КАРЬЕРА В РИТЕЙЛ И ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: СОВЕТЫ ЛИДЕРОВ РОССИЙСКОЙ РОЗНИЦЫ

Почему стоит идти в электронную коммерцию? Как стартовать, не имея опыта работы? Что важнее работодателю? На встрече со студентами, где модератором мероприятия выступил декан Факультета международного бизнеса МГИМО Владимир Шаповалов, представители трех крупных игроков российского рынка e-grocery — «Сбермаркета», «Ленты» и «Вкусвилл» — рассказали об особенностях этой сферы, трендах своих компаний и навыках, необходимых для работы в них.

Декан Факультета международного бизнеса МГИМО Владимир Шаповалов
Декан Факультета международного бизнеса МГИМО Владимир Шаповалов

ПОПАСТЬ В СТРУЮ

Мы все больше переходим к онлайн-покупкам. Лидеры электронной коммерции занимают быстро растущую долю в экономике страны — за 2021 год оборот одного лишь фуд-ритейла составил 17 трлн рублей. Даже в непростом 2022-м российские ритейлеры выстояли и выросли.

Разумеется, стремительно растущая сфера требует слаженной работы множества специалистов. Кассы и полки с товарами — только видимая потребителю часть огромного механизма. Ритейл — это технологичная отрасль, приветствующая инновации, активно привлекающая новые кадры самых разных специальностей.

Как влиться туда выпускникам вуза, как правило, не имеющим опыта работы? Вот несколько способов обратить на себя внимание потенциального работодателя:

- Интернет-порталы по поиску работы. Важно не только публиковать там резюме, но и самим откликаться на вакансии.

- Сайты крупных компаний. У большинства из них действуют программы стажировок, когда учеба совместима со стажерской практикой, и чаще всего оплачиваемой. А еще ничто не мешает дерзнуть и адресовать в компанию мечты свое резюме.

- Реферальные программы. В большинстве компаний рекомендацию работника поощряют бонусами.

- Сайты, подобные FutureToday, где предлагают стажировки, вакансии, лидерские программы.

- Онлайн-сервис «Буду»: видны и компании, представленные в отрасли, и открытые в них вакансии.

- Платформа Changellenge, где дают посоревноваться в рамках какого-либо проекта. Реализованный проект отлично сгодится в копилку опыта работы.

- Телеграм-чаты — среди массы предложений ТГ-каналов могут попасться интересные варианты.

- Ярмарки вакансий.

«МЯГКИЕ» СКИЛЛЫ РУЛЯТ

Итак, вчерашний студент попал на собеседование. На что работодатель обратит внимание в первую очередь?

Вне зависимости от рынка, из двух категорий навыков — hard skills и soft skills — «мягкие» навыки при принятии на работу окажутся важнее, нежели «жесткие». Да-да, наши зачастую врожденные и приобретаемые в процессе жизни качества, такие, как стрессоустойчивость, коммуникабельность и др., ценятся гораздо больше, чем кажется. «Хардовые» знания, наработанные в вузе, практической работе, из учебников и опыта, могут отсутствовать — по мнению кадровиков российских ритейл-лидеров, их реально дорастить в процессе.

«Найм — один из приоритетных процессов, от его результатов зависят результаты компании.

Начинается всё с HR-интервью, когда рекрутер узнает об опыте, знаниях, рабочих проектах. Второй этап — техническое интервью с оценкой hard skills. На всех остальных этапах оценивают „софтовые“ навыки. Третий — топ-грейдинг с оценкой соответствия опыта и навыков относительно рассматриваемой вакансии». - поделилась Полина Родина, Сбермаркет.

<p>Полина Родина, руководитель по работе с персоналом «СберМаркета».</p>

Полина Родина, руководитель по работе с персоналом «СберМаркета».

ПРОАКТИВНОСТЬ ВСЕГДА В ЦЕНЕ

Представим, что после успешного собеседования ты оказался в коллективе крупной компании-ритейлера. Чего от тебя ждут? В первую очередь, конечно же, качественного выполнения обязанностей на своем участке. Появились идеи по улучшению рабочих процессов? Замечательно. Предлагай, обсуждай, взаимодействуй с командой — инициатива приветствуется.

«Помимо наших оффлайн- и онлайн-форматов, мы активно голосуем за предпринимательство, стартапы. Внутри нашей компании есть экосистема с проектами, открывшимися параллельно основному бизнесу. Эти проекты либо подсказывали покупатели, либо придумали и воплотили сами сотрудники» - рассказала Алена Кривенко, Вкусвилл.

<p>Алёна Кривенко, лидер по работе с талантами «Вкусвилл».</p>

Алёна Кривенко, лидер по работе с талантами «Вкусвилл».

Опыт показывает, что перед активно вовлеченным сотрудником всегда откроются нужные перспективы — крупным компаниям важно растить внутренние кадры.

«Мы стремимся к преемственности, смотрим, кто может вырасти, создаем индивидуальные треки. У нас есть, например, офис стратегии: туда приходят те, кто хорошо работает с данными, делает презентации, имеет коммуникативные навыки. Стартуя с таких позиций, они идут в проекты и дальше вырастают в директоров стратегий. Можно выйти в стратегический маркетинг, пойти в онлайн-бизнес — там тоже много интересных возможностей для роста» - говорит Татьяна Юркевич, Лента.

<p>Татьяна Юркевич, директор по работе с персоналом «Ленты».</p>

Татьяна Юркевич, директор по работе с персоналом «Ленты».

ЧТО ЗА ГОРИЗОНТОМ?

Большие масштабы ничуть не мешают ритейлу оставаться чутким организмом. Удачные форматы продолжают работать, однако поиск новых стратегий продолжается. Компании стараются вовремя реагировать на перемены и подстраиваться под запросы покупателя.

Снижается покупательская способность — в ответ ритейл тестирует дискаунтеры. Нарушается логистика — компания плавно меняет ассортимент. Удобнее покупать в маленьком магазине у дома — ок, пробуйте малый формат. Наметился дефицит важной категории сотрудников? HR меняет целевые аудитории, предлагает гибкие условия.

Параллельно российский e-commerce нащупывает варианта выхода в другие регионы. Пример диверсификационного проекта — в частности, проекта «Вкусвилл» по продвижению товара на рынке Китая — продемонстрировал студенческой аудитории, какая цепочка необходима для успешной реализации задуманного. В структуре команды взаимодействуют и технологи, и дизайнеры, и маркетологи, и ЗОЖ-стратеги, и фотографы, и копирайтеры, и многие другие.

Как попасть в подобный стартап? Для компании, нацеленной на расширение горизонтов, важен опыт работы соискателя с иностранными проектами. Весомым окажется собственный предпринимательский опыт. И, конечно же, значимым подспорьем станет знание языка страны-партнера.

НАЙТИ СЕБЯ В E-GROCERY

Выступления спикеров, выгодно дополнявшие друг друга, помогли представить цельную картину отрасли.

Перспективы ритейл впечатляющи. Мировые показатели онлайн-покупок исчисляются в гигантских цифрах. Цифры наших компаний пока ниже, однако российская электронная коммерция ясно видит возможности роста, наращивает объем, оттачивает технологии.

Рынок будет расти и требовать новых кадров. Сегодняшние юноши и девушки — с актуальными знаниями, желанием развиваться — однозначно, будут в нем востребованы.

Ссылка на встречу:

https://youtu.be/TodXwaxM8LI
Начать дискуссию