru/documents/thematics/33968/), о котором я писал совсем недавно.