5 советов по выходу из операционки: реинжиниринг процессов, дашборды и грамотное делегирование

Ожидание:

Компания работает как часы. Каждый сотрудник знает, какая у него зона ответственности. Процессы оптимизированы и автоматизированы, а руководство занимается действительно важными делами: анализом финансовых результатов, поиском точек роста и разработкой стратегий.

Реальность:

Руководитель по 12 часов в сутки выполняет работу менеджеров, HR и производственного отдела. Количество операционных задач только растет. На развитие компании и выявление конкурентных преимуществ нет времени.

5 советов по выходу из операционки: реинжиниринг процессов, дашборды и грамотное делегирование

Операционные процессы или просто операционка— это рутинные бизнес-задачи производства, снабжения, продаж и маркетинга, которые возникают ежедневно. Чем активнее развивается компания, тем больше возникает таких задач.

Они важны и являются фундаментом любого бизнеса, но, если руководитель тратит на гиперконтроль менеджмента и коллектива 100% своего времени, это наносит больше вреда, чем пользы. Страдает вся область управления стратегически важными вопросами бизнеса.

Микроменеджмент – чрезмерное и контрпродуктивное вмешательство руководства в работу сотрудников и нарушение процессов – нередкое явление в компании.

Как руководителю выйти из операционки так, чтобы процессы не треснули по швам, и в чем здесь может помочь BI? Рассказываем в статье.

Как понять, что руководитель застрял в операционке

В начале пути компании или нового направления погружение руководства буквально во все процессы – нормальная практика.

Когда руководитель начинает развивать бизнес и задумывается о делегировании операционных задач, у него возникают связанные с этим переживания:

  • Команда сделает все невовремя или не так, как нужно из-за недостатка знаний и опыта
  • Сотрудники привыкли к тому, что руководитель всегда придет на помощь, отказавшись от операционки, он предаст доверие команды
  • Масштабироваться и двигаться дальше страшно, поэтому руководитель ищет вторичные выгоды из гиперконтроля – можно отложить решение стратегических задач

С возникновением этих страхов у руководителя появляются и первые симптомы микроменеджмента:

  • Чрезмерно погружается в детали и упускает общую картину, каждая задача сопровождается бесконечными согласованиями
  • Не может делегировать задачи, перепроверяет каждый шаг сотрудников, тратит на проверки больше времени, чем на основную деятельность
  • Составляет сложные инструкции и регламенты к каждой задаче
  • Задает нереалистичные стандарты для коллектива
  • Может критиковать за инициативу или альтернативное мнение

Микроменеджмент приводит к серьезным проблемам:

  • Стагнация бизнеса

Все внимание руководителя отнимают текущие процессы, и у него не остается времени на развитие компании

  • Немотивированная команда

Сотрудники выполняют только то, что им скажет руководитель, им не нужно переживать за результат

  • Выученная беспомощность у сотрудников

Когда взрослому человеку не дают проявлять самостоятельность или наказывают за альтернативное мнение, он становится беспомощным даже в самых простых вопросах

  • Хаос и перекосы в процессах

Попытки успеть подхватить все задачи приводят к отсутствию последовательности в их решении и неравномерному распределению усилий

  • Отсутствие взаимозаменяемости

Если руководитель уйдет в отпуск или на больничный, работа компании остановится — сотрудники не смогут действовать без его контроля

  • Выгорание у руководства

Гиперконтроль – утомительное и нервное занятие, которое не приносит эффекта, так как распылиться на все невозможно

  • Фатальные ошибки при принятии решений

У загруженного операционкой руководителя нет возможности проанализировать ситуацию и обдумать риски, он принимает неверные спонтанные бизнес-решения

Как руководителю выйти из операционки?

Выйти из привычной текучки сложно и страшно. Кажется, что без контроля руководителя все развалится, а сотрудники не смогут самостоятельно выполнить возникающие задачи.

Преодолеть эти переживания можно, если грамотно подойти к процессу выхода. Для этого поможет переосмысление задач, целей и зон ответственности, автоматизация некоторых процессов и внедрение бизнес-аналитики.

1. Реинжиниринг процессов

Реинжиниринг процессов — это их изменение для обеспечения существенного роста эффективности всего бизнеса, которое состоит из:

  • Оценки потенциала компании, сильных и слабых сторон
  • Описания текущих бизнес-процессов компании
  • Формулирования общих стратегических целей компании
  • Разработки стратегий, позволяющие достичь поставленных целей
  • Распределения зон ответственности в соответствии с новыми целями и задачами
  • Формирования бюджетов и коррекции активностей
  • Выстраивания годового оперативного плана

Степень преобразований бизнес-процессов определяется на стадии выстраивания стратегических целей и задач компании.

2. Подготовка матрицы KPI

Матрица KPI — это таблица ключевых метрик для бизнес-анализа, которые отражают цели компании. Четкие измеримые цели позволят осознать, что их достижение сотрудниками не требует чрезмерного вмешательства, а анализ KPI поможет оптимизировать процессы.

В процессе анализа важно выделить те ключевые показатели (Key Performance Indicators, KPIs), которые отражают эффективность именно вашего бизнеса.

