Как производителю работать с маркетплейсами?

На Wildberries, Ozon, ЯндексМаркете продаются миллионы товаров по всей России и в странах СНГ. И если раньше здесь в основном перепродавали товары из Китая, то сегодня на площадки всё чаще выходят отечественные производители.

Например, «Невская палитра» - старейший в России завод художественных красок, сегодня продает на Wildberries более тысячи наименований своей продукции.

Страница бренда на сайте Wildberries
Страница бренда на сайте Wildberries

При этом здесь торгуют и небольшие, почти семейные производства. Швейные мастерские налаживают поставки одежды и текстиля для дома. Деревообрабатывающие цеха предлагают кухонную утварь, садовый инвентарь и предметы интерьера. А фермерские хозяйства активно осваивают нишу зоотоваров, предлагая свои линейки кормов для домашних питомцев.

Однако, это не значит, что маркетплейсы подходят каждому производителю. Здесь точно нельзя действовать по принципу «главное, ввязаться в бой, а там посмотрим». Прежде чем регистрироваться на Wildberries или Ozon, стоит подготовиться.

1 этап - предварительный анализ и юнит-экономика

Определить, а продаются в принципе аналогичные товары на маркетплейсах? Если да, то в каком количестве, по какой средней цене, в каких регионах? С какими конкурентами придется бороться за покупателя, есть ли монополисты в нишах, есть ли сезонные скачки. Если товаров, подобных вашему, нет маркетплейсах - стоит задуматься: первопроходцы получают либо всё, либо ничего. Просчитайте риски.

Провести сравнительный анализ самих маркетплейсов. У каждого из них своя аудитория и свой «конёк». Wildberries - это больше про недорогие товары повседневного спроса и так называемые «спонтанные покупки». На Ozon хорошо покупается техника и книги, на Lamoda - одежда и аксессуары премиум сегмента.

Проанализировать схему работы каждого маркетплейса: размеры комиссий, стоимость логистики, требования к упаковке, маркировке, самому товару. Можно ли хранить товар на складах площадки, или продавать только через FBS? Внимательно изучите договор оферты и все приложения к нему.

Опираясь на полученные данные по расходам, просчитать юнит-экономику. Сколько будет вам стоить упаковка и маркировка по правилам маркетплейса? Сколько будет уходить на логистику, хранение и комиссию площадки? Не забудьте про расходы на рекламу, оплату возвратов и брак.

Имейте в виду, покупатели на маркетплейсах легко отказываются от товаров в пунктах выдачи, «обратный билет» в этом случае оплачивает продавец.

Анализ категории «Постельные принадлежности» на Wildberries с помощью сервиса аналитики <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Flikestats.io%2F&postId=596599" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">LikeStats</a>.
Анализ категории «Постельные принадлежности» на Wildberries с помощью сервиса аналитики LikeStats.

2 этап - всё еще подготовительный

Наладить процесс сбыта через маркетплейсы - это почти как заново построить бизнес:

  • Нужно подготовиться юридически - зарегистрировать свою ТМ (бренд) в Роспатенте, или хотя бы подать заявку на регистрацию. Подготовить всю необходимую документацию на вашу продукцию: сертификаты, гарантийные талоны, инструкции, технические паспорта — список документов можно посмотреть в Личном кабинете продавца на маркетплейсе.
  • Продумать схему логистики с вашей стороны: кто и как будет доставлять ваш товар на маркетплейс (пункты приема, сортировочные центры). Будет ли это своя машина или сторонняя компания (у многих транспортных компаний есть отдельная услуга по забору и доставке груза на склад маркетплейса).
  • Проработать упаковку. Ваши товары будут заказывать из разных уголков страны, важно, чтобы они доезжали в целости и сохранности. Надеяться на добросовестность грузчиков и водителей не стоит.
  • Организовать внутреннюю работу по приему и обработке заявок с маркетплейса, если решили работать по схеме FBS. Чтобы много продавать на маркетплейсах, важно не нарушать сроки поставки, поэтому нужно успевать обрабатывать и 5, и 50, и 500 заявок в сутки
  • Обучить сотрудников работать с интерфейсом площадки, либо нанять менеджера с опытом работы. Можно заключить договор с подрядчиками, оказывающими комплексное сопровождение бизнеса на маркетплейсах. Пожалуй, это самый простой вариант для крупных компаний, которые хотят сосредоточиться только на производстве.
  • Подготовить контент для карточек товара и рекламных кампаний. Заказать профессиональная предметную и модельную съемку товара с разных ракурсов, видео, инфографику, а также тексты для описаний товара.

Теперь можно оформлять карточки товара на сайте маркетплейса и ждать первых заказов.

3 этап - боремся за место под солнцем

Если хотите продавать много - пробивайтесь на первую страницу выдачи. Алгоритмы маркетплейса анализируют и оценивают сотни тысяч карточек, чтобы представить покупателю именно то, что он ищет.

