Правила стартапов. Как правильно описать «проблему»

Описание проблемы, которую решает ваш стартап — первый (часто) и жизненно необходимый (всегда) слайд вашей инвестиционной презентации. Как подходить к этой задаче — рассказывает в очередной части своих заметок «Капитан венчурная очевидность».

Наконец-то закончилась теоретическая часть про то, как мыслит инвестор, как с ним общаться. Наконец вы расчехлили PowerPoint — или в чем там вы рисуете презентацию — и готовы изложить свои мысли, следуя всем канонам минималистичного оформления. И сразу сталкиваетесь с проблемой. В прямом и переносном смысле.

С одной стороны, вам нужно описать проблему, которую решает ваш стартап, с другой — это может оказаться проблемой для вас само по себе. Больше каламубров богу каламбуров.

Pitch the problem, not the solution

Dave McClure, 500 Startups

Я считаю данный слайд «воротами» в хорошую презентацию. После его прочтения инвестор должен сказать у себя в голове: «Согласен». Проблема — это еще и мостик к остальным частям, к описанию конкурентного ландшафта, к пониманию размеров рынка.

Поделюсь моими наблюдениями и мыслями о том, как описать проблему правильно. Как всегда, отталкиваюсь от реального опыта в FunCubator и Genesis Investments.

Три тезиса, пять ссылок. Погнали!

Правила стартапов. Как правильно описать «проблему»

1. Проблема — это слово «потребность» с кучей ошибок

Так и подмывает в сотый раз написать про Pain killer vs. Vitamin. Но тут и так полно банальных советов, потому данную рекомендацию пропущу. Хотя и не скажу, что она бессмысленна. Я же сделаю акцент на правильной трактовке слова «проблема». Это то, за что люди готовы платить деньги. Живые такие люди.

Идеальный сценарий, когда ваш потенциальный инвестор тоже попадает в эту когорту и одобрительно покачает головой: да, такая потребность есть и у меня самого!

И сразу ряд уточнений. Первое. «Люди» в данном тезисе — это мостик к описанию вашего рынка. Здесь вы описываете КТО, а на слайде «Рынок» упражняетесь с аббревиатурами TAM, SAM, SOM и пытаетесь их подсчитать, не сильно привирая. Второе. Специально налажал с «готовы платить». Типичная обманка кастдева. В идеале, не «готовы платить», а «платят».

Это лучший критерий актуальности проблемы — люди УЖЕ платят деньги, УЖЕ удовлетворяют свою потребность. И если они тратят их на витамин — да и черт с ним!

Правила стартапов. Как правильно описать «проблему»

2. Описание проблемы — это описание вашего главного конкурента

Просто следствие из предыдущего пункта. Мостик к слайду с конкурентами. Не забывайте, что ваша презентация должна представлять собой цельный документ, где понятна связь между составляющими. Если потребность удовлетворяется — люди платят за это деньги. Осталось понять кому.

Снова скажу про мостики, но здесь есть связка со слайдом (кстати, его не всегда выделяют в отдельный) «Почему прямо сейчас». Инвесторам, как правило, нравится подход со сломом привычного уклада. Мы будем продавать бритвы для лезвий, но не так как это делали до нас супермаркеты.

Правила стартапов. Как правильно описать «проблему»

3. Потребность может быть неудовлетворенной, но не может быть невидимой

Напрашивается пошлая аналогия с сексом и эрекцией. Не всегда пользователь имеет возможность заплатить за реализацию своей потребности. Но, как минимум, он ищет способ крикнуть кому-то в лицо: «Shut up and take my money». Потребность выражается через действия по ее удовлетворению. Проблема/потребность вполне может быть старой, а вот ваш способ ее решить — обязан быть новым.

Первое, с чего я начинаю свое изучение представлений проблемы при просмотре входящих проектов в Genesis Investments — открываю Google Trends. Да, сейчас донором трафика все чаще становятся социальные медиа.

Но если потребность существует — вы обязательно увидите ее след в поисковых запросах. Если пойдете дальше, то покопайтесь в утилитах для SEO, таких как Ahrefs. Целей у этих изысканий две — показать, что люди ищут «предложение» для своего спроса, и что тренд на такой поиск — растущий.

Пять ссылок

1. Книга. Narconomics (Том Уэнрайт). Разбор наркобизнеса через призму экономики. Тоже вполне себе потребность, пусть и губительная. Весьма интересный взгляд без игры в мораль.

2. Кино. Авиатор (2004). Не поленитесь почитать про самого Говарда Хьюза, которого сыграл в фильме Ди Каприо. Говард был Маском своего времени, не менее.

3. Сервис/Список/Шаблон. Tweekly. Тренды и бизнес-модели каждую неделю на ваш email. Пожалуй, лучшая русскоязычная рассылка на тему трендов. Еще могут посоветовать signum.ai.

5. Ссылка на английском. Google Trends. Старая статья от самого Google про этот инструмент в исследованиях.

2424
6 комментариев

Виктор, гоу в hardware стартапы! :-) 

1
Ответить

Я честно в них ни черта не понимаю. Потому мне сложно будет анализировать риски. Лучше сфокусироваться и качать то, чем занимался долгое время и в чем понимаешь. Ну и не врать ни себе не людям про всеядность :) 

1
Ответить

Основной нюанс, который стоит учитывать — в большинстве проектов заказчик не разбирается в сфере IT. Он не сможет проконтролировать рабочий процесс и качество итогового продукта. 👀

1
Ответить

Инвестор - не заказчик. Это же не аутсорс. 

Ответить