5 советов по выходу из операционки: реинжиниринг процессов, дашборды и грамотное делегирование

Для выбора подходящих метрик изучите справочник KPI от Qlever Solutions, который содержит показатели, подходящие для анализа представителям любой отрасли и бизнеса любого масштаба:

3. Автоматизация процессов

3Программное обеспечение не допускает ошибок. Оно поможет избавиться от рутины, расширит возможности бизнеса и позволит сотрудникам уделить внимание ключевым задачам в области маркетинга, продаж, HR и производства.

С помощью ПО можно автоматизировать почти все процессы:

  • Enterprise Resource Planning (ERP) – управление производством
  • Customer Relationship Management (CRM) – взаимодействие с клиентами и партнерами
  • Human Capital Management (HCM) – управление человеческими ресурсами
  • … и другие

В каждой компании формируется отчетность, как правило, это рутинный процесс с ручным сбором данных, который занимает у сотрудников гораздо больше времени, чем кажется.

Автоматизировать разные виды отчетов помогают BI-системы:

  • Автоматически извлекать данные о транзакциях и формировать первичные документы за счет интеграции со всеми информационными системами компании (1С, ERP, CRM, кассовые системы, данные по продажам с маркетплейсов и пр)
  • Быстро формировать интерактивные сводные таблицы и визуализации на основе актуальных данных
  • Объединять данные различных дочерних компаний и подразделений в один отчет, обеспечивая единый наглядный формат представления информации
5 советов по выходу из операционки: реинжиниринг процессов, дашборды и грамотное делегирование

Система бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI-система) – это набор методов, инструментов и технологий для сбора, обработки, анализа данных и предоставления их в удобном для пользователя виде.

Узнайте больше в статье:

4. Внедрение инструментов контроля и анализа

Главное при выходе из операционки - организовать работу так, чтобы руководитель не погружался в каждую ситуацию, а включался в процесс только по необходимости на основании анализа эффективности работы подчиненных.

Для реализации такого подхода необходимо внедрение системы бизнес-аналитики (BI) как инструмента контроля.

Разработанные в BI дашборды (информационные панели) для генеральных, финансовых директоров и руководителей подразделений помогут наглядно визуализировать ключевые показатели эффективности компании.

5 советов по выходу из операционки: реинжиниринг процессов, дашборды и грамотное делегирование

BI-система объединит все важные данные в компании, и при этом поможет каждому операционному директору отслеживать ключевые метрики для конкретного подразделения:

  • R&D и IT
  • Закупки и поставки
  • Финансы
  • HR
  • Продажи и маркетинг

Отчеты по подразделениям можно консолидировать в единый дашборд для топ-менеджмента, который позволит:

  • Проанализировать основные финансовые показатели компании: EBITDA, Sales Revenue, ROS, ROA, NPM и другие
  • Быстро оценить эффективность компании в разрезах регионов, подразделений, отрезков времени, проектов и сотрудников
  • Отследить тренды во времени, выявить зависимости и спрогнозировать события
  • Принимать своевременные управленческие решения и планировать деятельность компании, грамотно распределяя ресурсы компании

5. Грамотное управление и делегирование

Чтобы контроль над работой сотрудников не стал причиной проблем для руководителя, можно последовать одной из концепций - ситуационному лидерству.

При таком подходе в зависимости от мотивации и уровня компетенций сотрудники делятся на типы, к каждому из которых применим свой тип управления:

  • Указывающий - руководитель принимает все решения единолично и дает указания сотрудникам
  • Наставнический - руководитель по-прежнему определяет функции и задачи, но он более восприимчив к участию и мнению своих подчиненных
  • Поддерживающий - лидер будет участвует в создании идей и принятии решений, но большинство решений будет приниматься командой
  • Делегирующий - руководитель работает над стратегией и видением, но решение как этого достичь, остается за подчиненными
5 советов по выходу из операционки: реинжиниринг процессов, дашборды и грамотное делегирование

Ситуационное лидерство помогает более эффективно реагировать на изменения, повысить вовлеченность сотрудников в задачи, улучшить коммуникацию внутри команды. Гибкий стиль управления позволяет руководителю более эффективно делегировать задачи сотрудникам в зависимости от их уровня компетенций и не переживать за качество их выполнения.

Qlever Solutions поможет не застревать в операционке

Автоматизируем подготовку отчетности на основе данных

Проведем аудит имеющихся в компании источников данных и настроим отображение управленческой отчетности в BI-платформе

Сформируем матрицу KPI

На основе интервью и аудита процессов поможем выбрать основные метрики для прозрачного отображения эффективности вашего бизнеса в одном приложении

Разработаем дашборды

Подготовим визуализации, которые будут отражать взаимосвязи между ключевыми KPI и помогут принимать качественные управленческие решения

Поможем в масштабировании

Подберем технологии, которые будут гибко масштабироваться вместе с ростом вашего бизнеса, разработаем новые аналитические приложения под возникшие потребности

Обучим команду

Научим бизнес-пользователей работать с BI и самостоятельно создавать дашборды

Не хватает времени на эффективное управление?

Начать дискуссию