Оценить PR легко, если правильно поставить задачу

Личный опыт

Оценить PR легко, если правильно поставить задачу

Над задачей адекватной оценки результатов связей с общественностью (PR) для бизнеса или госоргана, а также проблемой, как вознаградить эффективного пиарщика, многие руководители ломают голову. В моей многолетней практике с различными (по сферам бизнеса, размерам компаний и конкретным задачами) клиентами она легко решается при простой смене системы координат.

Избирательная (проектная) модель:

Многие собственники бизнеса и ТОП-менеджеры хоть раз пробовали свои силы на выборах (депутатов от местного уровня до федерального, глав поселений или регионов). В избирательном штабе, как правило, все обстоит довольно просто: всем членам штаба, включая пиарщиков, ставится общая задача — победа (или не ниже второго места), за которую дается ощутимый бонус, а также текущая оплата труда, никак не зависящая от итогового результата.

И все замотивированы, все всё понимают, никого не надо убеждать работать сверхурочно или в выходной, никому не нужно расписывать KPI по каждому шагу. Для проекта под кодовым названием «Выборы» это совсем не обязательно. Но выборы заканчиваются, и собственник или ТОП-менеджер возвращается в повседневность, в которой пиарщик — чаще всего — величина не очень понятная, а его результативность для бизнеса — вообще темный лес.

Не случайно, в отрасли до сих пор не сформированы общепринятые и одинаково понимаемые KPI. Хотя достаточно легко выборная модель формулирования задачи и финансовых «морковок» применима и в бизнесе, ведь это — всем известная проектная работа.

PR, разумеется, включает в себя массу процессных работ — сбор и анализ информации, ее сортировка и переработка, упаковка, «продажа», доставка, составление отчетности — но, по своей сути, является проектной сферой деятельности.

Просто пиарщик включается в проектные команды по ключевым для бизнеса проектам и помогает их реализовывать с полной самоотдачей. Поскольку от успешности (и степени успешности) каждого отдельного проекта зависят его финансовое благополучие, статус и карьерные перспективы в компании.

Что приобретаем?

Помимо полной замотивированности пиарщика и нацеленности его на конкретные результаты (вместо абстрактных и никак не отражающихся на рентабельности и репутации бизнеса показателей, к примеру, количество релизов или публикаций), собственник или наемный руководитель при подобной проектной модели получает реализованными важные проекты из бизнес-плана, которые населением, властью и остальными заинтересованными сторонами воспринимаются нейтрально или даже позитивно. Плохая метрика?

При подобном подходе пиарщик предлагает писать не «угодные шефу» или ТОПам, а востребованные средствами массовой информации и целевыми аудиториями тексты пресс-релизов, спичей, постов и т.д. Он находит каждую вышедшую публикацию, делает отчет не об абстрактных величинах, а о проблемах и предлагаемых решениях по каждому проекту. Он «горит» и «светится» на работе. Он сам и весь руководящий состав (если не весь коллектив) четко понимают, что именно и для чего он делает, как это помогает реализации проекта, какие проблемы снимает.

И — странное дело — при этом подходе отпадает необходимость в том, что именуется «бюджет» пиарщика. Для примера — ни с кем из моих 150 клиентов за 11 последних лет я к платным публикациям ни разу не прибегал. Это — инструмент рекламного отдела или отдела продаж, а не пиарщика.

Наконец, приобретаем командную работу в коллективе (на начальном этапе — по отдельным проектам, затем ее можно распространить практически на всю компанию) вместо привычной картины пикировки и соперничества отделов. Приобретаем риск-менеджера по репутационным рискам и службу контроля качества наших продукта, бренда, бизнес-процессов, клиенто-ориентированности и т.д. — в лице своего же пиарщика. Который при стандартной модели работы находится в диапазоне между «подай, принеси» и слабого «ретранслятора».

Что теряем?

На первый взгляд, подобная модель бьет по ФОТ и премиальному фонду. Ведь пиарщику, как и остальным участникам проектных команд, помимо обычной зарплаты, придется выплачивать обещанные вкусные бонусы за каждый успешно и в срок реализованный проект.

Но не компенсирует ли эти затраты замотивированная, четкая и результативная работа? Кроме того, бюджет на СМИ (обычно дающий весьма сомнительный результат) останется в компании и частично или полностью покроет расходы на бонусы.

Можем потерять пиарщика или всю пресс-службу. Это — да. Не все готовы и способны работать в команде и работать проектно. Т.е. исключительно на результат и без понуканий. Этот риск есть, и он достаточно велик. Поэтому рекомендую не переходить на проектную модель не сразу, а очень постепенно, начиная с пилотных 1-3 проектов. Они покажут очень много точек роста в бизнесе.

Практически точно теряем исполнителя массы не очень нужных бизнесу обязанностей и функций, придуманных специально для того, чтобы хоть чем-то занять пиарщика. Большинство пиарщиков не справляется либо с этим довеском, либо со своей основной работой. Что ценнее для бизнеса — решать вам.

1 комментарий

Это фрагмент моей книги "PR - многоликий и спонтанный"