Гонг: отделяя правду от мифа

Перевод статьи Митча Нура

Недавний "разговор о гонге" перед группой привел к интересному диалогу, и я хотел бы поделиться некоторыми мыслями.

В тот день и во многих программах, которые посвящены гонгу, довольно часто поднимался вопрос о том, делает ли компания Paiste лучшие гонги в мире. Я немного смеюсь над этим, потому что Paiste не делает металл, они вручную изготавливают его из листа из сплава никеля и серебра, сделанного другим производителем. Как и компания Meinl, и другие, кто использует этот процесс, они просто берут этот "прокатный сплав" и превращают его в гонг (металл поставляется компанией Wieland в Ульме, Германия, и называется Nickel Silver - медь, цинк и никель или латунь с добавлением никеля). Конечно, они проделывают неплохую работу, превращая металл в гонг, и добились в этом больших успехов. Если судить по мировым продажам гонгов Paiste, они довели до совершенства систему производства гонгов неизменно высокого качества. Но немецкий сплав сильно отличается от бронзы, изготовленной вручную в других мировых центрах производства гонгов. Бронза из Бирмы, например, или Вьетнама, Индонезии, Китая - все они имеют разные характеристики или характер звучания. Дело не в том, кто делает лучший гонг, а в том, кто делает гонг с лучшим звучанием для слушателя. При оценке самого сплава есть существенная разница между сплавом, который раскатывается в лист, потому что он должен быть однородным по всему листу, и размер зерен кристаллической структуры имеет большое значение. Бронза, которую колотят вручную в плоский диск, - это совсем другая история. При наблюдении молекулярной структуры можно заметить, что электроны расположены по-разному между прокатанным сплавом и бронзой, отбитой вручную. Причем бронза, отбитая вручную, содержит больше электронов под напряжением, что делает ее более резонансной. Следует помнить, что бронза - это сплав меди и олова в соотношении 88/12, а резонансная бронза - это 80/20 или B20 (первая бронза состояла из меди и мышьяка). Кроме того, с B20 трудно работать, он требует длительной обработки и отжига из-за своей природной хрупкости, но он используется дольше, чем любой другой сплав. В течение многих лет я провожу ежегодное углубленное изучение гонга, в котором участвуют гонги со всего мира, разных типов и стилей. Я проводил с учениками тесты с завязанными глазами на всех гонгах. Что меня поражает, так это то, что немецкие гонги, которые получили огромное количество шумихи, не так хорошо проявляют себя по сравнению с другими в тестах с завязанными глазами. На самом деле, когда Meinl впервые представила свою линию гонгов Symphonic, мы провели тест с завязанными глазами с их конкурентом Paiste. В 80% случаев гонги Meinl были выбраны как лучшие звучащие симфонические гонги в комнате, но когда Meinl сравнивали с другими гонгами из других стран, они теряли свою популярность. Но я хочу предостеречь: Paiste и Meinl имеют постоянный контроль качества, а гонги из других стран - нет. Это не значит, что вы не можете найти великолепный гонг, сделанный в Китае, но вам придется осмотреть десятки или даже больше, прежде чем вы найдете достойный гонг, сделанный в Китае. В этой области можно многое обсудить, но я оставлю это на потом.

