Российские школьники хотят заменить ОБЖ и астрономию на психологию, йогу и финграмотность

Институт прогрессивного образования презентует результаты исследования «Школьная программа глазами школьников», посвященного оценке востребованности и эффективности базовой школьной программы учениками общеобразовательных школ.

В ходе исследования институт провёл опрос и изучил мнение 1702 учеников 8 – 11 классов из 74 регионов РФ. Опрос (онлаин-анкетирование) проведен 15 – 17 февраля при помощи методики ривер-сэмплинг среди пользователей наиболее популярных среди молодёжи социальных сетеи: Вконтакте и Instagram.

По результатам опроса, качеством базовой школьной программы полностью или частично удовлетворены лишь 14,7 % учеников. 76 % школьников оценивают школьную программу на «двойку» и «тройку». В аргументации такой оценки с большим отрывом преобладали следующие ответы: «школа не учит жизни», «школьная программа оторвана от жизни», «школьная программа несовременна».

При этом 93,9 % опрошенных сообщили, что хотели бы иметь возможность влиять на формирование своей школьной программы, исходя из собственных интересов и перспектив на будущее.

Среди предметов, которые школьники считают ненужными и хотели бы исключить или сократить их изучение, лидируют:

– ОБЖ (указали 69 % опрошенных; большинство отметили, что на ОБЖ, как правило, не дают практических навыков по выживанию/безопасности, уроки зачастую являются формальными);

– технология (57%; среди причин большинство отметили, что это бесполезный, скучный и ненужный предмет, при этом неактуально разделение программ на мужскую и женскую);

– астрономия (38%; среди аргументации чаще всего встречаются: «сложный предмет», «никогда не пригодится в жизни»);

– основы религиозной/православной культуры (22%; большинство отмечают, что вопросы религии являются слишком личными для изучения в школе);

– краеведение (17%).

Кроме того, в ответах около 10 % ребят встречались также черчение, физика, химия, математика – их, как правило, называли с аргументацией «мешает готовиться к ЕГЭ». Около 15% считают необходимым убрать из школьной программы музыку и рисование (изобразительное искусство).

Рейтинг предметов (навыков), которые школьники считают необходимым ввести в школьную программу, возглавили:

– психология (назвали 44% опрошенных; аргументируя ответ, большинство ребят отмечают, что психология помогла бы разобраться в себе, найти общий язык со сверстниками и родителями, преодолеть комплексы);

– финансовая грамотность (41%; большинство отмечают потребность «научиться, как разбираться с платёжками за ЖКХ, страховкой и ипотекой, как накопить карманные деньги, как платить налоги и пр.»);

– половое воспитание (31% в целом по участникам опроса, причем среди учеников средней школы, 8 – 9 классы, этот предмет хотели бы изучать 63% опрошенных);

– программирование (31%; большинство отметили, что информатика такого навыка не даёт);

– основы предпринимательства/менеджмента (19%).

Почти половина опрошенных школьников отметили неэффективность физкультуры и хотели бы разнообразить уроки йогой (12% опрошенных), танцами, фитнесом и другими активностями.

Также среди пожеланий школьников к школьной программе часто встречается обучение таким предметам и навыкам как логика, эмоциональный интеллект, тайм-менеджмент, ораторское искусство, soft skills в целом.

Современные школьники гораздо более практичны и нацелены на результат, менее инфантильны, чем предыдущие поколения. Очень показательно, что основным критерием для определения нужности или ненужности предмета стало «пригодится или не пригодится в жизни». Но попадание предметов в аутсайдеры скорее связано с качеством и методиками преподавания, чем с их реальной значимостью.

77
9 комментариев

На самом деле про фин. грамотность точно лишним бы не было

1
Ответить

а вот за астрономию как-то обидно стало
мир на пороге второй космической экспансии, частники уже вовсю осваивают ракетостроение, а этим блять, йогу подавай

1
Ответить

А получат "разговоры о важном" и НВП...

Странно что не физра лидирует в "убрать бы".

1
Ответить

Правильные желание. Но на деле получат еще больше уроков ОБЖ, т.к. надо будет куда-то устраивать разных травмированных на СВО.

1
Ответить

Ага, а на обед есть шоколадные торты и мороженое. Технология (это я так понимаю раньше называлось уроки труда) на самом деле полезный предмет. Ну для тиктокеров, которые палец о палец не ударят наверное и не нужно. Школьные предметы дают кругозор (хотя бы та же астрономия), если оставить только те предметы, которые хочется, то станем жить среди тупых плоскоземельцев и креационистов.

Ответить

Знаете что мы делали на трудах почти все время? Спиливали углы у номерков, делали дырочки, наждачкой работали, щеткой стружки убирали, резьбу в гайках делали - по сути дешевой раю.силой были и "лишь бы не чем занять", территорию граблями - весной и осенью - ну хоть воздух свежий. Все. пару раз на станке брусок делали круглым. "Очень полезно" проводили 2 часа каждую неделю. Ни с чем этим я не сталкивался никогда в жизни больше. Лучше бы ДЛЯ ВСЕХ учили готовить.

1
Ответить

Про физкультуру вообще смешно. Это базовый набор упражнений для здоровых людей. Кто хочет заниматься йогой или танцами идёт на отдельные занятия. Или предлагается держать в школе вместо одного физкультурника трёх учителей (физры, йоги и танцев).

Ответить