Как "заставить" рабочих хотеть писать рацпредложения? Бесплатно!

Боль каждого руководителя – лень, безынициативность и наплевательство подчиненных к работе или компании. Сейчас вы узнаете реальный пример, где исполнительному директору и консультанту по бережливому производству удается переломить недоверие и подтолкнуть рабочих к тому, чтобы придумывать идеи для улучшений совершенно бесплатно.

Новороссийское предприятие «Росспласт» почти год внедряет бережливое производство. исполнительный директор Максим Колозариди, консультант Сергей Осипов и руководители цеха навели порядок в производственных процессах, сократили запасы полуфабрикатов на 30%, снижали снизили уровень брака почти в 2 раза.

Несколько месяцев мы работали не покладая рук. Мозги руководства цеха кипели мыслями об улучшениях, а простые рабочие оставались в стороне. Мы видели, как отличные идеи разбиваются о невовлеченность и безразличие персонала.

Тварь дрожащая или право имею?

Поэтому Так, на очередном собрании рабочей группы решили заняться вовлечением рядовых операторов и наладчиков. Эта идея была встречена недоверием и сопротивлением со стороны руководства цеха. «Да, вы не знаете наших людей! Вы знаете, какая у них зарплата?! Не тот уровень развития. Не будут они вам писать рацпредложения, им на все плевать».

Когда я слышу такое о рабочих, искренне удивляюсь и даже расстраиваюсь. С каких пор к рабочим стали относиться, как к людям второго сорта? Как они стали синонимом тупого быдла, которому ничего не интересно и ничего не нужно? Откуда этот снобизм?

Безразличие рабочих понятно. Они получают копейки и каждый день борются за выживание. Их никто не воспринимает всерьез. Из них стараются сделать послушных рабов, которые работают по 12 часов, довольствуются грошами и не вякают. Работяг увольняют при первых трудностях, наказывают и штрафуют, не разбираясь. Сложно представить сегодня кого-то более бесправного, чем простой рабочий. Если это все так, то какой инициативы вообще можно ждать от людей?!

Черный ящик

Когда речь заходит про подачу рацпредложение, все «вовлекатели» делают одну и туже ошибку. Уверен, что вы догадались, что речь идет про «повесить «Ящик идей и рацпредложений». Да, мы тоже это сделали и сели ждать идеи. Спустя неделю в нашем ящике лежала лишь дохлая муха.

На этом шаге 90% руководителей сдается, окончательно уверовав, что «сотрудников интересуют только деньги и просто так ничего писать не будут». Но мы в это не верим. Также как не верим, что приказы и распоряжения могут заставить людей почувствовать себя важной частью компании.

Сопричастность и инициатива появляется там, где руководители честно общаются с рабочими на равных. Рассказывают о целях, проблемах и достижениях, советуются и вовлекают в рабочий процесс. Поэтому исполнительный директор организовал встречи с бригадами. Вопрос стоял примерно так: «Что мешает вам работать быстрее и качественней? Что нужно изменить, заменить или улучшить?»

После разговора на директорском столе лежали 2 листа исписанных корявыми буквами. Это несколько десятков идей рабочих! Там есть предложения поднять зарплату, сделать горячую воду в туалете или вычистить душевую. Но есть и те, что касаются модернизации оборудования, качества изделий и скорости работы.

Хвалить нельзя премировать

Когда список рацпредложений был перенесен в эксель, Максим и команда определили сроки выполнения и ответственных. Но этого было недостаточно. Важнее всего – показать людям, что их идеи обязательно будут реализованы. Пусть не сразу и не все, но выполняться будут. Только тогда сотрудники поверят, что их мысли важны и нужны предприятию.

Для этого план внедрения рацпредложений вывешивается в цехе на стенд «Карта улучшений». А руководству цеха дается задание еженедельно информировать рабочих о его реализации. Там, где идеи связаны с большими финансовыми инвестициями, людям сразу сказали, что это мы пока не тянем.

Конечно, встал вопрос о том, как отблагодарить сотрудников за инициативу. Платить или не платить? Долго думали, спорили и обсуждали. В результате Максим Колозариди предложил дождаться конца года и в декабре наградить нескольких лучших рабочих. Причем награждать не денежной премией, а путевкой на отдых в зимние праздники.

Логика была такая: деньги быстро потратят. При этом у рабочих тяжелая жизнь, где очень мало радости. Они почти не отдыхают, бегая по кругу «Работа-Дом-Быт». Значит, самый запоминающийся приз лежит за пределами этого круга – рабочие оценят и заполнят надолго.

До декабря времени много. Мы планируем, что на регулярных встречах рабочие постепенно привыкнут озвучивать идеи. А потом мы мягко переучим их кидать свои записки в цеховой «Ящик идей и рацпредложений». К январю весь «мусор» и очевидные мелкие идеи будут выписаны. И тогда мы сможем обсудить выплату денежных премий за действительно ценные предложения.

В данный момент все складывается хорошо. Рабочие видят, что начальство повернулось к ним лицом и отвечают взаимностью. Конечно, идеи пишут не все, и это нормально. Некоторые не верят руководству и ждут подвоха в виде «инициатива наказуема». Люди боятся, что их заставят внедрять инициативы, при этом не дадут ни ресурсов, ни поддержки. А когда что-то пойдет не так их обязательно накажут. А кому такое надо?

Мы рассчитываем вовлечь около 5% неформальных лидеров. Такие есть в каждом коллективе. У них от природы шило в том самом месте, им есть что сказать. Именно они станут ядром наших будущих побед.

66 показов
240240 открытий
Начать дискуссию