Какими голосами говорят бренды: почему так важно выбрать правильный Tone of Voice

Проведём эксперимент. Вспомните всё, что знаете о батончиках «Сникерс»: рекламу, слоганы, визуальное оформление. А теперь представьте: если бы этот бренд был живым человеком, то каким? Наверное, активным тусовщиком, который обожает вечеринки и экстрим и говорит на современном языке. Значит, бренд общается с нами так, что мы можем представить его образ и узнать по деталям — это результат грамотной работы с Tone of Voice.

Какими голосами говорят бренды: почему так важно выбрать правильный Tone of Voice

Что такое Tone of Voice

ToV (буквально «тон голоса») — это голос бренда с его уникальными характеристиками. Он включает чётко выбранный стиль языка и единую манеру подачи информации. ToV нужен, чтобы понятно рассказывать о ценностях бренда, выделяться среди конкурентов и быть на одной волне с аудиторией.

С помощью правильно выбранного ToV бренд и человек становятся собеседниками: говорят на одном языке, одинаково смотрят на жизнь, имеют общие увлечения и понимают шутки друг друга (если вообще шутят).

На сайте автомобильного бренда EXEED нас встречает строгий имиджевый заголовок, сообщающий об эксклюзивности автомобиля, никаких заигрываний, только деловая беседа
На сайте автомобильного бренда EXEED нас встречает строгий имиджевый заголовок, сообщающий об эксклюзивности автомобиля, никаких заигрываний, только деловая беседа

Как бренд выбирает Tone of Voice

Когда бренд обретает голос, он отталкивается от анализа рынка и целевой аудитории, от определения своих ценностей и конкретных задач. Посмотрим на примерах.

Сервис Aviasales общается с аудиторией, как с близким другом. На первый взгляд, смелые шутки и мемы нужны бренду, чтобы просто быть ближе к молодёжи. Но этим выбор ToV не ограничивается. Сейчас тема авиапутешествий очень тревожна из-за ограничений, роста цен, страха опозданий, ошибок и самих перелётов. С помощью шуток и комментариев в соцсетях Aviasales становится для человека тем самым другом, который сидит на соседнем кресле в самолёте — доступно объясняет сложные вещи, понимает проблемы, помогает их решить и просто всё время поддерживает.

Знаменитые мемы Aviasales: жизненная ситуация + шутка на эту тему
Знаменитые мемы Aviasales: жизненная ситуация + шутка на эту тему

В другом тоне — экспертно-дружеском – говорит банк «Точка». Здесь выбор ToV диктует сама реальность, ведь мир финансов сложный. Представьте академическую лекцию бухгалтера про все эти налоги, справки, отчёты… Представили? Без учебников, нескольких недель в гугле или друга-юриста не разобраться. «Точка» выбирает более лёгкие, неформальные обращения и простые иллюстрации, чтобы аудитория, стартаперы и предприниматели, без стресса разбиралась в тонкостях рынка.

Дружелюбные иллюстрации банка подчёркивают понимание ЦА и дополняют ToV банка
Дружелюбные иллюстрации банка подчёркивают понимание ЦА и дополняют ToV банка

Каким бывает Tone of Voice

Хороший ToV — это уникальный и органичный ToV, но всё же можно выделить несколько общих условных тонов голоса бренда.

Дружеский тон

Один из самых популярных способов общения с аудиторией: лёгкий, открытый и весёлый. Тексты напоминают приятельские сообщения, часто с приколами и мемами — так за счёт сближения с клиентами создаётся имидж уютного, много лет знакомого бренда. Это тон арт-студий, магазинов одежды, книг, техники и т.д. Таким голосом говорят с аудиторией Skyeng, «Золотое Яблоко». Таким голосом общаемся и мы — sueta.team, предлагаем навести суеты, то есть сделать креативный проект.

Креативы telegram-каналов Skyeng и «Золотое Яблоко» 
Креативы telegram-каналов Skyeng и «Золотое Яблоко» 

Экспертный тон

Такой бренды выбирают для ликбеза, просвещения и обучения аудитории. В его основе — уважительное и заботливое обращение к людям. Такой тон подойдёт для онлайн-школы, медицинского центра или личного бренда юриста, физика, учителя и т.д. Пример отличного экспертного ToV — голос бренда витаминов и косметики Halsa или медико-генетического центра Genotek.

