Александра Иванова

+2
с 2018
0 подписчиков
26 подписок

Тогда тут, видимо, просто какая-то неточность в терминологии. Я думаю так. Когда мы анализируем литературу, мы начинаем с языковой и географической принадлежности, затем определяем временную, то есть определяем, таким образом, культурные, исторические и социальные относительные рамки. Когда мы говорим «советская книга», мы имеем ввиду корпус советской литературы, то есть книги написанные советскими авторами и, что самое важное, вошедшие в литературный процесс в период с 1917 по 1991 гг. на определенной территории. Точка фактического входа в литературный процесс нам тоже очень важна. Причем для анализа текстов и ситуаций мы должны определить, была ли книга издана официально, с купюрами/без или самиздатом подпольно, но для точки входа это не важно.

То есть мы не можем назвать «советской книгой» , например, изданные в 2014 году дневниковые записи охранника заключенных, строивших БАМ, только на том основании, что действие происходило в Советском Союзе. Эта книга никак не могла бы быть составлена и издана в СССР публично, кроме того, она широко вошла в литературный процесс только в 2014 году. И это важно, потому что это один из факторов, который определяет и советское время, и специфику советской литературы и ее относительных рамок. Тоже самое касается, например, и воспоминаний Эстер Гессен «Белосток - Москва» и еще сотен воспоминаний, текстов, книг, которые были написаны в советский период/ или позже о советском периоде, и которые по объективным причинам стало возможным издавать только после развала СССР. Мне кажется это принципиальным и важным.
То есть в нашем случае определение, вынесенное в заголовок, вынесено скорее просто для яркого слова и это, конечно, расстраивает.

1

Станислав Курилов бежал из Союза в 1974 году и умер в Израиле в 1998. Книга, насколько мне известно, была издана в РФ только в 2004 году, а до этого отрывки публиковались в журнале «Огонек». Это замечательная книга и удивительная история. Но называть ее «забытой советской книгой» это как? Ну то есть типа очевидно, что книга человека, сбежавшего из Союза, не могла быть издана в СССР, правда?

2