{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Вячеслав Моше Кантор: в борьбе с общественными угрозами на первое место должен выходить закон

Вячеслав Моше Кантор, без сомнения, один из самых уважаемых и деятельных общественных деятелей на международной арене в тех сферах, что касаются борьбы с разного рода нетерпимостями и проявлениями ненависти. Одновременно с этим сам Кантор уделяет не меньшее – а подчас и большее – внимание проблеме поддержания и укрепления принципов толерантности в обществе. Важность этого Вячеслав Кантор объясняет тем, что именно толерантность является одной из главных базовых ценностей, на которых строится современное западное общество. Чтобы это самое общество имело возможность не просто существовать дальше, но и развиваться, толерантность должна развиваться вместе с ним, оставаясь в числе приоритетов, когда речь заходит о ценностях.

В деле сохранения и поддержания толерантности Вячеслав Кантор видит главным инструментом прежде всего законодательную сферу и нормотворчество – только через эту «мягкую силу», уверен Кантор, можно обеспечить любым предпринятым мерам долгосрочность и закрепление ценностей в ряду норм для всего общества. Вопрос этот стоит особенно остро в наше время, когда общество в самом глобальном смысле переживает далеко не простые времена.

Почему толерантность нужна?

В 2018 году Вячеслав Моше Кантор выступил на круглом столе Европейского совета по толерантности и примирению, который был организован в Монако в честь присуждения Медали толерантности правителю страны, князю Альберу II. Уже тогда тема надвигающегося и даже начинающегося общественного кризиса в Европе стояла во главе угла широких обсуждений. Вячеслав Кантор привёл и своё видение причин того, что дестабилизирует общество. Истоки и зарождение проблем он призвал искать ещё в 2008 году, в глобальном экономическом кризисе и рецессии, ощутимо подорвавшим уровень жизни многих людей на западе. За экономическими причинами последовали другие, ведь общество уже тогда повергалось серьёзному давлению, переживая изменения международной картины – всё больше стран приобретали значимость, мир превращался в полицентричным, с многочисленными политическими и экономическими центрами. Всё это сопровождалось водопадом технических и культурных изменений и нововведений, а само общество, став более открытым и информатизированным, испытало небывалое влияние извне. Для европейцев, убеждён Вячеслав Кантор, эти изменения оказались зачастую слишком серьёзными – будучи жителями континента, который многие годы диктовал условия, но при этом не испытывал на себе испытаний глобализации, они вдруг почувствовали, что не защищены от происходящего в мире и начали ощущать себя уязвимыми.

Изменения в мире, обрушение прежних правил, да ещё и волна миграции, которая буквально накрыла Европу – всё это сильно изменило и социальную структуру континента, и самоощущение самих европейцев, заявил Вячеслав Моше Кантор. Представители самых различных наций, культур и религий оказались в положении противостояния, и это положение спровоцировало рост страха и агрессии в фрагментированном и неуверенном в будущего обществе. Порождённая этим атмосфера недоверия и напряжённость дали благодатную почву для произрастания самых разных экстремистских и радикальных идей и течений, в том числе тех, что были разжигаемы намерено. Вячеслав Кантор настаивал тогда и продолжает настаивать по сей день, что в такой ситуации главная задача власти кроется в том, чтобы почувствовать и угадать подобное изменение социальной картины и работать на то, чтобы устранить причины напряжённости. Увы, в то время нередко представители самых разных политических кругов предпочли либо не замечать проблему, либо же, что ещё хуже, использовали страхи общества для собственных целей, продолжая разжигать нетерпимость поисками виновных и врагов, чтобы заработать собственный политический капитал.

Не сыграла на руку Европе и привычная уже идеология политкорректности, излишней неограниченной толерантности, которая даёт слишком хорошее оправдание для невмешательства в любые спорные и конфликтные ситуации. В современном положении вещей это может быть губительно, убеждён Кантор. Новое мышление необходимо, и хотя оно должно учитывать то, насколько мультикультурным и многополярным стало общество, оно должно также учитывать и запросы рядовых граждан, не только правящих элит. А запрос граждан очевиден – безопасность. Как физическая, так и безопасность их образа жизни.

Попыткам переосмыслить саму концепцию толерантности в желании увязать её с соображениями безопасности Вячеслав Кантор посвятил немало лет исследований и общественной работы, в том числе с привлечением сторонних экспертов, коллег и общественников, также занимавшихся вопросами изучения общества. При этом сам Моше Кантор никогда не отказывался от своей твёрдой убеждённости в том, что толерантность как таковая обществу необходима, и отказываться от неё так же губительно, как и сохранять в изначальном безграничном пассивном виде. Что необходимо, так это найти такой вариант толерантности, который работал бы на объединение общества, как и положено, но при этом не пренебрегал бы общественным запросом на безопасность.