Часто компании на позиции экспертов отвечают на вопросы и развеивают популярные мифы
Часто компании на позиции экспертов отвечают на вопросы и развеивают популярные мифы

Фамильярный тон

Отчасти он похож на дружеский, но с большим панибратским обращением на «ты», с более развязными шутками и дерзкими слоганами (даже 18+ или на этой границе). Больше сленга! Больше экспрессии и провокаций! Это тон, который подойдёт, например, брендам интимных товаров или снаряжения для экстремального спорта. Неизменно шокирующие нас примеры фамильярного ToV — рекламные кампании Vizit, но про них вы уже прекрасно знаете. Поэтому посмотрите на креативы компании «Красное&Белое».

Забавный и дерзкий словарь от компании по продаже алкоголя
Забавный и дерзкий словарь от компании по продаже алкоголя

Серьёзный тон

Как правило, он не терпит шуток, зато изобилует строгими фактами и числами. На первый план выходит информативность, которая показывает бренд надёжным и грамотным. Это голос госкомпаний, банков и брендов премиум-сегмента. Вспомните, как серьёзно к нам обращается авиакомпания «Аэрофлот» или компания BORK — в их имейл-рассылке навряд ли можно встретить мемных котов. Для примера зашли во вложения telegram-каналов этих двух компаний. И вот, что увидели:

Изображения в едином стиле, много тематических деталей и никаких отклонений от стиля и привольности в контенте
Изображения в едином стиле, много тематических деталей и никаких отклонений от стиля и привольности в контенте

Восторженный тон

Это тон обращения к эмоциям клиента. Бренд, который обращается таким голосом, просит аудиторию разделить с ним удивление и радость и насладиться моментом. Восклицания в таком тоне и яркий дизайн — черты маркетплейсов, туроператоров и т.д. Реклама сервиса Ostrovok служит хорошим примером использования восторженного ToV.

Какими голосами говорят бренды: почему так важно выбрать правильный Tone of Voice

Важно

При выборе ToV не забывайте, что не обязательно оставаться в строгих рамках одного тона. Бренд может быть дружелюбным экспертом или говорить восторженно-фамильярно. К тону можно добавить архаичную лексику или остроумные креативы, но главное — всегда придерживаться выбранного стиля.

Как использовать Tone of Voice

Первое правило ToV — единообразие. Представьте: сперва бренд показывает серьёзную лакшери рекламу, а затем на сайте — мультяшного маскота. Клиент ждёт люксовый продукт от строгого бренда и не понимает, почему позиционирование не сходиться с тем, что он видит на сайте. Каналы общения могут быть разными, но тон всегда один.

Чтобы закрепить правила ToV крупные и основательные бренды составляют подробный брендбук, чтобы сотрудники, партнёры и клиенты понимали, с кем имеют дело. В брендбуке пишут подробное описание платформы бренда со всеми тонкостями позиционирования, ToV тоже входит в этот документ. Он рассказывает, как обращаться к аудитории, как относиться к эмодзи, какие эпитеты продвигать, а какую лексику никогда не использовать. Это помогает придерживаться редакционной политики и в целом развивать единый имидж бренда.

Брендбук — паспорт бренда, где описаны его ценности, миссия, философия, фирменный стиль, айдентика, атрибуты и прочие особенности.

Какими голосами говорят бренды: почему так важно выбрать правильный Tone of Voice
Какими голосами говорят бренды: почему так важно выбрать правильный Tone of Voice

Тексты в выбранном ToV обычно существуют в связке с визуалом: дизайном, фотографиями, видео, иллюстрациями и т.д. Голос бренда — это его целостный облик, в котором цвета работают вместе с текстом, шрифты делают акценты, а картинки помогают проще считать настроение. Важно, чтобы визуал и текст органично сочетались в каждом сообщении бренда: от обычного уведомления в приложении до целой рекламной кампании.

Tone of voice — важная составляющая фирменного стиля

Каждый бренд выбирает голос — экспертный или фамильярный, серьёзный или дружеский — в зависимости от своих целей, продукта и аудитории. Сформированный ToV:

  • направляет все посылы бренда на нужную аудиторию;
  • выделяет бренд в индустрии;
  • помогает наращивать лояльную аудиторию;
  • транслирует миссию и ценности бренда.

И когда бренд с уникальным ToV говорит — мы узнаём его голос среди прочих.

33
11
Начать дискуссию