Режим основателя

Пол Грэм (YC) на днях опубликовал эссе о Founder mode. Решил перевести его на русский.

Пол Грэм (слева) и Брайан Чески (справа)
Пол Грэм (слева) и Брайан Чески (справа)

На ивенте YC, прошедшем в первую неделю сентября, выступил Брайан Чески (Brian Chesky), кофаундер Airbnb, с такой речью, которую точно запомнят все присутствовавшие. Большинство фаундеров, посетивших это мероприятие, говорят, что это лучшее, что они слышали. Рон Конвей (Ron Conway), венчурный инвестор, известный тем, что всегда делает заметки обо всем, что происходит, впервые в жизни забыл сделать записи — настолько он был впечатлен. Я не буду пытаться воспроизвести Брайан Чески, а всего лишь хочу поговорить о теме, которую он поднял.

В своем выступлении Брайан высказал мнение, что устоявшиеся взгляды об управлении крупными компаниями ошибочны. По мере того, как Airbnb рос, Чески постоянно получал советы от доброжелателей о том, как он должен управлять компанией, чтобы та могла хорошо масштабироваться. Эти советы представляли из себя что-то вроде "наймите хороших специалистов и дайте им свободу для выполнения задач". Брайан последовал этим советам, ведь не может же куча людей ошибаться, но результаты оказались катастрофическими. Изучая стиль управления Стива Джобса, Чески смог не только спасти компанию от краха, но и достичь вполне неплохих результатов: маржа свободного денежного потока Airbnb сейчас является одной из лучших в Кремниевой долине.

Среди посетивших данное мероприятие было много успешных фаундеров, которые одни за другим говорили, что с ними происходило нечто похожее: они получали такие же советы, как управлять компаниями по мере роста, однако следование этим советам не только не помогало компаниям, но и достаточно сильно вредило.

Но давайте подумаем, почему же все эти фаундеры получали неправильные советы? Это достаточно сложный вопрос, нахождение ответа для которого потребовало некоторых размышлений. Дело в том, что фаундеры получали советы, как управлять компанией, будучи просто профессиональным менеджером в найме, что совершенно не соответствовало их ситуации. Проблема заключается в том, что менеджерский подход настолько менее эффективен, что основателям он кажется неправильным. Есть вещи, которые могут делать только фаундеры, но менеджерам они недоступны, и отказ от таких вещей кажется основателям неправильным, а это действительно так.

Фактически, существует два разных подхода к управлению компанией: founder mode и manager mode. До сих пор большинство людей, даже в Кремниевой долине, считали, что масштабирование стартапа требует перехода из founder mode в manager mode. Однако, судя по разочарованию множества основателей, мы можем сделать вывод о том, что manager mode иногда ведет к катастрофе, а тот факт, что компании, отказавшиеся от manager mode, преодолевали кризисы и достигали успеха, может говорить о том, что такой переход совершенно необязателен.

Проблема founder mode в том, что не существует книг, описывающих данных подход. Бизнес-школы тоже не подозревают о его существовании. Все, чем мы сейчас обладаем — это эксперименты отдельных фаундеров, которые те ставят самостоятельно в своих компаниях. Теперь же, когда мы знаем, что искать, мы можем начать это изучать. Кажется, что в ближайшие несколько лет founder mode будет так же хорошо понятен и изучен, как manager mode. Но уже сейчас мы можем выделить некоторые различия между ними.

То, как менеджеров обучают управлять компаниями, похоже на модульный дизайн, в котором отдельные подразделения или департаменты рассматриваются, как черные ящики. Вы даете своим непосредственным подчиненным задачи, а дальше они сами решают, как задачи будут выполнены. Вы не вмешиваетесь в процесс и не погружаетесь в детали работы, поскольку это было бы микроменеджментом. А микроменеджмент — это плохо.

Наймите хороших специалистов и дайте им свободу для выполнения задач. Звучит отлично, не правда ли? Но на практике, судя по рассказам множества основателей, это часто означает следующее: наймите профессиональный притворщиков (fakers) и дайте им похоронить компанию.

Брайан Чески в своем выступлении отметил то, о чем часто говорили другие фаундеры. Основатели часто ощущают газлайтинг, причем с обеих сторон:

- со стороны инвесторов, адвайзеров и прочих советчиков, говорящих, что компанией следует управлять, используя менеджерский подход

- со стороны сотрудников, когда фаундеры пытаются переключить компанию в manager mode.

Обычно, когда все вокруг тебе говорят, что ты не прав, ты реально начинаешь думать, что ошибаешься. Но это один из тех редких случаев, когда это не так. Дело в том, что венчурные инвесторы, которые никогда не были основателями, знать не знают, как правильно управлять компанией, когда ты фаундер. А многие C-level менджеры, никогда не создававшие своих компаний, часто просто пиздят.

Что бы ни представлял собой founder mode, ясно, что он нарушает главный принцип управления как менеджер, когда CEO должен взаимодействовать с компанией только через своих непосредственных подчиненных. Как только вы отказываетесь от этого принципа, перед вами открывается большое количество опций.

Например, Стив Джобс проводил ежегодный ретрит для 100 наиболее важных сотрудников Apple, среди которых были не только его прямые подчиненные, но и вполне обычные сотрудники. Встречали ли вы такую практику где-то еще? А именно такие вещи позволяют создать атмосферу стартапа в крупной компании. Джобс вряд ли бы продолжал проводить такие ретриты, если бы они не приносили результатов. Насколько хорошая это идея? Или, может быть, плохая? Мы этого не знаем, что показывает, насколько плохо мы понимаем, что такое founder mode.

Очевидно, что основатели не смогут управлять компанией из 2000 человек так же, как управляли ей, когда было всего 20 человек. Часть вещей придется делегировать. Но то, где именно должна проходить граница автономии и насколько четкой она должна быть, вероятно, будет зависеть от компании. Возможно, границы будут изменяться со временем, по мере того, как менеджеры будут заслуживать доверие и доказывать свою эффективность. Это делает founder mode более сложным, если сравнивать с manager mode, однако в то же время, и более эффективным. Мы уже это знаем на примере отдельных компаний.

Вот вам еще одно предсказание о founder mode — как только мы хорошо изучим его, мы обнаружим, что многие фаундеры уже находятся на пути к нему — просто их подходы часто воспринимались как эксцентричные или даже хуже.

Любопытно и обнадёживающе, что мы всё ещё так мало знаем о founder mode. Посмотрите, чего уже добились основатели, несмотря на постоянные плохие советы. Представьте, что они смогут сделать, когда мы сможем подсказать им, как управлять своими компаниями, как Стив Джобс, а не как Джон Скалли.

22
Начать дискуссию