Чек-лист, как провести стратсессию или Brainstorm, и зачем вообще их проводить?

Собрал опыт 30+ страт-сессий, шаблон в Miro для проведения успешного ивента и провел разбор на одном примере как провести страт-сессию, с какими ошибки я сталкивался на своем опыте и делюсь инфо в этой статье.

У меня в управлении маркетинга 12 ИТ-продуктов (astral.ru) и не только маркетинг, но продуктовый маркетинг, где мы отвечаем за создание ценности продукта, почему и кто будет его покупать.

Чтобы решать не только тактические задачи, которые в моменте прилетают, но и думать о том «как и куда мы придём» в дальнейшем, мы несколько раз в год по каждому продукту собираем стратегическую сессию.

Так зачем нужны страт сессии? И нужны ли они?

Чтобы решать не только тактические задачи, которые в моменте прилетают, но и думать о том «как и куда мы придём» в дальнейшем, мы несколько раз в год по каждому продукту собираем стратегическую сессию.

Страт сессия помогает определить нам вектор развития, всем заинтересованным лицам-стейкхолдерам, понять где мы сейчас находимся — зафиксировать текущую точку «А», консолидировать все мнения и нагенерить гипотезы точки «Б» и как мы туда придём.

Как результат таких ивентов — у команды появляется вижн, который утверждён с держателем бюджета и сразу же получены ресурсы реализации инициатив.

Таких страт-сессий или Brainstorm-ов за последние 3 года провели с командой более 30, дальше уже не считал.

Также проводим такие страт сессия и для внешних команд, где делимся своей экспертизой и помогаем другим продуктам и компаниям достичь желаемых результатов с помощью методологии.

У нас выработан определённый алгоритм подготовки к такой страт-сессии и Brainstorm-у и её проведения, хочется им поделиться, для того чтобы могли у себя применять, а также получить обратную связь от вас как вы проводите такие стратегические сессии и Brainstorm-ы и доработать свои стандарты.

Мой коллега и эксперт по маркетингу и запуску бизнесов со сложным циклом B2B сделки — Павел Касаткин, собрал шаблон страт сессии, где объединил методологию JTBD (Jobs to be done) и формат Lean Canvas. Этот формат мы обкатали и теперь делимся с вами.

Ссылка на Miro шаблон страт сессии: https://miro. com/app/board/uXjVMu4kjKw=/? share_link_id=381675066331

Алгоритм подготовки и проведения успешной стратегической сессии или Brainstorm-а:

  • Определить Цель какой хотим добиться по итогу ивента.

Сформулируйте ясную и конкретную цель сессии или брейншторминга. Например, это может быть «создать новые инициативы для достижения целей до 2023 года» или «выработать гипотезы о сегментах ЦА с потребностью в нашем продукте».

  • Подготовиться и собрать данные

Чтобы на ивенте выдумывали не с пустого места, нужна фактура для диалога и перед сессией собрать и количественные исследования и качественные.

Если продукт только собираете и своих данных еще нет, то изучить информацию про рынок и конкурентов, подготовить статистику, чтобы на это во время ивента время не тратить. Если продукт/бизнес уже работает, то нужны данные по своим продажам, по разработке, обращениям в поддержку. Ответственным за продукт предварительно собрать свои гипотезы и провести исследования для их проверки, чтобы не с пустыми руками идти на общий ивент.

Допустим цель стоит: «Собрать новые инициативы с защитой, которые помогут добежать до цели 2023г» Тогда ставится задача всем участникам заранее подумать и собрать свои предложения.

  • Отобрать участников для ивента.

Включите представителей из каждого направления бизнеса: и производство/разработка, и бизнес: маркетинг, продажи, и сопровождение: внедренцы, аккаунты, поддержка. Это обеспечит максимальную эффективность и полноту обсуждения.

Мы зовем часто лидеров этих направлений, но если экспертизы нет и сами «руками» с продуктом и клиентами не взаимодействуют, то приглашаем и людей на местах: менеджера по продажам, специалиста ТП — не на весь ивент, но на часть с бреинштормом.

  • Подготовить модератора ивента

Назначьте 1 модератора или фасилитатора, который будет вести сессию и направлять участников к достижению цели.

Обычно, таким человеком у нас выступает Scrum master, но пару раз был и Руководитель смежного продукта. Когда таким человеком выступает отдельное лицо — не заинтересованное в продукте, то удается не скатываться в детальные разборы и обсуждения, довести до результата ивент.

