Новые ученики. Как репетитору избежать неплательщиков?
Скоро начало нового 2023 учебного года. Репетиторы уже в августе заполняют свободные места новыми учениками. Как обезопасить себя от недобросовестных клиентов? Как выявить будущего неплательщика? Мои советы за 14 лет работы репетитором. Расскажите в комментариях свои истории с недобросовестными клиентами, и как вам удалось выйти из ситуации.
Первый созвон с клиентом
Что вас, как репетитора должно насторожить сразу при первом разговоре с будущем клиентом? Пусть это будет родитель потенциального ученика.
3 признака недобросовестного клиента
1. Родитель говорит, что ученик может быть на соревнованиях, путешествиях и прочее. Это значит, что однозначно будут переносы, отмены. Вы будете терять свой доход. А результат от занятий будет не тот, который ожидаем родителем. Я бы не стала работать с таким клиентом.
2. Клиент не спросил об оплате, вариантах оплаты и условиях при отмене или переносе занятия. Конечно, вы, как репетитор, обязаны в самом начале разговора обозначить четко стоимость и длительность занятия, есть ли у вас система предоплаты или абонемента, предусмотрены ли скидки. В том случае, если ни вы, ни клиент этот вопрос не подняли при первом созвоне, то точно могут возникнуть недопонимания в плане оплаты.
3. Заказчик требует скидку. При первом созвоне родитель сразу требует скидку. Причина может быть разной: многодетная семья, инвалидность, низкий прожиточный минимум. В данном случае помните, что услуга репетитора - это дорогая услуга, требующая значительного бюджета в месяц и тем более в год. Да, не каждому такая услуга по карману. Но в жизни все имеет свою цену. Если нет денег на репетитора или это последние деньги семьи, то лучше их потратить на отдых семьей, а уроки смотреть на бесплатных ресурсах, сейчас таких ресурсов очень много.
Лично я не делаю скидок и не снижаю стоимость своей работы.
Самые важные деловые договоренности при первом созвоне
Конечно, при первом разговоре с клиентом хочется больще узнать про запросы и проблемы ученика. В голове у учителя сразу проносится программа будущих занятий, и как ученик добивается успеха с его помощью. А еще хочется рассказать о себе, как о классном учителе, но самое главное при первом созвоне - это проговорить, а после разговора прописать сообщением все деловые нюансы вашего сотрудничества. Итак, выписываем себе на листик и перед созвоном заполняем лист данными.
- Стоимость за определенное количество минут.
- Время оплаты: перед уроком или после? Раз в неделю или в месяц? Делайте, как удобно именно вам! Клиент соглашается на ваши условия. Но и будьте гибкими.
- Отмены и переносы уроков. За сколько часов ученик может отменить урок. Будет ли штраф за отмену. Пропишите условия клиенту после созвона в сообщении. Или подготовьте договор сотрудничества.
- Стоимость первого урока. Об этом расписала подробнее в статье чуть ниже.
При возникновении спорных ситуаций у вас будет на что опираться.
Если вы не сделали эти простые действия, то к вам может проникнуть неплательщик.
Первый урок
Часто педагоги спрашивают об оплате первого урока. Делать ли 1 урок пробным или уже с оплатой. Мой ответ - Делайте так, как удобно именно вам!
Поделюсь своим опытом.
Лично я делаю 30 минут диагностики — честную консультацию без оплаты.
Почему? — Хочу посмотреть на ученика, на качество связи, на рабочее место, его мотивацию, психологическое состояние, личную симпатию.
Я не называю 1 урок уроком - это диагностическая бесплатная консультация по результатам который я соглашаюсь на сотрудничество или отказываю ученику с листом рекомендаций. Об этом я заранее предупреждаю при первом созвоне.
Такая консультация — это моя гарантия верного выбора ученика, а также гарантия долгого и продуктивного сотрудничества. После первой консультации у меня есть пути отхода. Я могу отказаться от сотрудничества. Ученик не платил за урок, он получил 30 минут моего времени и результаты диагностики бесплатно. Но не подошел лично мне для долгосрочной работы. И это нормально. Мне легче потратить 30 минут времени, чем потом заниматься возвратами денег за 1 урок. Мне легче отказать ученику, с которым у нас еще нет финансовых отношений.
Коллеги, напишите ваши лайфхаки вычисления неплательщиков. И что вы делали, если ученик задерживал оплату ваших услуг.
Давайте делиться опытом.
Комментарий недоступен
К сожалению, часто встречаются недобросовестные клиенты.
Начинающему репетитору приходится соглашаться со всем, чтобы набрать клиентскую базу
Да, но будьте бережны и уважительны к себе, клиентскую базу тоже надо составлять не из всех, кто вам оставил заявку. Вы всегда найдёте себе учеников!
Спасибо за систематизированный обзор. Сам руководствуюсь примерно теми же принципами при первом знакомстве с учеником. От себя добавлю, что также очень важно прислушиваться к себе на первом уроке и если появляется ощущение, что работа с учеником не пойдёт - лучше отказаться сразу не тратя его время и свои нервы.
Спасибо за отзыв. Согласна, личный контакт это очень важно.
переносы, отмены..разве репетиторам не компенсируют издержки? нет знакомых в этой отрасли