Банк «органоидов» Хадассы готов произвести революцию в медицине⁠⁠

Органоиды — это выращенные в лаборатории ткани, которые имитируют особенности и функции тканей в организме.

Слева направо Видад Самман, MSc student (студент магистратуры), д-р Наама Шнайдер, исследователь, и д-р Мириам Грюневальд, директор Центра органоидов Хадасса. (photo credit: Hadassah International)
Слева направо Видад Самман, MSc student (студент магистратуры), д-р Наама Шнайдер, исследователь, и д-р Мириам Грюневальд, директор Центра органоидов Хадасса. (photo credit: Hadassah International)

По словам профессора Эяля Мишани, путь к открытию первого в Израиле банка «органоидов» начался, как и многие другие начинания Медицинского центра «Хадасса»: врач стоит у постели пациента, определяет проблему и идет в лабораторию, чтобы найти решение.

Мишани является генеральным директором исследовательского фонда медицинской организации «Хадасса» и руководителем отдела исследований, разработок и инноваций.

«В «Хадассе» мы очень сильны в исследованиях трансляционной медицины», — сказал Мишани, имея в виду область, в которой научные открытия, сделанные в лабораториях, трансформируются в новые методы лечения и подходы к медицинскому обслуживанию.

Доктор Мириам Грюневальд, директор Центра органоидов Хадасса. (Источник: ДЭВИД ЗЕВ ХАРРИС)
Доктор Мириам Грюневальд, директор Центра органоидов Хадасса. (Источник: ДЭВИД ЗЕВ ХАРРИС)

«Проще говоря, органоиды — это выращенные в лаборатории ткани, которые имитируют особенности и функции ткани в организме», — сказала доктор Мириам Грюневальд, директор Центра органоидов Института трансляционной медицины им. Вола Хадассы.

Для производства органоидов берут свежие биопсии из различных тканей тела пациента, а затем обрабатывают и выращивают в специальном геле, который позволяет клеткам размножаться, соединяться друг с другом и самоорганизовываться в трехмерные структуры.

Несколько лет назад Мишани и его команда начали читать научную литературу об этой технологии и поняли ее бесконечный потенциал. Они начали работать над внедрением органоидной технологии, разработанной доктором Хансом Клеверсом и его командой в Институте Хубрехта в Нидерландах в 2009 году, в Хадассу.

Профессор Мишани заметил, что все большее число лабораторий по всему миру работает над этой технологией, и он считал, что Хадасса может поднять свой потенциал на новый уровень, создав платформу, доступную всему научному сообществу.

«В тот момент мы обратились к нашему основателю и владельцу «Хадассе» — Женской сионистской организации Америки», — вспоминал он. «Без их видения и поддержки мы бы не добились того, что имеем. Они поддерживали нас всеми возможными способами, в том числе финансово и через свои связи. Я думаю, что это воплощает в себе то, что особенного в Хадассе: вы приходите с мечтой и находите поддержку, чтобы воплотить ее в жизнь».

Биобанк был открыт в 2021 году. С тех пор члены команды Центра органоидов «Хадасса» собирают образцы от максимально возможного количества пациентов и выращивают из них органоиды — на данный момент образцы от более чем 135 человек. Когда это возможно, они берут образцы как здоровой ткани, так и ткани, показывающей заболевание.

«Каждый органоид в биобанке собирается и хранится с помощью программы, которая также записывает историю болезни отдельного пациента», — сказал Грюневальд. «Таким образом, если исследуется конкретное состояние, например, колоректальный рак с определенными мутациями, мы можем использовать соответствующие образцы, которые есть в нашем банке, вырастить органоид и начать эксперимент. С 2009 года технология значительно продвинулась вперед. Мы можем выращивать органоиды практически из любой ткани человеческого тела».

Биобанк Хадассы уже служит нескольким целям.

В настоящее время основная функция центра биобанка Хадассы заключается в предоставлении платформы для общих исследований врачам, а также ученым и фармацевтическим компаниям в Израиле и во всем мире.

«Я считаю, что наш биобанк станет важным инструментом для отрасли, особенно по мере того, как мы будем его развивать и увеличивать количество образцов», — сказал Мишани.

Кроме того, в определенных ситуациях врачи «Хадассы» уже могут использовать органоидный центр, чтобы опробовать лечение для конкретных пациентов и посмотреть, как они, скорее всего, отреагируют, прежде чем их назначать.

«Это уже происходит с некоторыми больными раком или пациентами с муковисцидозом», — сказал Грюневальд. «Нет никаких сомнений в том, что платформа, которую мы разрабатываем, сэкономит драгоценное время пациентам, которые не могут позволить себе тратить время на традиционный метод проб и ошибок».

Надежда состоит в том, чтобы максимально расширить эту возможность в будущем, обозначив новый рубеж персонализированной медицины.

«Используя органоиды, врач может исследовать влияние неограниченного количества лекарств на пациента, а затем определить комбинацию лекарств, которая поможет этому конкретному пациенту», — сказал Мишани. «Это может вывести персонализированную медицину на совершенно новый уровень».

По той же причине, по мнению исследователей, органоиды сильно повлияют на клинические испытания.

«Я считаю, что органоиды значительно уменьшат потребность в использовании животных в качестве доклинических моделей», — сказал Грюневальд.

«FDA признало потенциал органоидов для разработки и тестирования лекарств и поощряло использование этих моделей в доклинических исследованиях для повышения предсказуемости и эффективности разработки лекарств», — добавила она.

Мечта состоит в том, чтобы технология превзошла все это.

«Можно сказать, что органоиды представляют собой начало разработки органов ex vivo для трансплантации», — сказал профессор Йорам Вайс, генеральный директор медицинской организации «Хадасса». «Мы еще не достигли этого, и предстоит еще много исследований, но если вы спросите меня, через пять или десять лет есть хороший шанс, что мы сможем трансплантировать полученные органоиды пациента для восстановления функции больного органа. Сейчас это может звучать как научная фантастика, но это не так. Это будущее может быть ближе, чем мы думаем».

Перевод с английского

1
Начать дискуссию