Пути в IT. Разрушение иллюзий

На онлайн-образование у нас теперь уходит больше денег, чем на традиционные формы. Согласно исследованию российского EdTech-рынка компаний «Нетология» и Data Insight, траты взрослых россиян (от 18 до 64 лет) на дополнительное онлайн-образование составили 226 млрд руб. и впервые превысили расходы на очное обучение по этому направлению – 214 млрд руб.

Такие данные за 2021 год приводят Ведомости, а, судя по тенденциям, итоги прошлого года для образовательных онлайн-площадок будут ещё более яркими.

Секрет востребованности онлайн-школ прост: обучение по интернету можно встроить в свой привычный график. Новую профессию вы получаете, сидя с домашним ноутбуком или смартфоном. Как правило, дистанционка подстраивается под ваш распорядок дня. Большая часть платформ позволяет прокачивать знания в удобное для каждого ученика время.

Пути в IT. Разрушение иллюзий

В 2022 году топ самых популярных направлений онлайн-обучения возглавили: иностранный язык, сфера продаж (PR, маркетинг) , IT-сфера, дизайн, менеджмент. На этот список приходится практически половина рынка интернет-образования для взрослых. Как видно, онлайн-курсы для начинающих айтишников — в тройке лидеров.

Суммарная выручка первой десятки образовательных платформ в сфере digital выросла на 43% и к концу 2022 года превысила 6,5 млрд рублей.

Топ 20 лучших онлайн-платформ 2022 года по версии Brand Analytics
Топ 20 лучших онлайн-платформ 2022 года по версии Brand Analytics

Основам SEO, контекста и таргета уже начинают учить в некоторых вузах (например, в ВШЭ на факультете менеджмента по направлению "Маркетинг и рыночная аналитика"), но полноценной подготовки специалистов по этим направлениям в офлайне пока нет. Эти профессии не входят в образовательные программы, а когда они там появятся — конкурировать с онлайном будет уже невозможно. Вполне логично, что интернет-профессиям учат именно через интернет. Однако, отсутствие чётких стандартов и критериев (у каждой школы они свои) размывает понятие «качества». Как понять, что именно эти курсы самые лучшие, гарантирующие стопроцентный результат? Можно ориентироваться на узнаваемость бренда платформы, на отзывы или стоимость (если дорого — значит хорошо) . Но и здесь не всегда угадаешь: грамотная маркетинговая стратегия может раскрутить что угодно, затянуть в свою воронку продаж убедительными экспертными материалами и сладкими отзывами неприлично разбогатевших учеников.

Максим Новосёлов
сооснователь digital agency Diez+Novatechno

Попасть в IT профессию сразу после онлайн-курсов вполне возможно, но только на стажерскую позицию. У нас есть опыт обучения собственных сотрудников на различных образовательных площадках и опыт приёма сотрудников, прошедших такое обучение. В обоих случаях люди получают достаточно поверхностные знания. К нам пока не пришёл не один сеошник, который после курсов смог бы осилить сколько-нибудь серьёзный проект. Любая учёба даёт лишь понимание о профессии, сами практические навыки нарабатываются уже в процессе.

Если у меня, как у руководителя компании, будет выбор между двумя стажёрами: полностью нулевым и тем, который прошёл онлайн-обучение, то, конечно, преимущество будет у того, кто прошёл учёбу. Но если придут два “готовых” специалиста и одного за спиной только онлайн курсы, а у другого хотя бы год самостоятельного фриланса, то предпочтение я отдам второму. В нашей сфере важна "насмотренность", опыт различных ситуаций, в которых сухое обучение не даст необходимый навык. Можно почитать как написать title, но это не значит, что человек придёт и сразу с этим справится. Прежде чем он начнёт писать правильные метатеги, ему нужно написать тысячу неправильных.

Создатели большинства образовательных программ позиционируют свой продукт как готовое решение по обретению новой профессии: "Стань контекстологом (таргетологом, сеошником, зерокодером) за полгода". Это - маркетинговая ловушка. Происходит обман ожиданий, поскольку человек, идя на эти курсы, думает, что он действительно станет специалистом за шесть месяцев. Но за это время он, максимум, сможет получить скиллы уровня junior с низкой квалификацией. Чтобы стать профессионалом в SEO мне понадобилось 10 лет.

Есть два пути попасть в IT: первый - закончить курсы и пойти на позицию junior, понимая, что весь базис нужно будет приобретать фактически заново, и второй путь - сразу попасть на ту же позицию в компанию, которая готова тебя принять и обучить с нуля, чем занимаются очень многие в сфере it, и наше агентство в том числе.

Мы работаем по своему технологическому процессу. И нам иногда проще воспитать специалиста из стажёра, который сразу начнёт учиться по нашим методикам и регламентам. Так мы вырастим специалиста "под себя". В каждой студии свои особенности, и часто подходы сильно отличаются. К тому же программы онлайн обучения в IT быстро устаревают, да и сами преподаватели не всегда обладают необходимой квалификацией (например, если они давно ушли на “тренерскую” работу и не следят за тенденциями: не мониторят, как меняются алгоритмы поисковых систем, интерфейс рекламных кабинетов и т.д.)

В SEO, наряду с математическими методами, многое делается "по наитию". Каждый делает SEO по-своему и свой подход считает единственным правильным. Поэтому мы можем быть в корне не согласны с альтернативным взглядом на процесс, и когда человек придёт к нам с уже заложенными, неправильными на наш взгляд основами, придётся его переучивать.

Так всё-таки, учиться или нет?

Попасть в IT компанию даже на самую низкую ступень с нулевым багажом гораздо сложнее, чем с какой-никакой теоретической базой, пусть и весьма поверхностной.

Безусловно, первоначальные знания о выбранной профессии (а именно такие вы получите на онлайн-курсах) помогут, как минимум, выяснить, туда вы пришли или стоит поискать что-нибудь ещё. Собственно, узнать это и значительно сэкономить своё время вы сможете уже в начале пути.

Лучший способ выбрать обучение - отзывы. Но смотреть их нужно, конечно, не на сайтах самих онлайн-школ. Подпишитесь на профессиональные форумы и профильные телеграм-каналы, не аффилированные ни с какими образовательными ресурсами.

Чем ближе вы будете подходить к своей цели - новой, перспективной работе в digital - тем меньше иллюзий у вас останется. Но именно это "приземление" и поможет вам обрести настоящую, гораздо более мощную мотивацию или понять, что вы рождены для чего-то другого.

Кирилл Зуб, PR Lead Diez+Novatechno

8
4 комментария

Интересная статья! А какой штат программистов у вас? И какие вакансии открыты?

1
Ответить

Привет). Точную штатную численность мы не разглашаем, но совершенно точно люди нам требуются: разработчики, сеошники, контекстологи, дизайнеры.

Ответить