Где возникли гонги? Многие ссылаются на Китай, но самые древние гонги (не военные щиты) обнаружены на севере Вьетнама. В описях караванов, которые путешествовали по Шелковому пути в древние времена, есть записи о том, что гонги поступали к императорскому двору из двух мест. Одно можно найти к западу от портового города современного Уханя, примерно на полпути к Чэнду, в местности под названием Цяньнань. Другой находится в современном Туркменистане. Что интересно в упоминании каравана из Туркменистана, так это запись о том, что гонги играли на рождение сына в королевской семье в этой местности примерно в 1887 году до н.э., задолго до Бактрийской империи или примерно за 1500 лет до Александра Македонского, и за 1000 лет до начала Греческой империи. Но записи императорского двора показывают, что гонги использовались в периоды Сун и Тан и при Хань. Многие люди упоминают место под названием "Его Юй", но это общий термин, и его можно интерпретировать как королевство Джанг (земля женщин в некоторых исторических записях) в старых тибетских исторических записях, но Его Юй - это не город или поселок, а скорее регион. По словам историков историкам это было в царстве Цинь в период 7 Воюющих государств. Первый подробный отчет о медных работах появился в "Tiangong Kaiwu" Сун Инсина, иллюстрированной работе эпохи Мин, впервые опубликованной в 1637 году. Что касается Индии, то исследования показывают, что жители Нагаленда изготавливали и использовали гонги, также есть история изготовления гонгов в Ассаме. Интересным примечанием к гонгам из Ассама является то, что легендарные бойцы гуркхи из Непала используют гонги из Ассама для военных упражнений. Исследование музеев по всей Индии показало, что индийские гонги не выставляются, единственный редкий случай - гонг, подаренный англичанином в начале 1900-х годов, но этот гонг бирманского, а не индийского происхождения. Исследуя йогу, я не обнаружил никакого использования гонга в индийской йоге до наших дней, и это влияние кажется западным. Похоже, что в западном сообществе кундалини-йоги существует недопонимание относительно использования гонга со ссылкой на Хатха-йога Прадипику и Гхеранда Самхиту. Я не смог найти перевод Хатха Йога Прадипики, в котором упоминается слово "гонг", и есть одно упоминание слова "гонг" в части 5 раздела 79-80 Гхеранда Самхиты. Но там не говорится о том, что гонг используется в самой практике йоги, а скорее о моменте, когда йог закрывает уши и прислушивается к внутреннему звуку тела. В Турции гонги появились только после того, как армянский алхимик Аведис сделал первый гонг во время правления Османа ll в 1618 году (некоторые историки относят первый гонг Аведиса к 1623 году н.э.). Однако Малая Центральная Азия имеет долгую историю изготовления цимбал, восходящую к 1200 году до н.э.

Символ Tai Loi, который был введен в обиход компанией Paiste, возник как маркетинговая уловка для ранних гонгов Paiste благодаря Михаилу М. Пейсту, который увидел, что этот символ используется на импортных китайских гонгах, и использовал его как способ сделать ранние гонги Paiste более узнаваемыми. Нет никаких подтверждений тому, что г-н Пейст действительно знал его значение в то время. Символ Tai Loi, который вы видите сегодня, - это мандаринский язык, ставший официальным диалектом императорского двора только в 14 веке н.э., примерно через 1900 лет после Конфуция. Китайский язык во времена Конфуция был разновидностью протокитайского, вероятно, хакка, кантонского или минского. Таким образом, связь между Конфуцием, Буддой и Тай Лоем вызывает серьезные подозрения, поскольку китайская письменность во времена Будды - это Да-чжуань, а не Мандарин, который появился гораздо позже, после смерти Будды. Это интересная история, которую многие рассказывают в сообществе Гонг, но кроме мнений или слухов нет никаких исторических свидетельств, показывающих какую-либо связь. Я не могу найти ее в своих исследованиях, но если кто-то знает точные исторические записи или заслуживающую доверия книгу, в которой я могу найти информацию об этом, я буду рад взглянуть на нее.

Некоторые из ранних названий китайского Гонга - Шалуо или Тонг Шалуо, Ло, или Пао Чун Чих, и это только несколько названий. Термин "гонг" ассоциируется с Индонезией и Явой, а крупнейшими местами изготовления гонга в старом мире являются Бирма, Ява, Турция, Вьетнам, Китай, Борнео и Бали.

И, наконец, гонг сейчас более популярен, чем когда-либо в известной истории. Он имеет богатое прошлое, не ограничивающееся только вызовом Солнца или Луны во время затмений у древних народов, или объявлением о прибытии каравана в императорский город в Китае, или руководством религиозной церемонией на Яве, но и вызыванием каталептических припадков в Сальпетриере в Париже, или даже игрой Адольфа Гитлера на гонге после ужина во время Второй мировой войны, а ранние перформансы Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена, Кристофера Три и Несты Керин Крэйн сделали гонг не просто предметом разговора.

Для тех, кто заинтересован в чтении книг о гонге, я бы порекомендовал следующие:

  • The Healing Power of the Gong - Johannes Heimrath
  • Gongs and Tam Tams - Phillip McNamara
  • Sound Healing with Gongs - Sheila Whittaker
  • In the Heart of the Gong Space - Sheila Whittaker
Гонг: отделяя правду от мифа
Начать дискуссию