Российские школьники хотят заменить ОБЖ и астрономию на психологию, йогу и финграмотность

Институт прогрессивного образования презентует результаты исследования «Школьная программа глазами школьников», посвященного оценке востребованности и эффективности базовой школьной программы учениками общеобразовательных школ.

В ходе исследования институт провёл опрос и изучил мнение 1702 учеников 8 – 11 классов из 74 регионов РФ. Опрос (онлаин-анкетирование) проведен 15 – 17 февраля при помощи методики ривер-сэмплинг среди пользователей наиболее популярных среди молодёжи социальных сетеи: Вконтакте и Instagram.

По результатам опроса, качеством базовой школьной программы полностью или частично удовлетворены лишь 14,7 % учеников. 76 % школьников оценивают школьную программу на «двойку» и «тройку». В аргументации такой оценки с большим отрывом преобладали следующие ответы: «школа не учит жизни», «школьная программа оторвана от жизни», «школьная программа несовременна».

При этом 93,9 % опрошенных сообщили, что хотели бы иметь возможность влиять на формирование своей школьной программы, исходя из собственных интересов и перспектив на будущее.

Среди предметов, которые школьники считают ненужными и хотели бы исключить или сократить их изучение, лидируют:

– ОБЖ (указали 69 % опрошенных; большинство отметили, что на ОБЖ, как правило, не дают практических навыков по выживанию/безопасности, уроки зачастую являются формальными);

– технология (57%; среди причин большинство отметили, что это бесполезный, скучный и ненужный предмет, при этом неактуально разделение программ на мужскую и женскую);

– астрономия (38%; среди аргументации чаще всего встречаются: «сложный предмет», «никогда не пригодится в жизни»);

– основы религиозной/православной культуры (22%; большинство отмечают, что вопросы религии являются слишком личными для изучения в школе);

– краеведение (17%).

Кроме того, в ответах около 10 % ребят встречались также черчение, физика, химия, математика – их, как правило, называли с аргументацией «мешает готовиться к ЕГЭ». Около 15% считают необходимым убрать из школьной программы музыку и рисование (изобразительное искусство).

Рейтинг предметов (навыков), которые школьники считают необходимым ввести в школьную программу, возглавили:

– психология (назвали 44% опрошенных; аргументируя ответ, большинство ребят отмечают, что психология помогла бы разобраться в себе, найти общий язык со сверстниками и родителями, преодолеть комплексы);

– финансовая грамотность (41%; большинство отмечают потребность «научиться, как разбираться с платёжками за ЖКХ, страховкой и ипотекой, как накопить карманные деньги, как платить налоги и пр.»);

– половое воспитание (31% в целом по участникам опроса, причем среди учеников средней школы, 8 – 9 классы, этот предмет хотели бы изучать 63% опрошенных);

– программирование (31%; большинство отметили, что информатика такого навыка не даёт);

– основы предпринимательства/менеджмента (19%).

Почти половина опрошенных школьников отметили неэффективность физкультуры и хотели бы разнообразить уроки йогой (12% опрошенных), танцами, фитнесом и другими активностями.

Также среди пожеланий школьников к школьной программе часто встречается обучение таким предметам и навыкам как логика, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент, ораторское искусство, soft skills в целом.

Современные школьники гораздо более практичны и нацелены на результат, менее инфантильны, чем предыдущие поколения. Очень показательно, что основным критерием для определения нужности или ненужности предмета стало «пригодится или не пригодится в жизни». Но попадание предметов в аутсайдеры скорее связано с качеством и методиками преподавания, чем с их реальной значимостью.

234234 открытия
11 репост
9 комментариев

На самом деле про фин. грамотность точно лишним бы не было

Ответить

а вот за астрономию как-то обидно стало
мир на пороге второй космической экспансии, частники уже вовсю осваивают ракетостроение, а этим блять, йогу подавай

Ответить

А получат "разговоры о важном" и НВП...

Странно что не физра лидирует в "убрать бы".

Ответить

Правильные желание. Но на деле получат еще больше уроков ОБЖ, т.к. надо будет куда-то устраивать разных травмированных на СВО.

Ответить

Ага, а на обед есть шоколадные торты и мороженое. Технология (это я так понимаю раньше называлось уроки труда) на самом деле полезный предмет. Ну для тиктокеров, которые палец о палец не ударят наверное и не нужно. Школьные предметы дают кругозор (хотя бы та же астрономия), если оставить только те предметы, которые хочется, то станем жить среди тупых плоскоземельцев и креационистов.

Ответить

Знаете что мы делали на трудах почти все время? Спиливали углы у номерков, делали дырочки, наждачкой работали, щеткой стружки убирали, резьбу в гайках делали - по сути дешевой раю.силой были и "лишь бы не чем занять", территорию граблями - весной и осенью - ну хоть воздух свежий. Все. пару раз на станке брусок делали круглым. "Очень полезно" проводили 2 часа каждую неделю. Ни с чем этим я не сталкивался никогда в жизни больше. Лучше бы ДЛЯ ВСЕХ учили готовить.

Ответить

Про физкультуру вообще смешно. Это базовый набор упражнений для здоровых людей. Кто хочет заниматься йогой или танцами идёт на отдельные занятия. Или предлагается держать в школе вместо одного физкультурника трёх учителей (физры, йоги и танцев).

Ответить