Для маркетплейса важны продажи и не нужны риски - поэтому он выводит на первые места те товары, которые стабильно покупают, где много положительных отзывов и мало возвратов.

Не будем подробно останавливаться на способах продвижения карточки в топ выдачи, это тема для отдельной статьи, и не одной. Здесь работает всё в комплексе: улучшение качества самого товара, оптимизация карточек, ценообразование, контроль складских остатков, работа с отзывами, привлечение внешнего трафика, проведение рекламных кампаний.

Если вы производитель и продвигаете свой бренд, не ограничивайте себя только маркетплейсами: о вас должны знать и за пределами площадки. Проблема в том, что большинство маркетплейсов запрещают указывать контактную информацию производителя (поставщика) в карточке товара. Всё общение с покупателями ведётся строго на площадке.

Но, пользователи довольно часто «проверяют» информацию о товаре и производителях через поисковые системы Яндекс и Google. Вся информация на сторонних ресурсах должна говорить о качестве ваших товаров и о том, что вам можно доверять. Прогревайте интерес к вашему продукту с помощью SMM, «догоняйте» контекстной рекламой, оптимизируйте собственный сайт.

4 этап - обновляем ассортимент

Наверное, единственный пример долгоиграющего продукта на все времена - это знаменитая желто-оранжевая пачка соды. На маркетплейсах (и не только там) невозможно годами продавать одно и то же с одинаковым успехом.

Даже добившись стабильного роста продаж имеющегося ассортимента, руководителю производства нужно думать о том, что он может предложить потребителю завтра, через полгода, через год.

Необязательно запускать новую производственную линию с нуля. Зато можно доработать существующий продукт: добавить цвета, размеры, какие-то незначительные детали, типа стопперов на колесики тумбочки. Большим подспорьем для поиска идей станут отзывы и вопросы покупателей в карточках товара на маркетплейсе.

К чему нужно быть готовым?

Маркетплейс - это не ваш личный сайт, и здесь тысячи таких же продавцов. Маркетплейсу интересны те продавцы, которые продают много и часто. Здесь любят компании, которые приносят прибыль площадке (рекламируются, участвуют в акциях, хранят товары на складах маркетплейса). Но даже в этом случае производитель может легко попасть в немилость из-за негативных отзывов и большого количества возвратов.

Потребительский экстремизм — очень больная тема для продавцов на маркетплейсах. Ваш товар заказывают, а потом возвращают с браком под предлогом «не подошло». Если сотрудник маркетплейса ничего не заметит, товар едет дальше, вы платите за логистику, его снова выдают следующему покупателю, который пишет вам негативный отзыв из-за несоответствия качества. Эти риски нужно закладывать в цену, поэтому еще до старта просчитайте unit-экономику.

Конкурентные войны — да, на маркетплейсах идут настоящие сражения. Конкуренты выкупают весь остаток со склада только для того, чтобы уронить вашу карточку в рейтинге (так как у вас будет нулевой остаток, карточка резко уйдет в хвост выдачи). А потом возвращают, чем увеличивают количество возвратов, что опять-таки плохо отражается на рейтинге. Ежедневно контролируйте складские остатки и обновляйте информацию.

Пару слов о перспективах

На самом деле, у производителей на маркетплейсах гораздо больше перспектив и возможностей, чем у простых перекупщиков:

  • Вы можете регулировать товарные остатки: наращивать или сокращать производство.
  • Вы можете дорабатывать и товар, и упаковку.
  • Вы можете продавать сразу на нескольких маркетплейсах, так как производство под рукой.

Кроме того, если ваш товар очень хорошо покупают, маркетплейс может им заинтересоваться и продавать его самостоятельно, заключив с вами договор, а это совсем другой уровень продаж.

Если грамотно настроить работу — провести предварительный анализ, просчитать юнит-экономику, настроить внутренние бизнес-процессы, автоматизировать учет товаров, умело пользоваться сервисами аналитики — у производителя есть все шансы увеличить объемы сбыта за счет маркетплейсов.

1212
10 комментариев

"Вы можете продавать сразу на нескольких маркетплейсах, так как производство под рукой."
Есть еще одна потрясающая возможность для производителей на маркетплейсах - убить наглухо собственную дилерскую сеть или загубить в зародыше перспективы её развития.

6

Хотя, с другой стороны, одно другому не мешает. При грамотном подходе можно увеличить узнаваемость своей продукции через маркетплейс.

Ну и конечно, держать РРЦ.

Озон уже умеет держать РРЦ, WB пока нет, так что туда опасно производителям поставлять свои товары, если они хотят дилерскую сеть сохранить

Комментарий недоступен

2

Всем привет. Торгую на ЯМе довольно успешно второй год и считаю, что формула успеха заключается в эксклюзивности товара. Я например продаю то, что не продает никто в России.

1

Что же было в том ящике, который вам Яндекс-маркет не отдавал?