Суд запретил авиакомпании навязывать пассажирам страховку

Кто хоть раз покупал билеты на самолет или поезд, замечал, что при покупке билета транспортные компании предлагают купить страховку на случай несчастного случая. Обычно покупка страховки осуществляется очень просто – путем проставления галочки в нужном месте. Но страховка – это всегда добровольное действие, однако некоторые компании об этом забывают и в их приложениях невозможно купить билет без оформления страховки, а это является нарушением прав пассажиров.
📢 Такое нарушение прав допустила одна авиакомпания, автоматическое проставление галочки о согласии оформить страховку при покупке билета было установлено Роспотребнадзором, что повлекло подачу иска о прекращении действий по навязыванию договоров страхования при покупке авиабилета дистанционным способом. По мнению ведомства автоматическое проставление согласия на заключение договора страхования не подтверждает ни ознакомление потребителя с условиями и правилами страхования, ни сам факт согласия на приобретение данной услуги, что является навязыванием дополнительного договора добровольного страхования при реализации основной услуги – продажи авиабилетов.
🔨 Суд первой инстанции в иске отказал, по его мнению, хоть галочка и проставляется автоматически, потребитель легко может убрать ее самостоятельно, также он может ознакомиться с условиями страхования на сайте авиакомпании, следовательно, потребителя не принуждают заключать договор, не навязывают покупку страхового полиса и предоставляют ему исчерпывающую информацию о страховой услуге.
👨‍⚖ Но суд апелляционной инстанции не согласился с таким подходом (https://mos-gorsud.ru/mgs/services/cases/appeal-civil/details/d2804200-45b6-11ef-936e-6d69561850c9) и установил, что дизайн и логика работы сайта нарушают права потребителей:
🔵В п. 2 ст. 432 ГК указано, что договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной. Исходя из п. 2 ст. 437 ГК и ст. 438 ГК содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта). Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Согласно п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. № 49, акцепт должен прямо выражать согласие направившего его лица на заключение договора на предложенных в оферте условиях.
🔵Потребитель принимает условия публичной оферты собственными действиями, которые должны быть полными и безоговорочными, а автоматическое согласие на приобретение страховой услуги не может являться акцептом, поскольку потребитель не совершает действий по принятию публичной оферты на заключение договора страхования, а совершает действия по отказу от страховой услуги путем ее отмены.
🔵именно наличие автоматического согласия на заключение договора добровольного страхования при покупке авиабилета является фактом, указывающим на недобросовестное поведение по навязыванию дополнительных услуг, в связи с тем, что автоматическое, заранее проставленное за потребителя согласие не может считаться осознанным выражением желания заключить договор. Наличие автоматического согласия может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и приводить к нарушению его законных прав и интересов.
⚠ Решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение.

Начать дискуссию