Результатом этой работы стала книга «Манифест о безопасной толерантности», которую Вячеслав Кантор не только написал, но и опубликовал сразу на нескольких языках. Тогда же Кантор активно начал выступать и за разработку соответствующего законодательства – рамочного закона о толерантности, который как раз и призван бы был закрепить основы новой толерантности в нормативной сфере. Проект закона был разработан экспертами по инициативе Кантора и даже представлен на суд европейских властей, однако, несмотря на положительную оценку и словесную поддержку, ход реализации этого проекта так и не был дан. По мнению самого Вячеслава Кантора, причину этого стоит искать в том, что Европа на самом деле глубоко внутри на уровне правительственных кругов не желает что-либо менять.

Эта ситуация нуждается в переломе, убеждён Кантор, ведь страны, объединения стран и их граждане уже буквально каждый год сталкиваются со всё новыми и новыми вызовами. Будь то иммиграция, растущие радикальные настроения, возрождение неонацизма или новый виток антисемитизма – всё это лишним негативным слоем накладывается на уже существующие в обществе проблемы и буквально испытывает на прочность как граждан, так и правительства. Зачастую ответом на эти угрозы становится сила, однако Вячеслав Кантор не считает, что за этим подходом действительно кроется благополучный выход из современного кризиса. Более того, без изменения и модернизации устаревшего законодательства этого выхода может и не обнаружиться – а найти его необходимо до того, как ситуация приведёт к катастрофе, уверен Кантор.

Растущий антисемитизм

Проблема роста нетерпимости, будь то антисемитизм или иные формы ксенофобии, в Европе от года к году становится всё более очевидной и буквально набирает обороты. Что же касается борьбы с этими явлениями, то, несмотря на все заявления и декларативные выступления на эту тему, эффекта до сих пор нет. Вячеслав Моше кантор видит одну из причин этой неэффективности в том, что на уровне не то что мира, а даже одной лишь Европы до недавнего времени так и не было единого принятого всеми определения антисемитизма. А без единой нормы, как легко представить, сложно ожидать какой-то слаженности и согласованности в правоприменительной практике, от правоохранительных органов до судов и законотворчества.

Единое рабочее определение антисемитизма как раз для этих целей – повышения эффективности борьбы с преступностью на почве антисемитизма – в 2015 году было представлено экспертами из Альянса Холокоста. Вячеслав Кантор не только подержал разработку этого определения, но и приложил немалые усилия к тому, чтобы оно было одобрено и принято максимально возможно широким кругом правительственных и неправительственных организаций.

Коснулось это и Европарламента, где вопрос принятия определения антисемитизма стоял на повестке в 2017 году, в рамках программы по борьбе с антисемитизмом в целом, и Вячеслав Моше Кантор, который в то время возглавлял Европейский еврейский конгресс, собрал единомышленников из числа еврейских общин со всей Европы и направил в адрес евродепутатов официальное письмо, где изложил общую позицию экспертов относительно необходимости принятия этого определения.

Позиции, изложенные Кантором в письме, касались прежде всего вопросов безопасности еврейского сообщества Европы, на которую отсутствие единого стандарта по раскрываемости, пресечению и наказанию антисемитских преступлений имеет самое прямое влияние. Отметил Кантор и ту проблему, что у единого определения антисемитизма появилось немало противников из числа тех, кто желает вынести вопрос о его принятии исключительно в политическую плоскость, отодвинув на последний план как саму проблему антисемитизма, отрицать которую уже глупо, так и методы и инструменты борьбы с ним. При этом, подчёркивал в письме Вячеслав Кантор, положительный эффект на ситуацию будет иметь уже сам факт принятия определения – это станет посылом для всех евреев Европы о том, что власти на их стороне и понимают терзающие их проблемы и угрозы.

Эти усилия увенчались успехом, поскольку голосование за принятие определения было если не единогласным, то по крайней мере с таким большинством, что это не вызвало разночтений. Однако решение Европарламента всё же не означало того, что определение будет принято на вооружение и каждой европейской страной на уровне правительств и законодателей. Отдельные страны, такие как Великобритания, сделали собственный шаг ещё до объединённых властей Европы и на собственном уровне приняли определение ещё тогда, когда оно было предложено экспертами. Британские законодатели объяснили это тем, что решение позволило в перспективе упорядочить судебную и правоохранительную практику в отношении антисемитских преступлений.