Проводили 3 ивента таких, где не было модератора, результат: 2 из 3 были провалены, в 3м роль модератора забрал на себя руководитель продукта и было сжато/скомканно.

Вывод: Нужно звать внешнего модератор или фасилитатора.

Внешний модератор или фасилитатор могут быть особенно полезны в этой роли, поскольку они не являются заинтересованными сторонами и помогут поддерживать фокус на обсуждении и генерации идей.

  • Старт ивента и ice braking

Познакомиться, настроиться на общий лад ивента. Модератор рассказывает правила работы.

Для знакомства используем такую табличку, где каждый в Miro заполняет: Имя, Должность, Мечта, Ожидания от стратсессии.

Как "растопить лед" и познакомить участников ивента
Как "растопить лед" и познакомить участников ивента

И по очереди потом вслух каждый произносит это. И познакомились и повеселились немного, добавили неформальности в обстановку.

  • Собрать идеи и сформулировать их в гипотезы

Предоставьте участникам возможность поделиться своими идеями и предложениями. Рассмотрите рынок, ЦА и другие аспекты, чтобы получить полную картину.

  • Расставить приоритеты гипотезам

Оцените идеи на основе их потенциальной ценности и возможностей реализации.

Мы делаем это по методологии WSJF или RICE, но когда собирается 10 и более человек на страт-сессии, то это долго/сложно. Поэтому делаем оценку числами Фибоначи, как на картинке:

Гипотезы переносим в Гугл-таблицу и под ФИО каждого участника списком даем возможность проставить оценку
Гипотезы переносим в Гугл-таблицу и под ФИО каждого участника списком даем возможность проставить оценку

Приоритезируйте идеи и определите наиболее важные и перспективные для дальнейшей работы. Это делает модератор или назначенный человек, обычно, во время кофе-брейка, а когда участники приходят — переходим ко второй части работы.

Выбираем ТОП10 гипотез по наибольшей оценке, с ними мы будем дальше работать.

  • По JTBD декомпозировать и уточнить гипотезы.

Модератор вместе с группой берет 1 гипотезу или заранее заготовленную или 1 из собранных на ивенте и разбирает работу по фреймворку.

На картинке пример шаблона:

Чек-лист, как провести стратсессию или Brainstorm, и зачем вообще их проводить?
Чек-лист, как провести стратсессию или Brainstorm, и зачем вообще их проводить?

Делим участников на команды, когда их более 8 человек. Так получается эффективнее, успеваем больше гипотез проработать. Важно чтобы в каждой команде были люди с полноценной экспертизой по продукту/бизнесу — из каждой вертикали бизнеса: производство/разработка, продажи, маркетинг, сопровождение.

Каждая команда уходит на заполняют Canvas по шаблону в Miro.

Важно следить за темпом, т. к. Хочется закапаться глубже и больше всего учесть, поэтому модератор ходит между командами и контролирует темп и корректность заполнения канваса.

  • Подвести итоги командной работы

От каждой команды выбираем 1 участника, кто коротко проговорит вслух: Гипотеза, Решение, Дальнейшие действия для проверки.

Остальные участники слушают и задают вопросы.

И на этом все.

Но НЕТ.

На этом часто останавливались ранее и уходили дальше делать когда-то — не понятно когда. Поэтому добавили пункта к чек-листу проведения страт-сессии:

  • Назначить ответственных и сроки.

Каждая гипотеза, в которую мы поверили теперь требует проверки и ее подтверждения на рынке. Как это делать, это уже другая история)

Но чтобы инициатива не пропала, а была доведена до результата мы:

а) назначаем 1 ответственного кто будет контролировать каждый спринт прогресс по проверке гипотез

б) того кто будет ответственным за проверку той или иной гипотезы и ожидаемый срок проверки (лучше если сами вызовутся кто-то из участников команды прям на сессии, для этого модератор может помочь и подвести к выбору) .

Проводим чаще всего в оффлайн такие ивенты. Это и формат командообразования, ее укрепления, и вовлеченность участников повысить т. к. Ивент длится от 5 часов до 2х дней. И в онлайн у нас не удается держать участников вовлеченными такое продолжительное.

Что показалось вам полезным? Поделитесь в комментариях.

Если есть выработанная методология как проводите стратегические сессии и brainstorm-ы — расскажите пожалуйста, возьму к себе в стандарты)

Больше информации в моем Телеграм канале:

22
реклама
разместить
Начать дискуссию