В 2017 году список стран, последовавших примеру Британии, пополнился Германией и Австрией, Болгарией и Румынией. Вячеслав Кантор неизменно встречал одобрением решение каждой страны о принятии определения. Как пояснял Кантор, в условиях, когда антисемитизм демонстрирует рост по всему континенту, правоохранителям необходимо работающее орудие, способное изменить ситуацию. И определение антисемитизма является как раз таковым.

Борьба по программе

Определение антисемитизма, хоть и является важным шагом в борьбе с антисемитизмом, всё же остаётся именно этим – первым шагом, о чём не раз заявлял и сам Вячеслав Кантор. Со своей стороны как глава ЕЕК того времени, вместе с единомышленниками и другими экспертами из сферы борьбы за права человека, он прикладывал и собственные усилия к тому, чтобы борьба с нетерпимостью и антисемитизмом превратилась из разрозненных попыток и шагов в полноценную стратегию, реализация которой была бы понятна, доступна и смогла бы наконец переломить ситуацию.

В 2018 году Кантор лично представил европейским властям и общественности результат совместной работы многих заинтересованных сторон — «Каталог мер по борьбе с антисемитизмом». Участие в разработке каталога принимали не только представители еврейского сообщества, но и эксперты из научных кругов: на инициативу Моше Кантора откликнулись сразу три крупнейших университета мира. Что касается самого документа, то он отличался конкретностью и структурированностью, которых обычно не хватает заявлениям и декларациям о борьбе с чем-либо. Каталог состоял из списка вполне реальных мер, которые Кантор и его коллеги предлагали предпринять по снижению напряжённости в этой сфере, причём меры эти затрагивали не только правительственные круги и организации, но и информационную сферу, бизнес, общественные организации и даже отдельных лидеров мнений.

Единое рабочее определение антисемитизма также нашло себе место на страницах каталога мер – авторы отметили принятие его как один из важнейших шагов в деле борьбы с антисемитизмом. Но не меньше внимания было уделено и таким вещам, как недопустимость одобрения в каком-либо виде антисемитизма как на правительственном уровне, так и в СМИ. Ситуация, несмотря на свою абсурдность, далеко не единичная – как известно, отдельные страны уже открыто позволяют себе одобрять и поддерживать собственное нацистское прошлое. Авторы каталога также отметили важным назначать в странах специальных ответственных – уполномоченных по борьбе с антисемитизмом, которые могли бы посвящать всю свою работу именно этому вопросу.

На первый взгляд может показаться, что «Каталог мер» слишком широк и охватывает слишком много направлений сразу, однако, по словам Вячеслава Моше Кантора, это касается далеко не всех направлений. Так, вопросы безопасности, по мнению Кантора, должны по-прежнему оставаться в ведение государства, и именно от официальных властей этого ждут и сами евреи. На смену обещаниям и заверениям должны прийти конкретные шаги, поскольку эффективность первого уже показала себя весьма низкой – учитывая, что антисемитизм и его проявления продолжают свой рост.

В том же 2018 году, к слову, Европа также приняла собственную «Декларацию о борьбе с антисемитизмом», что Вячеслав Моше Кантор расценил как шаг в верном направлении. Как и в случае с каталогом мер, Кантор высоко оценил то, что представленный в Совете ЕС документ отличался практической направленностью и содержал подборку конкретных шагов и методов для борьбы с антисемитизмом, равно как и для обеспечения еврейской безопасности в Европе. По мнению Моше Кантора, в случае выполнения всех предложенных в Декларации мер, Европа действительно имеет все шансы сузить окно возможностей для ненависти распространяться, и касается это не только антисемитизма, но нетерпимости в целом, неважно, против кого она будет направлена.

Важное место в документе было отведено и таким насущным вопросам, как распространение ненависти в информационном пространстве, ведь именно оно, в особенности – сеть интернет – в последние годы стали главными площадками для процветания экстремизма самого разного толка. Отметил Кантор и то, что документ предусматривает разрешение вопроса с тем, как нетерпимость и притеснения, а также агрессия в последнее время нередко преподносятся как часть мировоззрения или даже политических взглядов и тем самым требуют к себе толерантности. По мнению Моше Кантора, это как раз случай, когда в силу должна вступить безопасная толерантность – а именно та, что не распространяется на явления и поступки, угрожающие обществу и его стабильности.

Что касается самого факта принятия такого документа на уровне Европы, то Вячеслав Кантор назвал его верным признаком того, что власти Европы всё же осознают масштаб нависшей над обществом угрозы и готовы работать над тем, чтобы её устранить и обеспечить нормальное соблюдение прав евреев в странах ЕС.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда